Автобусы Hyundai County HD17BP и Marcopolo Real 0000010 (Real BHN)

М. Шелепенков, фото автора

Real внешне современнее, хотя его расплывчатые формы напоминают вздувшийся бочонок

У County более строгие формы и выглядит он подтянутым бодрячком

В салоне Real обилие поручней и антивандальные сиденья, у County все с точностью до наоборот



Характерная деталь для оценки качества сборки и применяемых технологий – угол сопряжения приборной панели и передней стойки кузова



На County прислонно-сдвижная дверь образует широкий проход, но сама дверь вызывает нарекания у эксплуатантов. На Real дверь поворотно-планетарного типа более надежная, но проход получается узким



В Marcopolo не стали монтировать переднее пассажирское сиденье перед ветровым стеклом, обеспечив водителю лучшую обзорность, чем в County

Вот такой гимнастикой занимается водитель Real, тогда как водитель County просто выходит через свою, отдельную дверь

Непохожие, на первый взгляд, автобусы Hyundai County и Marcopolo Real на самом деле объединяет многое. Несмотря на звучные заморские названия, они созданы в России или специально для России, собраны на отечественных предприятиях, а в качестве шасси для них выбран один и тот же среднетоннажный грузовик Hyundai.

Производитель: Ростовский завод грузовых автомобилей (ООО «РЗГА», Россия)
Модель:Hyundai County HD17BP
Начало продаж в России: 2007 г.
Цена: 1 047 000 руб.

Производитель: СП РАМ «Русские Автобусы–Марко» (Россия)
Модель: Marcopolo Real 0000010 (Real BHN)
Начало продаж в России: 2008 г.

Откуда цветочки?
Hyundai County изготавливают на Ростовском заводе грузовых автомобилей (РЗГА). Название завода пока еще не на слуху, поэтому сначала немного вспомним недавнее прошлое, предшествующее появлению отечественного Hyundai County. Ростовский завод грузовых автомобилей образован в 2005 г. Новое предприятие создавали на основе бывш. Таганрогского комбайнового завода специально для производства автобусов разного класса и грузовых автомобилей (отсюда и название). В феврале 2006 г. предприятие подписало лицензионное соглашение с компанией Hyundai Motor Company о промышленной сборке в России автобусов малого и среднего класса и седельных тягачей.
Интересная особенность завода – ему достались в наследство мощный проектный институт и опытное производство, где собственно и создавали прототип отечественного County. Наш автобус, несмотря на лицензионное заморское наименование и перекликающийся с оригинальным County дизайном, разработка самостоятельная, максимально адаптированная к российскому рынку и с заложенным высоким уровнем локализации. Собственно, из Южной Кореи к нам приходят только рама и трансмиссия, а кузова целиком, за исключением автоматической пассажирской двери, изготавливают в России. Первый автобус РЗГА собрал в декабре 2006 г., в массовое производство его запустили с января 2007 г.
Marcopolo Real – это продукт совместного предприятия «Русские автобусы–Марко», у которого на данный момент две производственные площадки: в подмосковном Голицыно (ГолАЗ) и в Павлово-на-Оке (ПАЗ), где делают автобусы, разработанные бразильской компанией Marcopolo. Производственная площадка Real в Павлово находится по соседству с производством доморощенных «пазиков». Быстрота, с какой организовано новое производство, впечатляет: соглашение подписано в августе 2007 г., а первые автобусы собрали уже в ноябре. Производительность площадки – до 5000 автобусов в год, но планы на этот год пока скромные – 800 «Реалов». Не считая шасси Hyundai, которое приходит на завод из Южной Кореи, многие кузовные комплектующие для автобуса Real поставляют из Бразилии, но это пока. Уже к концу 2008 г. локализация производства по кузову должна достигнуть 100%. Интересный факт: автобус Real разработан в Бразилии, но не имеет за океаном прямого аналога. Иными словами, Real создан специально для России и выпускается только в России.

Кузовной вопрос
Принципиальная разница между County и Real хорошо заметна даже внешне. У «бразильского» больше колесная база, а следовательно, длиннее кузов и выше пассажировместимость. Но это преимущество Real временное, так как на РЗГА уже создали и готовят к выпуску удлиненную версию Long отечественного County, которая проходит сертификационные испытания. Когда автобусы по эксплуатационным характеристикам полностью сравняются, выбирать придется по лучшим условиям продажи и... личным предпочтениям. А пока сравниваем между собой немного не равноценные по вместимости, зато серийные экземпляры.
Внешне Real современнее, чем County, хотя его расплывчатые формы и напоминают вздувшийся бочонок. На его фоне подтянутым бодрячком смотрится County с его строгими линиями. Технология изготовления кузовов на двух предприятиях похожа – в их основе металлический пространственный каракас из прямоугольных труб, обшитых снаружи металлическими листами. Есть и различия. Борта Real обшивают алюминиевым листом с помощью клеевых и заклепочных соединений, тогда как кузов County сварной. Передние и задние маски автобусов, крыша выполнены из стеклопластика.
Стоит обратить внимание на боковые окна автобусов: на Real они с более привычными для нас форточками, а на County со сдвижными боковинами. С последними, как показала практика, много хлопот, досаждает, в частности, их негерметичность. Также стоит присмотреться к дверям: у Real обе двери для пассажиров полноценные, их при большом пассажиропотоке можно использовать с одинаковым успехом, а у County вторая дверь чисто номинальная, используемая только в аварийных случаях, как запасный выход. Кроме того, на County стоит прислонно-выдвижная дверь, которая хотя и дает более широкий проход в салон, но в эксплуатации доставляет проблем. Намного надежнее поворотно-планетарная дверь на Real. Но идеальный вариант – ширмовая дверь, поэтому РЗГА уже сделал для себя выводы, и на его модернизированных автобусах должна вскоре появиться именно такая входная дверь.
Раз мы заговорили о дверях, нельзя не отметить и тот факт, что автобус County оборудован отдельной входной дверью для водителя, чего пока нет на Real. Из-за этого проход на водительское место бразильца весьма проблематичен. Ситуация настолько острая, что «Русские автобусы» уже поспешили сообщить в прессу – водительская дверь на Real должна скоро появиться.

Планировочку заказывали?
Много различий в салонах автобусов. Прежде всего отмечаешь обилие поручней в салоне Marcopolo. Их плотность на кубометр внутреннего пространства явно больше, чем у любого другого аналога. Думаю, это неплохо – лишних поручней в салоне, как известно, не бывает, и это обстоятельство предопределяет основное назначение автобуса – городские перевозки. Простенькие пластмассовые сиденья с антивандальными вставками подтверждают это. Совсем иное дело на Hyundai County. Его мягкие и удобные сиденья с высокой спинкой больше напоминают сиденья легкового автомобиля. И это не случайно, кресла для County делают в том же цехе, где и для легковых Hyundai, собираемых ТагАЗом. Но что хорошо для служебного автобуса, не всегда подходит для маршрутного. Есть претензии и к поручням на County, а точнее, к их отсутствию. Даже на спинках сидений нет ручки – сидящим пассажирам держаться тоже не за что.
Есть замечания и по планировке салона County – шаг между сиденьями минимальный, а толщина самих сидений большая, в результате в салоне тесно. Более того, конструкторы пытались создать в автобусе как можно больше посадочных мест, но не учитывали при этом сильно выступающие арки колес. На сиденьях над колесными арками расположиться можно, лишь сильно поджав ноги под себя. К чести таганрогских автобусостроителей, все эти проблемы они заметили сами и на выставке «Комтранс-2008» показывали вариант автобуса с иной планировкой салона, где сидений установлено меньше (12 вместо 18), зато появилась большая накопительная площадка и, самое главное, удобные поручни для стоящих пассажиров. В перспективе на этом варианте, рассчитанном больше на маршрутные перевозки, появятся и антивандальные пластмассовые сиденья.
Планировка салона Real с самого начала получилась удачнее, несмотря на то, что сиденья тоже расставлены плотно, сами они меньше и не создают стесненного пространства. Колесные арки здесь не так выступают в салон и закрыты специальным подиумом. Шире получился на Real и проход между рядами сидений. Более того, на Real отказались от установки сиденья на передней площадке перед ветровым стеклом – все равно добираться на это место очень не удобно, а водителю улучшился обзор.
В задней стенке на обоих автобусах не было багажного люка. Место за последним рядом сидений можно было бы использовать для размещения водительского скарба, полностью отделив перегородкой багажник от салона. Но на этом сэкономили, и водителям теперь придется призадуматься, куда девать в салоне, к примеру, канистру с «незамерзайкой». Кстати, в оригинальном южнокорейском County люк в задней стенке есть!

Делаем выводы
Итак, подведем итог. County и Real в целом неплохие и недорогие автобусы, лучше приспособленные для пассажирских перевозок, чем распространенные в этом же классе автобусы КАвЗ или ПАЗ, хотя у каждого из них прослеживается своя специфика. Если Real больше подходит для маршрутных перевозок, то County в таком виде больше предпочтителен в качестве служебного транспорта. В любом случае они заняли очень востребованную и пока мало освоенную отечественной промышленностью рыночную нишу.

Технические характеристики автобусов (по данным производителя)

МодельMarcopolo Real 0000010Hyundai County HD17BP
Пассажировместимость, чел.2922
Число мест для сидения22+118+1 или 12+1
Колесная формула4х24х2
Габаритные размеры, мм7880х2040х28856345х2035х2630
База, мм40853350
Клиренс, мм195195
Минимальный радиус поворота, мн. д.6,2
Полная масса, кг69595223
Распределение полной массы по осям, кг2763/ 41962141/ 3082
Снаряженная масса, кг50193946
ДвигательHyundai D4AL, I-4, турбодизельHyundai D4DB, I-4, турбодизель
Рабочий объем, см332983907
Максимальная мощность, л.с.115 при 3400 мин–1130 при 2900 мин–1
Максимальный крутящий момент, Н·м294 при 1600 мин–1363 при 1600 мин–1
Система питанияТНВД Denso, турбокомпрессор Borg Warner S 300 GТНВД Denso, турбокомпрессор Borg Warner S 300 G
Коробка передачN3S5 механическаяM035S5 механическая
Число ступеней КП вперед/ назад05.01.0905.01.09
Главная передачаNYSA гипоиднаяNYSA гипоидная
Подвеска спереди/ сзадиЗависимая рессорная, гидравлические амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости
Тормозная системаДвухконтурная с гидравлическим приводом, с вакуумным усилителем, с AБС, тормозные системы всех колес барабанного типа; стояночная – тормозной механизм на карданном валу трансмиссии, провод тросовый
Горный тормозМоторный тормоз-замедлительМоторный тормоз-замедлитель
Расход топлива, л/100 кмн. д.18 (смешанный цикл)
Шины7.00R16-10PR, 7.00R16-12PR205/75 R17.5 Matador FR 2 Master
Вместимость топливного бака, л9595