Scania Griffin – проект для российских компаний

В. Семёнов

В конце 2001 года шведская компания Scania приступила к реализации в России уникального в то время проекта по продажам специальной, «российской» версии седельного тягача, организации его высокопрофессионального технического обслуживания в разных регионах страны и предоставлению выгодных условий финансирования.

Такую комплексную задачу тогда не ставила перед собой ни одна зарубежная фирма, работающая в России. В определенной степени Scania пошла на риск, но теперь, когда тягачи Griffin (такое название получили «российские» машины) стали самыми популярными из импортируемых автомобилей, а число проданных машин перевалило за две тысячи,
можно сказать, что риск оказался оправданным.

Главная цель руководителей проекта Griffin заключалась в том, чтобы предложить недорогой, а значит, доступный для автотранспортников тягач для внутренних перевозок, отличающийся высоким качеством, экономичный и в максимальной степени приспособленный к российским дорожно-климатическим условиям эксплуатации. Комплектация автомобиля была тщательно подобрана исходя из накопленного к тому времени опыта продаж и эксплуатации шведских грузовиков в России. В стандартное оснащение вошли усиленная рама, достаточно мощный 310-сильный дизель, фильтр-влагоотделитель, комфортабельная кабина со спальным местом, автономный отопитель, блокируемый дифференциал заднего моста, система электрического подогрева охлаждающей жидкости, работающая от электросети напряжением 220 В.

Трехосный тягач Scania Griffin с колесной формулой 6х4 и 380-сильным дизелем

Параллельно по всей стране быстрыми темпами создавалась дилерская сеть для реализации продукции. Результата пришлось ждать недолго. Тягачи Scania начали интенсивно ввозить в Россию, был организован склад, где всегда имелось в наличии несколько десятков автомобилей. Сроки заказа (покупки) резко сократились, а автомобили все чаще можно было видеть на дорогах страны.

Компания организовала специальное бесплатное обучение водителей грузовиков Griffin, и правильные приемы вождения обеспечили хорошую экономичность перевозок. При движении автопоезда полной массой 38,0 т со скоростью 67...87 км/ч средний расход топлива тягачей составлял 30,0...31,5 л/ 100 км. Средний годовой пробег автомобилей равнялся 200...250 тыс. км, при этом наличие у фирмы 20 станций техобслуживания в России снимало все проблемы с проведением регламентных работ. Для тягача при годовом пробеге 100 тыс. км стоимость техобслуживания не превышала 2000 евро, включая все расходные материалы.

Вскоре, обобщив опыт эксплуатации и замечания, получаемые дилерами от водителей, автомобиль модернизировали. Вместо 310-сильного дизеля с 2005 г. предлагаются только 340- или 380-сильные двигатели, отвечающие требованиям экологического стандарта Euro 3. Рулевая колонка, жестко фиксировавшаяся на грузовиках первой серии, уступила место новой конструкции с возможностью регулировки по высоте и углу наклона. Наконец, в 2005 г. проект Griffin предложил реализацию не только седельного тягача с колесной формулой 4х2, но и был расширен за счет трехосных тягачей с колесной формулой 6х4, а также шасси 4х2 для развозных транспортных операций.

Scania P94G 4x2 310 Griffin

Остановимся подробней на конструкции трехосного варианта. Заводское обозначение модели – P114GA 6х4 N2 380. Автомобили комплектуют усиленной рамой с двойными лонжеронами суммарной толщиной 17,5 мм. Максимальная нагрузка на переднюю ось составляет 7100 кг, на заднюю тележку – 21 000 кг. В качестве упругих элементов подвески спереди применены параболические рессоры, сзади – многолистовые. Передний мост дополнен стабилизатором поперечной устойчивости. Модель оснащают стальными штампованными колесами с шинами Michelin размером 295/80 R22,5.

Спальная кабина с одним спальным местом крепится к раме в четырех точках на пневмоэлементах. Оборудование кабины включает «ручные» стеклоподъемники, люк в крыше с ручным управлением, автономный сухой отопитель кабины фирмы Eberspаcher мощностью 1,8 кВт с механической системой управления, сиденье водителя на пневмоподвеске, с регулировкой по массе водителя, интегрированным ремнем безопасности и подогревом. Комплектация предусматривает установку круиз-контроля, однодневного тахометра Kienzie, зеркал заднего вида с электроподогревом, съемных резиновых ковриков, очистителя-омывателя фар, складного рычага переключения передач. Покупателю предлагается три варианта окраски кабин: белая, синяя и красная (цвета российского флага). Решетка радиатора снабжена запорным устройством, а стальной бампер – фиксированными подножками. В оснащение входят также комплект спойлеров, снижающих аэродинамическое сопротивление, специальные огни автопоезда на крыше и две аккумуляторные батареи емкостью 175 А·ч.

Конструкция 11-литрового дизеля Scania DC 04 с четырьмя клапанами нацилиндр, турбонаддувом и системой промежуточного охлаждения воздуха

Силовой агрегат тягача состоит из 6-цилиндрового дизеля Scania DC11 04 380 рабочим объемом 11,0 л и 9-ступенчатой механической коробки передач Scania GR 900 с одной «ползучей» передачей. Дизель с системой турбонаддува и промежуточным охлаждением воздуха развивает мощность 380 л.с. при 1900 мин-1. Максимальный крутящий момент достигает 1800 Н·м при 1000...1300 мин-1.

Главные передачи ведущих мостов тягача – одноступенчатые гипоидные с блокировкой межколесных и межосевого дифференциалов. Тормоза барабанные на всех колесах, с пневмосистемой, осушителем воздуха и стояночным тормозом пружинного типа, действующим на передние и задние колеса. АБС входит в стандартную комплектацию. Шасси массой 9000 кг оснащено двумя стальными топливными баками вместимостью 300 л каждый. На автомобиль устанавливают топливный влагоотделитель с подогревом, подогреватель топлива. Крышки топливного бака оборудованы замками.

Седельное устройство JOST JSK 37 CZ расположено на высоте 1300 мм. В списке дополнительного оборудования присутствуют витые тормозные шланги для полуприцепа, витой кабель для электросистемы полуприцепа, электроразъемы, устройство для накачки шин со шлангом, гидравлический домкрат и два упора под колеса.

Для покупателей грузовиков Scania имеет особое значение то, что грузовики этого семейства, прошедшие таможенную очистку, продаются со стоянок дилеров, а это исключает процедуру заказа машины и таможенного оформления ввозимой техники покупателем. Весьма привлекательные цены и особые условия по лизингу, специально разработанные для грузовиков Griffin, а также помощь в оформлении лизинга компании «Скания-Лизинг» пришлись по душе сотням покупателей. Условия 3,5-годичного лизинга седельных тягачей Griffin приведены в таблице (в лизинговый платеж включены налог на имущество и страхование КАСКО на весь срок лизинга, платежи – в евро, с НДС).