Самый маленький самосвал-контейнеровоз «Зубрёнок»

М. Раллиев, фото автора

Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, да и многих других российских городов привыкли жить в комфорте: горячая и холодная вода, современные санузлы, газовые и электрические плиты. Имея мусоропровод, мы не замечаем на улицах мусорных баков на колесиках, не ощущаем «ароматов», потому что баки вовремя опорожняются в мусоровозы, которые мы также перестали замечать, ведь они работают по ночам.

А вот открытые мусорные контейнеры, похожие на брошенные кузова грузовиков, устанавливают чуть ли не у самого подъезда. Съемные платформы (это правильное название контейнеров) можно увидеть и на газоне, и на детской площадке – почти в любом месте, поскольку в узком дворе перевозящий их грузовик развернуться не может. Для снятия или установки бункера требуется немало места, ведь монтируются бункеровозы на шасси капотных автомобилей ЗиЛ-494560, ЗиЛ-433362 или ЗиЛ-5301БО «Бычок». Конечно, встречаются самосвалы-контейнеровозы с портальным механизмом на шасси бескапотных МАЗ-5551, МАЗ-5337 или КамАЗ-53215. Но и это полноразмерные автомобили большой грузоподъемности.

Самый именитый в России производитель самосвалов – Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) решил установить портальный механизм с контейнером на шасси МАЗ-437040. Получился само-свал-контейнеровоз МАЗ-ММЗ-450260. Именно эту машину испытывала на дорогах ФГУП НИЦИАМТ наша тест-группа. Но прежде, чем перейти к собственно автомобилю, хотим обратить внимание, что это – опытный, а значит пока единственный образец.

Крепление портального механизма к раме автомобиля

Автомобиль привлек наше внимание, прежде всего, своим необычным видом. Спереди – минский среднетоннажник, а сбоку – что-то не то, база коротковата. Сравнили размерность опытного образца с оригиналом. Действительно, длина стандартного шасси 7 950 мм (или 7 000 мм), а мытищинского самосвала-контейнеровоза – 5 585 мм. Соответственно изменилась и длина базы: стандарт 4 200 мм (или 3 700 мм), а у нашего «подопытного» – 3 000 мм. Получается, что МАЗ-ММЗ-450260 – самый маленький самосвал-контейнеровоз-мусоросборщик из всех сегодня существующих?

Нет никакого смысла давать описание кабины, поскольку она, и внутри, и снаружи такая же, как на стандартном шасси. Силовой агрегат тоже стандартный – двигатель ММЗ-Д245.9-540 (Euro-1), коробка передач – ЗиЛ-695Д. Передняя подвеска и задний мост от стандартного МАЗ-437040.

Блок управления погрузо-разгрузочного механизма

Чем же интересен новый самосвал-контейнеровоз, если все в нем стандартно, кроме длины и базы? Первое, что удалось установить, это изменение весовых характеристик. Имея короткое шасси, МАЗ-ММЗ-450260 в снаряженном состоянии тяжелее стандартного бортового МАЗ-437040 с тентом: стандарт 5 315 кг, мытищинский – 6 015 кг (по данным заводов-изготовителей). Вес пустого мытищинского «Зубрёнка» во время испытаний составил 6 060 кг.

Увеличение веса объясняется просто: портальный механизм весит немало плюс цельнометаллический контейнер. Вот почему у пустого автомобиля испытатели отметили мягкий ход, а под нагрузкой ход у МАЗ-ММЗ-450260 стал еще мягче.

К началу испытаний на спидометре контейнеровоза было 6 275 км. За это время уже вылезли наружу «детские болезни», которые успешно устранили специалисты мытищинского завода. Конечно, недостатки у мусоросборщика белорусско-российского производства имеются.

Не защищены радиатор и силовой агрегат

Например, вызывает нарекания все та же мазовская кабина, и в частности, стеклоподъемники. Ну, никак минчане не могут заставить их работать нормально: то стекло закрывается туго, то вообще не закрывается, то рукоятка сломается. Конечно, российские водители рукастые, все неисправности сами устранят. Но к сведению заводов: когда им это надоедает, а рано или поздно надоест всем, они пересаживаются на подержанные иномарки.

Сегодня МАЗ автомобили, более тяжелые, чем среднетоннажник, снабжает кабинами новой конструкции, другого внешнего дизайна и интерьера. Надеемся, что старые болезни в новом поколении автомобилей будут изжиты.

Справедливости ради, следует отметить не очень четкую работу коробки передач ЗиЛ-695Д, которой комплектуется силовой агрегат всех автомобилей МАЗ-437040. На нашем автомобиле плохо включалась третья передача, и это уже вопрос к московским автостроителям.

Лабораторные замеры рабочего места водителя

Во время испытаний не без неожиданностей. При проверке работы портального механизма с груженым контейнером «Зубрёнок» встал на дыбы, как норовистый конь. Чтобы поставить контейнер на платформу, пришлось прибегнуть к помощи вилочного погрузчика. Представители ММЗ были удивлены, ведь во время проверки работы портального механизма на заводе все работало нормально. Некоторый дискомфорт ощущала и наша тест-группа. Ведь редакционные испытания – не просто «покатушки», как иногда выражаются коллеги из других автомобильных изданий, а труд на благо потребителя и помощь изготовителям машин. А мытищинский самосвал-контейнеровоз по всем показателям получил хорошую оценку, и вдруг такая горькая пилюля.

О причине происшествия думали вместе. Какие только версии не пришлось рассматривать, докапываясь до истины: и что опорные пятки расположены близко к задней оси, и что портальный механизм неправильно установлен, и что конструкторы в расчетах ошиблись. Истина оказалась проста: неисправность больших стационарных весов, сместившихся в результате весенней подвижки почвы. Перегруз контейнера составил 600 кг. Как только загрузку привели в соответствие с нормой, перевес автомобиля прекратился, и все вздохнули с облегчением.

Перегрузили...

В целом, МАЗ-ММЗ-450260 оказался удачной машиной, впрочем, требующей некоторой доработки. Более маневренный и компактный, чем его серийно выпускаемые собратья. На нем намного легче работать в узких, заставленных дворах. К тому же платформу и портальный механизм можно использовать и для эвакуации легковых автомобилей. Одним словом, «Зубрёнка-чистюлю» вполне можно будет везти на следующую выставку Entsorga-2006 в Кельн.

Испытания проводились на динамометрической и других специальных дорогах ФГУП НИЦИАМТ. Результаты замеров подтверждены официальными протоколами. Испытания проводились на мокрой дороге, при испытаниях в режиме имитации городского цикла (ИГД) шел снег, местами дорога была заснежена.

Редакция благодарит руководство Мытищинского машиностроительного завода за совместную работу и предоставленный для испытаний автомобиль МАЗ-ММЗ-450260.