В стране конкистадоров

По Испании на FH16

Владимир Шляховой
С помощью таких выдвижных «ног» съемные кузова грузовика и прицепа можно быстро заменить
Перед рычажком стеклоочистителя находится переключатель режимов моторного тормоза
Подрулевой переключатель указателя поворотов служит и для управления АСС
Музыку в кабине теперь можно слушать с любого носителя, но лучше всего с фирменной «флэшки»
Бо‘льшую часть «электронных помощников» можно включить или отключить с панели управления
Эта лампа на правой передней стойке предупреждает водителя о препятствии в мертвой зоне
Система Driver Allert Support активируется только при движении со скоростью не менее 60 км/ч
Датчик системы Lane Changing Support прячется за кабиной, над грязезащитным кожухом
Датчик (радар) системы АСС расположен
на передней панели возле левой фары

На затяжных подъемах неширокие двурядные испанские дороги обязательно имеют дополнительную правую полосу, отделенную широкой прерывистой линией разметки, куда должны убираться медлительные грузовики, чтобы не задерживать более быстрый транспорт. А «наш» FH16 с 660-сильным мотором весело шел в гору, обгоняя автопоезда, натужно ревущие моторами где-то на обочине. Когда мы поравнялись с одним из наших коллег, управляющим автопоездом с менее мощным двигателем, сидевший рядом со мной Мигель сказал: «Смотри!» Наклонившись к рулю, он включил правый поворот и крутанул руль вправо. При этом на правой передней стойке кабины сразу замигала желтая лампочка, а звук тихого зуммера указателя поворотов многократно усилился. Водитель обгоняемого автопоезда вызова не принял – он свернул к обочине и дал по тормозам. Да, подумал я, интересно горячие испанские парни развлекаются в перерывах между корридой…

Однако все оказалось проще – так мой пассажир решил познакомить меня с системой Lane Changing Support (LCS), предупреждающей о наличии препятствия справа от грузовика.

Не знаю, как отреагировала бы на наглядную демонстрацию местная полиция, машины которой довольно часто проносились мимо нас с включенной «мигалкой», но что при этом подумал водитель обгоняемого грузовика (как, впрочем, и другие участники теста, наблюдавшие за этим), читатель легко догадается сам…

Прошедшей осенью компания Volvo Trucks провела тест своих грузовиков в горах Испании. Как оказалось, и место, и отвратительная погода, обычно несвойственная для этих мест, наилучшим образом способствовали знакомству с машинами.

Мне достался «флагман» модельного ряда – FH16 с 660-сильным двигателем. Надо сказать, что 40-тонный автопоезд был не совсем обычным – он состоял из грузовика и прицепа со сменными кузовами контейнерного типа Swap Body, позволяющими максимально ускорять процесс погрузки-разгрузки. Такие кузова крепятся к подрамнику с помощью специальных «быстрых» фиксаторов, а по углам сделаны выдвижные упоры. Таким образом, доставив груз к месту назначения, можно в считаные минуты установить на упоры быстросъемные кузова-контейнеры и грузовика, и прицепа, а затем, стравив давление в подвеске (которая здесь пневматическая как у грузовика, так и у прицепа), выехать из-под них. Точно так же, не теряя времени, можно произвести погрузку.

Трудно сказать, что в этой машине достойно наибольшего внимания: силовой агрегат, оборудование кабины или электронные помощники. И хотя все это одинаково важно, начать, наверное, стоит все же с силового агрегата.

Силовой агрегат

Двигатель рабочим объемом 16 л, которым комплектуют FH16, выпускают в трех вариантах по мощности: 540, 580 и 660 л.с. Соответственно и крутящий момент впечатляющий – 2600, 2800 и 3100 Н.м. На тестируемом грузовике стоял двигатель Euro 4, использующий при работе AdBlue, хотя возможны его варианты Euro 3 и Euro 5 (последний, вполне понятно, тоже «мочевинный»).

Нельзя обойти вниманием и автоматизированную 12-ступенчатую коробку передач I-Shift, которая недавно была усилена и адаптирована даже для столь мощных двигателей. До недавнего времени я в принципе не воспринимал автоматические трансмиссии, но работа этого агрегата оказалась выше всяческих похвал. Прежде всего, автоматическая и автоматизированная коробки передач – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Первая представляет собой сложную гидромеханическую трансмиссию со сравнительно невысоким к.п.д., а вторая – это обычная механическая КП с таким же обычным сцеплением, но полностью управляемая электроникой. Соответственно на грузовике с подобной трансмиссией отсутствует педаль сцепления, поскольку его работой также заведует электроника.

Автоматизированная КП может работать и в автоматическом, и в ручном режиме, когда водитель может выбирать нужную передачу с помощью подрулевого переключателя. Более того, I-Shift может работать в двух режимах – экономичном и (чуть не сказал «спортивном») «мощностном», для переключения которых позади «джойстика» выбора режима работы КП имеется кнопка «Е/Р».

По горам, по долам

Стартовав в Эль-Реболедо, где расположен сервисный центр второго по величине дилера Volvo в Испании, вскоре мы подъехали к въездному терминалу на окружную дорогу г. Аликанте, которая является платной автомагистралью АР-7 великолепного качества. В очень узких въездные воротах, на столбах которых оставили следы своих зеркал многие десятки грузовиков, автомат выдал талон, после чего поднялся шлагбаум и мы выехали на автомагистраль.

«Умный» круиз-контроль

Вырвавшись на большую дорогу, прежде всего я, естественно, решил попробовать в работе автоматический круиз-контроль (АСС), который входит в перечень нового оборудования FH16, но особого успеха эта попытка не имела. Автоматический круиз-контроль отличается от обычного тем, что не только поддерживает заданную скорость, а приспосабливает ее к реальным условиям движения. Его особенностью является радар, вмонтированный в переднюю панель автомобиля (рядом с левой фарой) и объединенный в единую систему с коробкой передач I-Shift и тормозной системой. Активируется АСС с помощью ползунка на рычажке указателя поворотов, а скорость задается кнопками, расположенными на торце этого же рычажка. При этом заданная скорость высвечивается на шкале спидометра зеленым светодиодом. А дальше все как обычно. АСС поддерживает заданную скорость до тех пор, пока его радар не обнаружит впереди препятствие в виде автомобиля, идущего с меньшей скоростью. В этом случае АСС не просто снижает скорость, но и указывается ее безопасное значение на шкале спидометра желтыми светодиодами. А если расстояние до впереди идущего автомобиля становится небезопасным, АСС не только автоматически притормаживает автомобиль, но и подает водителю звуковой сигнал.

Выставив разрешенные на местных автомагистралях для автопоездов 90 км/ч, я занял правый ряд и так и двигался до конца платного участка, но поскольку все грузовики здесь идут «на автопилоте» с одной скоростью, ни обогнать, ни даже приблизиться ни к кому так и не довелось. Поэтому здесь АСС себя не показал.

КП I-Shift

Даже когда дорога запетляла и начался подъем в горы, испытать автоматический круиз-контроль не получилось, зато можно было прочувствовать работу коробки передач. Подъем оказался достаточно крутым, тем не менее 660-сильный двигатель тянул автопоезд очень уверенно. Впрочем, «электронные мозги» все же постепенно перешли на 7-ю передачу.

Нельзя не отметить, что коробка передач на данном грузовике – не обычный «тупой» автомат, поскольку электроника при переключении учитывает не только частоту вращения двигателя, но и режим движения. Например, на равнине, когда даже в экономичном режиме автопоезд разгоняется интенсивно, в момент переключения «вверх» обороты двигателя падают с 1300 до 1050 мин–1. Когда машина идет на подъем и требуется больше мощности, переключение на повышенную передачу происходит уже при более высоких оборотах и стрелка тахометра в этот момент доходит до 1600 мин–1, перескакивая на 1300 мин–1 в том же экономичном режиме. И в таком же диапазоне, но в обратном порядке при движении на подъем происходит переключение на пониженные передачи. Если же при движении на подъем необходимо разогнаться, можно либо перейти на ручной режим управления коробкой и установить пониженную передачу, либо нажать кнопку «Е/Р». Я для простоты выбрал второй вариант, при этом КП сразу же переключилась на передачу ниже, и здесь особенно ярко проявилось превосходство FH16 над остальными автопоездами, медленно тянувшими на подъем в правом ряду.

Завершая рассказ о коробке передач I-Shift, нельзя не отметить, что середина зеленой зоны тахометра (1300 мин–1), что соответствует «серединке» максимального крутящего момента, приходится как раз на максимальную скорость, которая на большинстве FH16 ограничена электроникой до 90 км/ч. А  это, к сожалению, наблюдается далеко не на всех магистральных тягачах.

О тормозах

FH16 оснащен очень эффективным и многофункциональным моторным тормозом. Управляется он верхним правым подрулевым переключателем, расположенным над рычагом управления стеклоочистителями и имеющим пять положений. Первое положение – «А» («автомат») – должно использоваться при движении с включенным автоматическим круиз-контролем, а в ином АСС попросту не будет работать. В этом положении машина тормозит двигателем и с выключенным АСС. Кроме того, имеются три положения обычного моторного тормоза и положение «В» (моторный тормоз Volvo), обеспечивающее максимальную эффективность замедления.

В штатных ситуациях на оборудованном таким образом автомобиле можно вообще не пользоваться колесными тормозами, что мне и довелось проверить на практике. Например, при движении в горах достаточно было поставить рычажок моторного тормоза в первое положение, и когда я отпускал педаль акселератора, машина автоматически притормаживала двигателем. Если и этого не хватало (прежде всего в поворотах), можно было передвинуть рычажок еще на одну-две позиции. В то же время «нулевое» положение рычажка управления моторным тормозом соответствует «нейтралке», и в этом положении автомобиль на спуске может разогнаться гораздо сильнее, чем прописано в ограничителе скорости.

Датчик дождя

Невысокие горы Валенсии, покрытые небогатой вечнозеленой растительностью и чем-то напоминающие Крым, встретили нас дождем, который мгновенно покрыл каплями ветровое стекло. А что же датчик дождя? Оказывается, его достаточно включить, для чего надо лишь передвинуть рычаг стеклоочистителя в верхнее положение, а потом можно забыть о его существовании. Щетки, поначалу периодически смахивавшие редкие капли, с усилением дождя стали работать все быстрее, но снова замирали в короткие перерывы стихии. Должен сказать, что я проникся уважением к данному устройству, хотя до этого относил его к числу второстепенных опций. Впрочем, сначала датчик дождя я воспринял лишь как нечто забавное, а по достоинству смог оценить его уже гораздо позже, когда сел за руль грузовика, не имеющего подобного устройства.

Возвращаясь к датчику дождя, добавлю, что можно регулировать его чувствительность, для чего сверху того же рычажка управления стеклоочистителем находится ползунок, имеющий четыре положения. Конечно, лучше всего это устройство работает на максимальной чувствительности, но ведь постоянное шатание «дворников» перед глазами может утомить больше, чем редкие капли дождя…

Устал? Отдохни!

В число различных «электронных помощников», установленных на FH16, входит и система контроля движения по полосе Lane Keeping Support (LKS), которая начинает работать при скорости 60 км/ч. Видеокамера, установленная в верхней части ветрового стекла, контролирует положение автомобиля на полосе, и в случае, если колесо наезжает на линию продольной разметки при выключенном указателе поворота, электроника расценивает это как признак того, что водитель устал или отвлекся от управления, и подает сигнал прерывистым звучанием зуммера.

Одновременно с активацией LKS на FH16 включается еще одна система – Driver Allert Support (DAS), являющаяся дополнительной функцией («расширением») LKS и использующая те же самые компоненты. Данная система придумана для того, чтобы контролировать состояние водителя и информировать его о том, насколько внимательно он управляет автомобилем. Для этого на дисплее DAS, находящемся перед водителем, имеются пять полосок, обозначающих степень его внимания. Водитель в случае наезда переднего колеса на линию продольной разметки, как обычно, предупреждается зуммером, но если водитель будет ошибаться слишком часто (говорят, порог составляет две ошибки за 7 минут), он потеряет сначала одну полосочку, потом другую и третью. Когда на дисплее останется только одна полоска, Driver Allert Support вежливо поинтересуется, не пора ли отдохнуть, выведя надпись «Time for a break?».

Систему LKS (а вместе с ней и DAS) можно легко активировать или отключить клавишей на панели управления.

Были на FH16 и другие новшества. Например, фонари бокового освещения, воспользоваться которыми не было случая, поскольку тест-драйв завершили до темноты.

Об интерьере

FH16 не только самый «нафаршированный» различными вспомогательными системами грузовик Volvo. Он отличается и самой роскошной внутренней отделкой. Кожаный салон, включая рулевое колесо и обивку сидений, сделан из двухцветной, золотистой с синим кожи. При этом и на обивке, и на дверных панелях крупно написано: «FH16». Есть в обновленной кабине и поворотное сиденье, и многое другое.

Достаточно необычным пока кажется то, что музыку в кабине теперь можно прослушивать практически с любых носителей, в том числе с «флэшки», вставленной в соответствующий разъем USB возле прикуривателя. А когда эта «флэшка» фирменная, то и музыка звучит совсем по-другому…

* * *

FH16 оставил у меня двоякое впечатление. Сказать, что этот грузовик мне не понравился, было бы неправдой. Он хорош во всех отношениях, кроме одного: очень быстро портит водителя, после FH16 садиться за руль любого другого грузовика, даже самого современного, почему-то не хочется. Я, пересев после FH16 в другой грузовик, вспомнил слова одного дальнобойщика, сказанные в подобном случае: «ГАЗ-51!..» Поэтому я думаю, что водитель, даже недолго поработав на данной машине, вряд ли захочет садиться за руль другого грузовика.

Уже когда мы подъезжали к Аликанте, на одном из перевалов за много километров стал виден силуэт огромного быка. Как-никак, но Испания – страна корриды. И хотя корриду мы так и не увидели, впечатления от FH16 заменили ее сполна.