Kerax для строек России (Renault Kerax 400.32 8х4 Benne)

«Основные Средства» №2/2002

Французская компания Renault V.I. проявляет заметную активность на российском рынке. Лидер в продажах подержанных грузовиков стремится занять достойное место и в продажах новой техники. В конце года, вскоре после презентации легкого грузовика Mascott, компания показала журналистам и некоторым потенциальным покупателям другую интересную новинку – строительный самосвал семейства Kerax с колесной формулой 8х4 и кузовом овальной формы.

Самосвал Kerax 400.32 8x4 Benne с кузовом компании Marrel

Оживление в строительном бизнесе России не осталось незамеченным маркетологами Renault V.I. Особое внимание специалистов из Франции привлекло увеличение объемов жилищного строительства в Москве, снос «малоэтажек» и возведение на их месте новых «высоток», создание Третьего транспортного кольца и реконструкция многочисленных старинных зданий в Центре. Транспорт, необходимый для выполнения таких работ, должен отвечать некоторым требованиям. О низкой токсичности выхлопа в этом случае говорить, видимо, излишне. Однако о высокой производительности, маневренности, высокой удельной мощности упомянуть стоит. А приходилось ли вам видеть в столице самосвалы (КамАЗы или МАЗы), у которых неведомой силой выломан задний борт? На вопрос, как такое возможно, их водитель отвечает просто: огромный кусок стены сносимого дома не «уложился» в проем, вот и все... Ежегодно таких бортов ремонтируют на автобазах десятками.

Проанализировав ситуацию, французы решили показать столичным строителям самосвал Kerax со специальным кузовом овальной формы. Ведь на подобных работах разнообразные модели этого обширного семейства успешно работают во многих странах мира. Почему Россия не может быть в их числе?

Огромный проем для легкого перемещения больших кусков бетона или каменных глыб обеспечивается специальной конструкцией заднего борта. Овальный кузов гарантирует «чистую» очистку кузова даже на морозе

Семейство повышенной прочности

Семейство Kerax изначально проектировалось как гамма шасси и тягачей, оптимально приспособленных для работы в более тяжелых условиях, чем скажем, магистральные грузовики. С семейством Premium их «роднит» лишь кабина, так как все основные агрегаты автомобилей – рамы, мосты, карданные передачи, силовой агрегат – подверглись ревизии для повышения надежности, прочности и, в итоге, долговечности. Естественно, основной сферой применения этих машин стало строительство. Шасси Kerax используются в качестве самосвалов, цементовозов, автоцистерн, тягачей специальных полуприцепов и т.д.

Многообразие транспортных задач, которые выполняют автомобили, предопределяет и многообразие исполнений, доступных заказчику. Конкретный автомобиль, покупаемый для определенной «миссии», собирают на заводе, пользуясь обширной базой различных по несущей способности рам, многих вариантов подвесок, мостов, колесных редукторов, коробок передач, не говоря уже о специальных кузовах и оборудовании.

Автомобили семейства Kerax могут поставляться с кабинами трех типов: короткий, «глубокий» и Global, причем для последнего предусмотрено два уровня комплектации – Utility и Night.

Лёгкий доступ для техобслуживания дизеля

Шасси и тягачи Kerax способны преодолевать крутые подъемы и легко передвигаться по глубокой колее, поскольку имеют малые углы въезда и съезда, а также солидный дорожный просвет. В частности, оснащенный шинами 13R22,5 и передним ведущим мостом с колесными редукторами самосвал имеет клиренс под картером переднего моста 395 мм, а заднего – 320 мм.

Автомобили выпускают с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 8х4.

По несущей способности рам семейство Kerax делится на три подвида, сконструированных по модульному принципу, т.е. различающихся силовыми элементами разной толщины. Эти подвиды имеют обозначения Light, Medium и Heavy.

Первые, Light, применяют в основном для монтажа на шасси бетономешалок. Вторые, Medium, работают в более многофункциональной сфере. На шасси этого типа монтируют самые разные установки и самосвальные кузова, применяемые в городском и сельском строительстве. Самые прочные шасси Heavy заказывают для использования в карьерах, рудниках в качестве самосвала с загрузкой мощным экскаватором.

Учитывая специфику работы автомобилей, конструкторы предусмотрели максимальный уровень защиты агрегатов и узлов – на фарах установили решетки, радиатор получил защиту от летящих на него камней, задние тормозные цилиндры приподняли над землей, топливный бак и баллоны со сжатым воздухом также разместили как можно выше, бамперы для лучшей ремонтопригодности состоят из трех разъединяемых элементов.

Интересно отметить, что все великое множество модификаций семейства использует один-единственный дизельный двигатель, правда, в четырех исполнениях. Это рядный шестицилиндровый мотор dCi11 с рабочим объемом11,0 л, оснащенный системой электронного впрыска Common Rail. Мощность модификаций дизеля составляет 265, 313, 362 и 412 л.с. при 1 900 об/мин. Важно, что максимальный крутящий момент все версии развивают при низких оборотах коленвала и удерживают до средних. Так, самая мощная версия имеет максимальный крутящий момент 1 910 Нм, который остается практически неизменным в диапазоне 1 050 – 1 400 об/мин.

О степени совершенства конструкции дизеля можно судить хотя бы по тому, что он оснащен системой электронного управления V-MAC, включающей в себя два электронно-вычислительных комплекса E.C.U. и V.E.C.U. Первый из них предназначен для управления работой двигателя, второй – бортовыми системами автомобиля, а также целой группой датчиков и исполнительных механизмов, находящихся в режиме постоянного обмена информацией.

Задний борт имеет гидропривод

Благодаря такому подходу условия работы грузовика отображаются в реальном масштабе времени.

Информация, идущая от двигателя, тормозной системы и коробки передач, обрабатывается и влияет на эффективность работы двигателя. Система V-MAC рассчитывает, в частности, оптимальный крутящий момент в зависимости от расхода топлива и опережения впрыска, регулирует обороты холостого хода, управляет режимом торможения двигателя, работой установленных тормозов-замедлителей.

Информационная система Informax 2001 (поставляемая по заказу) является отличным инструментом, помогающим водителю и механику грамотно эксплуатировать и обслуживать автомобиль. Система состоит из интерфейса связи, соединительного кабеля и программного обеспечения. Она, в частности, позволяет очень точно оценить потребление топлива или составить оптимальный график обслуживания агрегатов.

Смотрины на Дмитровском автополигоне

Представительство Renault V.I. в Москве совместно со специалистами Дмитровского автополигона представило журналистам демонстрационную модель самосвала Kerax модели 400.32 8х4 Benne с колесной базой 4,55 м, оснащенного кузовом Cogue Guillaume вместимостью 14,5 м3 компании Marrel. Допустимая, полная масса машины составляет 37 т, из которых 16 т приходятся на передние оси и 21 т – на заднюю тележку. Масса автомобиля в снаряженном состоянии равна 13,84 т, а грузоподъемность составляет 18,16, но с перегрузом самосвал может везти до 23,16 т. Кузов имеет овальную форму и задний борт специальной конструкции, позволяющей беспрепятственно пропускать через открытый проем камни или куски строительного мусора большого размера. Что касается овальности, то по данным компании Marrel, именно такая форма способствует эффективной очистке, особенно в мороз. Забегая вперед, скажем, что подтверждение этому мы зафиксировали в конце рабочего дня, когда загруженная утром куча камней в 20-градусный мороз легко высыпалась из кузова на землю. Как тут не вспомнить отечественные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 первых лет выпуска, видимо не зря имевшие также овальные кузова? Наверное, эта особенность была известна и нашим конструкторам...

Компановка гидроподъемника кузова

Кузов показанного нам автомобиля имел надставные борта высотой 250 мм и толщину стенок, равную 5 мм. Он был установлен на шасси Medium, оснащенное рессорной подвеской передних мостов с трехлистовыми рессорами и балансирной подвеской задней тележки с семилистовыми рессорами. Рама была усилена шестимиллиметровыми U-образными вставками, прикрепленными на болтах. В экспериментальном порядке, для выяснения, как поведет себя при московских морозах подготовленный по-европейски автомобиль, данную модель специалисты Renault V.I. планируют пустить в пробную эксплуатацию без предпускового подогрева воздуха, электроподогрева топливного фильтра и фильтра грубой очистки с влагоотделителем. В случае необходимости эти и другие специальные устройства на поставляемых в дальнейшем в Россию самосвалах обязательно появятся.

Важно подчеркнуть, что первый показ самосвала Kerax проводился исключительно с ознакомительной целью. Если грузовики такого типа заинтересуют покупателей, компания Renault V.I. готова поставлять их в комплектации, значительно отличающейся от той с которой мы познакомились.

В связи с этим мы посчитали уместным привести подробную сравнительную таблицу параметров продемонстрированной версии автомобиля и «виртуального» самосвала модели Kerax 400 8x4 Carriere 21 м3 (в нескольких модификациях), по мнению специалистов, более подходящего для российских условий.

Маневренность обеспечена большими углами поворота передних колес

Демонстрация автомобиля включала в себя также пробную поездку по дорогам автополигона. Впечатления остались очень положительные. Во-первых, посадка в кабину не потребовала никаких усилий благодаря трем удобно расположенным ступенькам, одна из которых была откидной. Во-вторых, добрым словом стоит отметить сиденье водителя с устройством быстрого опускания и регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку. В-третьих, приятно удивило оснащение кабины, включавшее ящик для рукавиц, переносную сумку для вещей, 22-литровый холодильник, два электростеклоподъемника, встроенный кондиционер с ручным управлением, автомагнитолу с управлением на рулевой колонке, стекла с легкой тонировкой. Шестнадцатиступенчатая коробка передач ZF16 S 151 OD переключалась с небольшим усилием на рычаге, а благодаря пневмоусилению пользование педалью сцепления напоминало езду на легковом автомобиле. С полной нагрузкой ход машины оказался на редкость плавным, а благодаря небольшой базе и колесной формуле 8х4 маневренность самосвала просто удивила. Эффективная система отопления и шумоизоляция также произвели впечатление.

Благодаря блокируемому межосевому дифференциалу задней тележки машина уверенно трогалась с места на голом льду и преодолевала солидный подъем при движении по заснеженному кольцу.

Резюме

Представленный на полигоне новейший самосвал семейства Kerax может составить серьезную конкуренцию хорошо известным в отечественных строительных организациях машинам Volvo, Mercedes-Benz и IVECO. По всем основным техническим параметрам он должен удовлетворить российских заказчиков. Особенно заманчиво выглядит цена растаможенной машины. Подобный показанному нам самосвалу автомобиль будет доступен в России по цене около 100 тыс. долларов.