Оригинал или копия?
Грузовые автомобили из Поднебесной – это почти всегда калька с японских аналогов. О том, насколько эти копии справедливы с точки зрения закона, рассуждать сложно: информация о китайских лицензиях зачастую недостоверна. Зато нам по силам сравнить конкретные экземпляры, прошедшие редакционные испытания. Тем более, что на наших тестах побывали китайские трехосные самосвалы DongFeng DFL3251A и Foton Auman, а также чистокровный японец Isuzu СYZ51Q с аналогичной колесной формулой 6х4.
Isuzu
Isuzu
DongFeng
DongFeng
Foton
DongFeng
Isuzu
DongFeng
Isuzu
Foton
Foton
DongFeng
Isuzu
Foton
На внешних различиях самосвалов подробно останавливаться не будем, но некоторые аспекты отметить стоит, поскольку с момента проведения теста самосвала Foton коммерческая линейка данной техники прошла небольшой рестайлинг. В частности, прежняя кабина получила новую пластиковую облицовку и переднюю оптику. Но изменения по сути «косметические», внутреннее пространство и основные элементы кабины остались прежними. На наш взгляд, это никак не повлияло на эксплуатационные характеристики машины. Общая черта трех протестированных самосвалов – размещение зеркал заднего вида. Левое зеркало, как и на «европейцах», закреплено на водительской двери. Его легко настроить или протереть прямо с места водителя. Правое зеркало с помощью длинных кронштейнов вынесено вперед и закреплено на передней стойке кабины – азиатская школа. Пожалуй, такое «смешение стилей» наиболее практично для тяжелой грузовой техники. Именно на новой кабине Foton крепление правого зеркала изменили. Это одно из немногих внешних различий старого и нового поколения Foton.
Даже невооруженным глазом легко заметить разницу в размерах самосвальных надстроек «китайцев» и «японца». По нашим подсчетам, геометрическая вместимость кузова DongFeng DFL3251A ровно 16 м3, Foton Auman – 16,2 м3, Isuzu СYZ51К – 10,7 м3. Разница существенная, но грамотный эксплуатационщик должен понимать, что больше не всегда означает лучше, ведь чем больше объем надстройки, тем ниже грузоподъемность самосвала. По официальным данным заводов-изготовителей, оба «китайца» рассчитаны на грузоподъемность (для дорог общего пользования) 12 300…12 500 кг, самосвал Isuzu без нарушения эксплуатационных норм может брать 18 000 кг груза! Такого результата японцам удалось добиться за счет снижения снаряженной массы грузовика. Порожний Isuzu весит 11,065 т, DongFeng DFL3251A – 12,3 т, Foton Auman – 12,5 т. Кстати, низкая собственная масса самосвала дает не только пропорциональное увеличение грузоподъемности. За счет снижения снаряженной массы увеличивается ресурс деталей подвески и ходовой части, ведь за редким исключением соотношение времени работы груженого/ порожнего самосвала составляет 50/50. Но при грамотной эксплуатации разница в грузоподъемности и вместимости кузова не является однозначным мерилом преимущества конкретного самосвала. Из данных цифр можно сделать вывод, что «японец» рассчитан на работу с тяжелыми строительными материалами, а «китайцы», наоборот, придутся впору для транспортировки насыпных грузов малой удельной плотности, таких как керамзит, щепа, древесный уголь и т. п. При перевозке грузов высокой плотности «китайцы» должны грузиться по допустимой грузоподъемности, а не «сколько поместится в кузов». В таком случае кузов будет загружен лишь на треть, зато все технические требования будут соблюдены. К сожалению, в российских условиях машины из Поднебесной перевозят грузы, втрое превышающие допустимые, а это административное правонарушение, и потому при такой эксплуатации судить о технических характеристиках автомобилей сложно. Характерной чертой китайских грузовиков является огромная общая и погрузочная высота. Самый высокий из представленных – DongFeng DFL3251A. Его «рост» 3370 мм. Isuzu СYZ51К ниже почти на 340 мм! Foton Auman расположился посередине. С погрузочной высотой по заднему борту дела обстоят еще плачевнее – разбежка достигает полуметра, естественно, в пользу «японца». Погрузочная высота влияет не только на скорость загрузки автомобиля. Чем выше расположен кузов, тем выше и центр тяжести, а чем выше центр тяжести, тем больше вероятность опрокидывания автомобиля. Но самосвал Foton Auman хотя бы оборудован балками поперечной устойчивости на каждой оси, тогда как на грузовики DongFeng, поставляемые в Россию, балки поперечной устойчивости не устанавливают вовсе (за исключением седельных тягачей). Добавим, что приведенная погрузочная высота китайских самосвалов справедлива для надстроек с коленчатым подъемником, расположенным непосредственно под кузовом.
На данный момент можно заказать и самосвалы с передним расположением гидроцилиндра подъема. При такой компоновке система подъема расположена перед кузовом, и шток гидроцилиндра упирается в передний козырек надстройки, что позволяет опустить платформу чуть ниже. В завершение внешнего осмотра отметим, что все три грузовика лишены такого необходимого для самосвала атрибута, как защитные решетки передних фар, что с успехом исправляют большинство их дилеров. Кстати, еще о защите. Мы часто корим китайских производителей за установку боковых противоподкатных брусьев, что называется, для виду. Мол, они не способны выдержать сколь-нибудь ощутимого удара. Но на протестированном нами «японце» боковых брусьев не было вообще. По-видимому, в Стране восходящего солнца нет подобных требований к грузовым автомобилям, однако дилерам от этого не легче. Чтобы самосвал мог официально продаваться в России и соответствовал требованиям норм Euro 3, продавцам придется дорабатывать грузовик и устанавливать эти самые противоподкатные брусья. Китайские производители грузовиков всегда уделяли много внимания интерьеру. Говоря о комфорте рабочего места водителя, мы будем сравнивать трех борцов одной весовой категории. Более того, передние панели «японца» и Foton Auman полностью идентичны, правда, в обновленной кабине Foton панель слегка «перерисовали», но общие с японской «классикой» черты прослеживаются. Ради справедливости отметим, что японский самосвал приятней «на ощупь»: мягкие материалы отделки и высокое качество подгонки панелей дают о себе знать. Интерьер DongFeng DFL3251A впору похвалить. Конструкторы, нарисовав нечто среднее между интерьером японских грузовиков Nissan и шведских Volvo серии FL, попали в точку. Салон самосвала получился без изысков, но аккуратным и симпатичным. DongFeng может даже похвастаться куда большим количеством ниш и боксов для мелочей, чем Isuzu и Foton. Единственное, в чем Isuzu СYZ51К нет равных, это шумо- и виброизоляция салона. Тут «японец» способен дать фору не только сравниваемым китайским самосвалам, но и многим европейским грузовым автомобилям. В салоне практически идеальная тишина, и в этом «заслуга» не только материалов отделки. Силовой агрегат собственного производства работает идеально. Просто шепчет! Для дизельного мотора мощностью 360 л.с. такая тихая работа скорее исключение, чем правило. Это притом, что объем японского мотора огромен – свыше 14 л. Для сравнения: лицензионный силовой агрегат Cummins ISLe310 30 китайского производства, устанавливаемый на самосвалы DongFeng DFL3251A, может развивать мощность от 310 до 375 л.с. при объеме «всего» 8,9 л. Объем двигателя Foton Auman также несравнимо меньше, чем на «японце», – 9,7 л. Данный силовой агрегат Weichai WP10.336, изготовленный по лицензии фирмы Steyr, производят в единственной модификации мощностью 336 л.с. А вот с крутящим моментом, что для грузовиков не менее важно, чем мощность, «китайцы» подкачали. Двигатель Isuzu 6WF1-ТС уже при 1100 мин–1 развивает 1422 Н.м, тогда как DF Cummins – 1125 Н.м при 1400 мин–1, а Weichai WP10.336 – 1250 Н. м в диапазоне от 1200 до 1600 мин–1. Цифры говорят сами за себя. У японского дизеля не просто более высокий крутящий момент, но и достигается он при меньшей частоте вращения. А низкооборотный двигатель это не только меньший расход топлива, но и увеличенный ресурс силового агрегата. Кстати, некоторые продавцы техники Foton еще предлагают покупателям самосвалы со старой кабиной (как на наших фотографиях) и силовыми агрегатами Weichai WD615.50, соответствующими экологическому стандарту Euro 2 и развивающими мощность 280 л.с. Такие машины будут стоить дешевле современных аналогов, зато конструкция дизельного двигателя на них не обременена электронными «наворотами», что отчасти даже лучше при эксплуатации автомобиля в отдаленных уголках нашей огромной страны. Оба «китайца» укомплектованы абсолютно идентичными несинхронизированными 9-ступенчатыми коробками передач Shaanxi Fast Gear Co. Eaton Fuller RT-11509C. Выбор коробок передач для установки на тяжелые грузовики в Китае небогатый, отсюда и одинаковые трансмиссии на двух конкурирующих самосвалах. Однако при всех нареканиях к несинхронизированным КП данная коробка передач – наилучший вариант из возможных. Об их надежности говорить пока рано, но по крайней мере после небольшой обкатки и первой замены трансмиссионной жидкости можно работать. Передачи включаются без особых усилий, а «если повезет», так и без постоянного двойного выжима педали сцепления. Понятно, что сравнивать с ними японскую синхронизированную 6-ступенчатую КП не имеет смысла. Трансмиссия разрабатывалась непосредственно для двигателя Isuzu 6WF1-ТС, поэтому к их совместной работе нареканий никаких нет. Безусловным фаворитом нашего сравнения по совокупности показателей является японский самосвал Isuzu СYZ51К. Это было понятно еще до проведения тестов, и, думаю, ни для кого не стало неожиданностью. Тот факт, что китайские самосвалы мы сравниваем с продуктом одного из лидеров японского автомобилестроения, уже говорит о многом. Более того, в таких моментах, как комфорт в салоне, ремонтопригодность и т. д., «китайцы» практически не уступают японскому самосвалу. И это уже серьезная заявка на высокий уровень продаж в России.
Если же сравнивать DongFeng DFL3251A и Foton Auman, то здесь явного лидера нет. Машины сравнимы по показателям грузоподъемности и вместимости кузова, обе оснащены лицензионными двигателями китайского производства и несинхронизированными КП и стоят примерно одинаково. Поэтому при выборе из двух «китайцев» советуем обращать внимание не столько на симпатии к одной из марок, сколько на близость к вам торгового представителя, его фирменных СТО и магазинов запчастей. Это может оказаться куда более существенным фактором эффективной эксплуатации самосвала, чем выбор конкретного производителя. |