Caterpillar: позвольте вашей технике зарабатывать для вас деньги
Масла САТ 80, САТ 30
На протяжении 83 лет, прошедших со времени появления первого двигателя Caterpillar, компания вкладывает деньги в исследовательский процесс и активно ведет конструкторские работы, что позволяет ей оставаться лидером рынка и выпускать производительную, надежную, долговечную технику.
Последние десятилетия основными требованиями заказчика остаются стремление снизить эксплуатационные расходы и ускорить окупаемость вложенных средств. Долгосрочная стратегия развития Caterpillar полностью отвечает этим запросам и, в частности, включает в себя специальные программы по увеличению срока службы узлов, обеспечению чистоты основных производственных и сервисных процессов, контролю за чистотой рабочих жидкостей. Кроме того Caterpillar реализует программу производства собственных масел и смазок. Это нужно прежде всего для того, чтобы:
• увеличить срок службы и производительность машин и двигателей Caterpillar;
• исключить масла и охлаждающие жидкости как факторы, ограничивающие разработку новых конструктивных решений;
• обеспечить постоянный источник высококачественных смазочных материалов для техники Caterpillar;
• развивать передовые продукты и стандарты, чтобы постоянно поддерживать их соответствие изменениям в конструкции машин и двигателей.
Caterpillar – ведущая мировая компания по производству тяжелой строительной техники, ее основным принципом является разработка высоконадежных машин с большим сроком службы. Великие достижения складываются из малого – система в целом может работать качественно, только если все ее составляющие спроектированы, испытаны и произведены в соответствии с едиными высокими требованиями. Масло как неотъемлемый компонент, обеспечивающий процесс работы двигателя или гидравлической системы, не является исключением.
Caterpillar разрабатывает специальные требования к смазочным материалам, используемым в машинах Caterpillar. Прежде всего это обусловлено стремлением не зависеть от добросовестности сторонних поставщиков рабочих жидкостей и иметь возможность предложить потребителям качественные масла, специально разработанные для техники Caterpillar. Такая политика позволяет реализовать весь технико-экономический потенциал машины и не останавливаться в разработке новых или совершенствовании существующих конструктивных решений в соответствии с требованиями заказчиков.
Необходимо помнить, что использование масла высокого качества экономически оправдано, так как в конечном итоге это приводит к снижению эксплутационных расходов и затрат на регламентные ремонты.
Стандарты Caterpillar превосходят требования системы классификации API и включают ряд дополнительных специальных тестов, как полевых, так и лабораторных. Подобные испытания проводятся на разных моделях двигателей Caterpillar, что позволяет доказать высокую эффективность масел Cat как в рабочих, так и в экстремальных режимах при воздействии целого спектра факторов. Такие испытания занимают немало времени и требуют серьезных технических и материальных затрат. Достаточно сказать, что дополнительные тесты, проводимые Caterpillar, стоят более полумиллиона долларов. Обычные испытания стандартных коммерческих масел, проводимые в лабораторных условиях, направлены на измерение базовых параметров и не учитывают всех конструктивных особенностей и режимов работы техники.
Необходимо подчеркнуть, что масла Caterpillar разрабатываются, тестируются и производятся с той же тщательностью, что и оригинальные запасные части Caterpillar, ведь от качества масла зависит срок службы двигателей, узлов, агрегатов и гидравлических систем. Компания считает масло жизненно важным компонентом, который должен соответствовать тем же стандартам качества, как любое другое оборудование производства Caterpillar.
Компания следит за тенденциями в развитии рынка масел и требованиями к рабочим жидкостям, которые регулярно пересматриваются Американским институтом нефти (API). Последние изменения произошли в 2007 году, когда была принята спецификация моторных масел CJ-4 для тяжелых дизельных двигателей.
Caterpillar в соответствии с современными экологическими нормами и особенностями двигателей новейших конструкций приняла новые стандарты ECF, которым должно соответствовать масло, использующееся в двигателях Cat:
Спецификация САТ | Уровень свойств по API | Регион |
ECF-2 | API CI-4/CI-4 PLUS | Европа, СНГ |
ECF-3 | API CJ-4 | США |
Помимо прочего необходимо учитывать качество используемого топлива. Например, спецификация ECF-3 (API CJ-4) специально разработана для топлива, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Подобные стандарты действуют пока только на территории США.
В Европу и Россию Caterpillar поставляет масла, произведенные по спецификации ECF-2. Характеристики моторных масел поставляемых в Россию приведены в таблице:
Наименование | SAE | API | Индекс вязкости | Щелочное число |
Cat Arctic DEO SYN | 0W-30 | CH-4/CF/SJ | 176 | 10,2 |
Cat DEO SYN | 5W-40 | CI-4 PLUS/CI-4 CF/SL/SJ |
151 | 12 |
Cat DEO | 10W-30 | 145 | 10,6 | |
Cat DEO | 15W-40 | 135 | 10,6 |
Широкое применение в России нашло моторное масло CAT Arctic DEO SYN 0W-30, предназначенное для эксплуатации в регионах с экстремально низкими температурами. Превосходная смазывающая способность масла, произведенного на основе синтетического базового масла группы 4, существенно снижает износ двигателя и облегчает его запуск даже при –40 ºС.
Caterpillar разрабатывает не только моторные и трансмиссионные масла, но и совершенствует масла для гидравлических систем. Например, в 2007 году было представлено новое масло Cat HYDO Advanced 10w с улучшенными эксплуатационными свойствами, такими как термоокислительная стабильность, защита от коррозии, способность сохранения рабочих характеристик в условиях обводнения и т. д. Благодаря улучшенной композиции Cat HYDO Advanced 10w стало возможно увеличить интервал замены масла до 3000 моточасов.
На примере Cat HYDO Advanced можно проследить, с какой тщательностью Caterpillar подходит к вопросу разработки, тестирования и производства масел. Новая композиция гидравлического масла была предложена в 2004 году, после чего начался процесс испытаний. Качество работы масла проверяли на различных машинах и при различных условиях эксплуатации. Всего в испытаниях было задействовано 46 ед. техники: гидравлические экскаваторы, бульдозеры, гусеничные и колесные погрузчики. Исследования продолжались до середины 2007 года и доказали качественное отличие нового масла от предшественников. В Россию Cat HYDO Advanced 10w поступит в конце II квартала 2008 года.
Дилеры компании Caterpillar обычно не одобряют и не рекомендуют использовать смазочные материалы сторонних производителей на машинах Caterpillar, поскольку некачественное масло может ускорить процесс износа деталей, сократить ресурс агрегатов и как следствие привести к увеличению затрат на ремонт и обслуживание. Если по какой-либо причине заказчик не может получить оригинальные масла, ему следует обратиться к официальному дилеру за рекомендацией по выбору масла. Компания Caterpillar определяет минимальные требования к уровню эксплуатационных свойств смазочных материалов для своего оборудования исходя из отраслевых стандартов (таких как стандарты API) и технических условий компании Caterpillar (таких как новые технические условия ECF-2 для эксплуатации в дизельных двигателях).
Расходы на масла обычно составляют не более 3% от совокупной стоимости эксплуатации парка машин, а использование низкокачественных, более дешевых масел может серьезно повлиять на общую стоимость технического обслуживания и ремонта. Заказчик, выбравший технику Caterpillar, ожидает от нее бесперебойной работы и высокой экономической отдачи. Качественные рабочие жидкости – гарантия того, что машина будет служить долго и обеспечивать требуемую производительность.
Мнение специалиста (В. Резников, канд. техн. наук:)
Компания Caterpillar с середины XX века выпускает одноцилиндровые установки с деталями цилиндропоршневой группы разной конструкции, предназначенные для испытаний масел с целью оценки их эксплуатационных свойств. Все дизельные масла в США и ряде других стран при сертификации на соответствие категориям классификации API обязательно испытывают на установке Caterpillar, а в некоторых случаях даже на двух различных установках. Так, масла категории CI-4 испытывают на установках Caterpillar IR и Caterpillar IK или IN. При этих испытаниях оценивают моющие свойства масел по отсутствию закоксованных поршневых колец и количеству нагара и лаковых отложений на поршне, расход масла на угар, а также противоизносные свойства по отсутствию задиров и других повреждений на трущихся поверхностях деталей цилиндропоршневой группы.
Испытания на установках Caterpillar предусмотрены спецификациями моторных масел армии США и некоторых стран Западной Европы. Так, например, американская спецификация MIL-PRF-2104G предусматривает испытания дизельных масел на установках Caterpillar 1N и 1M-PC. Из сказанного следует, что результаты оценки свойств масел, полученные при испытаниях на установках Caterpillar, могут быть распространены на двигатели других производителей.