Боевая колесница Komatsu WB97S-2
Продолжая тему «покатушек» строительной техники, мы опробовали экскаватор-погрузчик Komatsu WB97S-2. На этот раз нам предоставили «боевую» машину, отработавшую более 3000 часов. Тем более интересно было посмотреть, как повлияла на машину годовая эксплуатация. Экскаватор без внешних повреждений выглядел довольно прилично, был полностью работоспособен и укомплектован многофункциональным погрузочным ковшом 4-в-1, экскаваторным оборудованием с телескопической стрелой, но без кондиционера.
Начали, как требует регламент, с «утреннего осмотра» – проверили уровень масел и технических жидкостей и про-шприцевали точки смазки. Шприцевание перед началом работ – занятие хотя и утомительное, но необходимое. Это касается не только нашего экскаватора-погрузчика, но и любой строительной машины, импортной или отечественной. При эксплуатации узел трения через зазоры теряет смазку, и в него попадают абразивные частицы, а сам узел начинает стремительно изнашиваться, сигнализируя в движении об этом стуком. Чтобы не заниматься дорогостоящим ремонтом и терять на простоях, должностные лица, ответственные за эксплуатацию, обязаны инструктировать операторов и контролировать выполнение ими ежедневного обслуживания.
Для техники Komatsu характерно то, что картер двигателя, коробку передач (КП), мосты и рабочую гидросистему заправляют моторным маслом. Безусловно, такой подход упрощает обслуживание, сокращает номенклатуру расходных материалов и, кроме того, предотвращает ошибки: трудно перепутать масла, если в разные узлы заливают одно и то же. Для проверки уровня масла с правой стороны капота сделан круглый лючок, закрывающийся на ключ. Однако, чтобы тщательно осмотреть двигатель, капот лучше поднять. Его открывают ключом и откидывают вперед, полностью обнажая двигатель. Рядом с масляным щупом находится длинный щуп КП. Уровень масла в КП рекомендуется проверять еще и при работающем двигателе. Также с правой стороны находится вместительный расширительный бачок системы охлаждения двигателя. Бачки тормозной жидкости и омывателя стекла размещены сверху, и чтобы до них добраться, нужно подняться на ступеньки. Уровень масла в рабочей гидросистеме проверяют по контрольному окошку, расположенному между ступенями с правой стороны.
Расширительный бачок и воздушный фильтр |
Для заправки верхнюю ступень снимают, открывая доступ к заливной горловине с фильтром. Под капотом с левой стороны к передней части кабины прикреплен фильтр-отстойник топливной системы, и важно не забывать перед запуском двигателя сливать из него отстой. Дизель Komatsu оснащен турбонаддувом, поэтому по окончании работ нужно обязательно дать двигателю поработать на холостых оборотах минут пять, чтобы турбина остыла. Двигатель запускается легко, с первого раза. Стоя рядом с бормочущим на холостом ходу дизелем, можно общаться, не повышая голоса. При наборе оборотов шум возрастает, не становясь при этом надоедливым. В полностью закрытой кабине на шум двигателя вообще не обращаешь внимания. К сожалению, на жаре без кондиционера в закрытой кабине целый день не поработаешь.
Ходовые качества машины впечатляют. Машина оснащена 4-диапазонной автоматической КП с переключением под нагрузкой и приводом на все колеса одинакового размера, «обутые» в 24-дюймовые шины направленного вращения. Чтобы начать движение, кнопками UP и DAWN на левом подрулевом переключателе выбирают максимальную передачу, рычажком указывается направление движения, и после нажатия соответственно UP или DAWN машина трогается. Передний привод управляется и вручную, и в автоматическом режиме. На транспортной скорости привод автоматически отключается, а при торможении передний привод включается вновь. При работе в режиме погрузчика надо следить, чтобы привод передних колес был включен – в этом случае полностью используется масса передней части машины вместе с грузом, тяга возрастает, а двигатель и задний мост работают без перегрузок.
Желтый щуп показывает уровень масла в двигателе, красный – в КП |
Чтобы освоиться с рулевым управлением, мы покатались по площадке. Даже на первой передаче и холостых оборотах машина движется довольно энергично. Для полного поворота колес делаешь несколько оборотов руля. Рулевое управление машины, проработавшей год, в отличном состоянии, без люфтов и стуков. Если поворачивать только передними колесами, радиус поворота получается довольно большой – не на каждой площадке развернешься за один прием. И тут выручает согласованный поворот всех колес и «крабовый ход». На загроможденных, тесных стройплощадках это существенное преимущество. В такие моменты оцениваешь действительно отличный обзор из кабины в любом направлении. Не стоит забывать и о габаритах экскаваторного оборудования: если что-то заденешь и повредишь поверхность штока, ремонт обойдется в копеечку. На экскаваторе-погрузчике две педали тормоза, управляющие раздельно правыми и левыми контурами. Обычно, как и в нашем случае, они сцеплены друг с другом, обе стороны тормозят одновременно, но, выжимая педали, преодолеваешь сопротивление сразу двух пружин. Поскольку тормоз использовался весьма интенсивно, уже через час работы левая нога затекла.
При обслуживании необходимо фиксировать гидроцилиндры красными стопорными накладками |
Погрузочное оборудование, как и положено, управляется большим рычагом под правой рукой. При определенном навыке переключать направление движения можно, не снимая левой руки с руля. На широком наконечнике рычага четыре кнопки, две из которых задействуют гидроцилиндры челюсти ковша, а две другие – резервные. При движении рычага вперед-назад соответственно поднимается или опускается стрела, а влево-вправо – опускается или запрокидывается ковш. Совмещение этих действий на одном органе позволяет легко выполнять согласованные движения стрелы и отвала, что значительно сокращает рабочий цикл. Чтобы рабочие органы не реагировали на случайное касание рычага, например, при перегоне машины, под рычагом установлена красная ручка, блокирующая гидросистему, а рядом с ней – рычаг стояночного тормоза, как на автомобиле.
Развернув кресло на 180°, приступаем к изучению органов управления экскаватором. Здесь все предельно просто и логично. Двумя короткими рычагами в центре консоли выдвигаются опоры, красным рычажком снизу гидравлика опор блокируется. Большим левым рычагом управляют движением рукояти и поворотом стрелы вправо-влево, а правым рычагом – движением стрелой и ковшом. Правая педаль служит для выдвижения телескопического удлинителя рукояти. При нажатии на левую педаль задействуется дополнительный гидравлический контур, например, гидромолота. Обороты двигателя выставляются рычажком слева от кресла. В транспортном положении стрела фиксируется механическим замком, который освобождается красной кнопкой на пульте. Рядом с ней кнопка POWER, при нажатии на которую резко увеличивается подаваемая на оборудование мощность, что помогает преодолеть тяжелый участок при вскрышных работах или корчевке.
Органы управления интуитивно понятны |
Начинаем аккуратно копать. Мощность такова, что даже при невысокой частоте вращения двигателя экскаватор легко поднимает и передвигает сам себя. Управление действительно хорошо продумано: копаем, двигая правым рычагом по диагонали, выбрасываем грунт, управляясь левой рукой и правой педалью. Экскаваторное оборудование, размещенное на подвижной каретке, дает возможность разрабатывать ровную траншею по всей ширине экскаватора-погрузчика без перестановок. Чтобы передвинуть каретку, освобождают гидрозамки, и оператор, подтягивая или, наоборот, отталкиваясь ковшом от грунта, перемещает каретку по салазкам. Правда, для этого нужен определенный навык. Дополнительный механизм излома стрелы «офсет» еще более расширяет эти возможности, позволяя работать за габаритом машины, но с такой опцией ее стоимость увеличивается . Развернувшись, заравниваем канаву погрузочным ковшом. Подвижная челюсть значительно расширяет функциональные возможности при планировке грунта и бульдозерных работах, ею также можно захватывать крупные предметы и переносить в другое место или грузить в самосвал.
Органы управления экскаватором |
Техобслуживание с заменой масел и фильтров проводят через каждые 250 ч. При этом заменяют масла и фильтры в двигателе, КП, мостах, воздушный и топливный фильтры. При ТО-2000 заменяют также масло и фильтр гидросистемы. Для обслуживания необходима смотровая яма. В полевых условиях можно самим экскаватором-погрузчиком вырыть траншею (только не в песчаном грунте) и воспользоваться ею как импровизированной смотровой ямой.
Порадовало, что «боевой» экскаватор-погрузчик после года эксплуатации прекрасно сохранил свои характеристики и легкость управления, что свидетельствует о высоком качестве конструкции, компонентов и сборки. Машина легка и проста в управлении, быстро осваивается, но, как и любая сложная техника, требует от оператора дисциплины: ежедневного ухода, своевременного полноценного обслуживания и правильного использования. Тогда она будет служить долго и без проблем, принося доход владельцу.
Редакция благодарит компанию ООО «Инстройтехком» за предоставленную возможность ознакомиться с экскаватором-погрузчиком.