Caterpillar: позвольте вашей технике зарабатывать для вас деньги

Масла САТ 80, САТ 30

Caterpillar CIS, Parts Product Group

На протяжении 83 лет, прошедших со времени появления первого двигателя Caterpillar, компания вкладывает деньги в исследовательский процесс и активно ведет конструкторские работы, что позволяет ей оставаться лидером рынка и выпускать производительную, надежную, долговечную технику.

Последние десятилетия основными требованиями заказчика остаются стремление снизить эксплуатационные расходы и ускорить окупаемость вложенных средств. Долгосрочная стратегия развития Caterpillar полностью отвечает этим запросам и, в частности, включает в себя специальные программы по увеличению срока службы узлов, обеспечению чистоты основных производственных и сервисных процессов, контролю за чистотой рабочих жидкостей. Кроме того Caterpillar реализует программу производства собственных масел и смазок. Это нужно прежде всего для того, чтобы:
• увеличить срок службы и производительность машин и двигателей Caterpillar;
• исключить масла и охлаждающие жидкости как факторы, ограничивающие разработку новых конструктивных решений;
• обеспечить постоянный источник высококачественных смазочных материалов для техники Caterpillar;
• развивать передовые продукты и стандарты, чтобы постоянно поддерживать их соответствие изменениям в конструкции машин и двигателей.
Caterpillar – ведущая мировая компания по производству тяжелой строительной техники, ее основным принципом является разработка высоконадежных машин с большим сроком службы. Великие достижения складываются из малого – система в целом может работать качественно, только если все ее составляющие спроектированы, испытаны и произведены в соответствии с едиными высокими требованиями. Масло как неотъемлемый компонент, обеспечивающий процесс работы двигателя или гидравлической системы, не является исключением.
Caterpillar разрабатывает специальные требования к смазочным материалам, используемым в машинах Caterpillar. Прежде всего это обусловлено стремлением не зависеть от добросовестности сторонних поставщиков рабочих жидкостей и иметь возможность предложить потребителям качественные масла, специально разработанные для техники Caterpillar. Такая политика позволяет реализовать весь технико-экономический потенциал машины и не останавливаться в разработке новых или совершенствовании существующих конструктивных решений в соответствии с требованиями заказчиков.
Необходимо помнить, что использование масла высокого качества экономически оправдано, так как в конечном итоге это приводит к снижению эксплутационных расходов и затрат на регламентные ремонты.
Стандарты Caterpillar превосходят требования системы классификации API и включают ряд дополнительных специальных тестов, как полевых, так и лабораторных. Подобные испытания проводятся на разных моделях двигателей Caterpillar, что позволяет доказать высокую эффективность масел Cat как в рабочих, так и в экстремальных режимах при воздействии целого спектра факторов. Такие испытания занимают немало времени и требуют серьезных технических и материальных затрат. Достаточно сказать, что дополнительные тесты, проводимые Caterpillar, стоят более полумиллиона долларов. Обычные испытания стандартных коммерческих масел, проводимые в лабораторных условиях, направлены на измерение базовых параметров и не учитывают всех конструктивных особенностей и режимов работы техники.
Необходимо подчеркнуть, что масла Caterpillar разрабатываются, тестируются и производятся с той же тщательностью, что и оригинальные запасные части Caterpillar, ведь от качества масла зависит срок службы двигателей, узлов, агрегатов и гидравлических систем. Компания считает масло жизненно важным компонентом, который должен соответствовать тем же стандартам качества, как любое другое оборудование производства Caterpillar.
Компания следит за тенденциями в развитии рынка масел и требованиями к рабочим жидкостям, которые регулярно пересматриваются Американским институтом нефти (API). Последние изменения произошли в 2007 году, когда была принята спецификация моторных масел CJ-4 для тяжелых дизельных двигателей.
Caterpillar в соответствии с современными экологическими нормами и особенностями двигателей новейших конструкций приняла новые стандарты ECF, которым должно соответствовать масло, использующееся в двигателях Cat:

Спецификация САТ Уровень свойств по API Регион
ECF-2 API CI-4/CI-4 PLUS Европа, СНГ
ECF-3 API CJ-4 США


Помимо прочего необходимо учитывать качество используемого топлива. Например, спецификация ECF-3 (API CJ-4) специально разработана для топлива, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Подобные стандарты действуют пока только на территории США.
В Европу и Россию Caterpillar поставляет масла, произведенные по спецификации ECF-2. Характеристики моторных масел поставляемых в Россию приведены в таблице:

Наименование SAE API Индекс вязкости Щелочное число
Cat Arctic DEO SYN 0W-30 CH-4/CF/SJ 176 10,2
Cat DEO SYN 5W-40 CI-4 PLUS/CI-4
CF/SL/SJ
151 12
Cat DEO 10W-30   145 10,6
Cat DEO 15W-40   135 10,6


Широкое применение в России нашло моторное масло CAT Arctic DEO SYN 0W-30, предназначенное для эксплуатации в регионах с экстремально низкими температурами. Превосходная смазывающая способность масла, произведенного на основе синтетического базового масла группы 4, существенно снижает износ двигателя и облегчает его запуск даже при –40 ºС.
Caterpillar разрабатывает не только моторные и трансмиссионные масла, но и совершенствует масла для гидравлических систем. Например, в 2007 году было представлено новое масло Cat HYDO Advanced 10w с улучшенными эксплуатационными свойствами, такими как термоокислительная стабильность, защита от коррозии, способность сохранения рабочих характеристик в условиях обводнения и т. д. Благодаря улучшенной композиции Cat HYDO Advanced 10w стало возможно увеличить интервал замены масла до 3000 моточасов.
На примере Cat HYDO Advanced можно проследить, с какой тщательностью Caterpillar подходит к вопросу разработки, тестирования и производства масел. Новая композиция гидравлического масла была предложена в 2004 году, после чего начался процесс испытаний. Качество работы масла проверяли на различных машинах и при различных условиях эксплуатации. Всего в испытаниях было задействовано 46 ед. техники: гидравлические экскаваторы, бульдозеры, гусеничные и колесные погрузчики. Исследования продолжались до середины 2007 года и доказали качественное отличие нового масла от предшественников. В Россию Cat HYDO Advanced 10w поступит в конце II квартала 2008 года.

Дилеры компании Caterpillar обычно не одобряют и не рекомендуют использовать смазочные материалы сторонних производителей на машинах Caterpillar, поскольку некачественное масло может ускорить процесс износа деталей, сократить ресурс агрегатов и как следствие привести к увеличению затрат на ремонт и обслуживание. Если по какой-либо причине заказчик не может получить оригинальные масла, ему следует обратиться к официальному дилеру за рекомендацией по выбору масла. Компания Caterpillar определяет минимальные требования к уровню эксплуатационных свойств смазочных материалов для своего оборудования исходя из отраслевых стандартов (таких как стандарты API) и технических условий компании Caterpillar (таких как новые технические условия ECF-2 для эксплуатации в дизельных двигателях).
Расходы на масла обычно составляют не более 3% от совокупной стоимости эксплуатации парка машин, а использование низкокачественных, более дешевых масел может серьезно повлиять на общую стоимость технического обслуживания и ремонта. Заказчик, выбравший технику Caterpillar, ожидает от нее бесперебойной работы и высокой экономической отдачи. Качественные рабочие жидкости – гарантия того, что машина будет служить долго и обеспечивать требуемую производительность.


Мнение специалиста (В. Резников, канд. техн. наук:)
Компания Caterpillar с середины XX века выпускает одноцилиндровые установки с деталями цилиндропоршневой группы разной конструкции, предназначенные для испытаний масел с целью оценки их эксплуатационных свойств. Все дизельные масла в США и ряде других стран при сертификации на соответствие категориям классификации API обязательно испытывают на установке Caterpillar, а в некоторых случаях даже на двух различных установках. Так, масла категории CI-4 испытывают на установках Caterpillar IR и Caterpillar IK или IN. При этих испытаниях оценивают моющие свойства масел по отсутствию закоксованных поршневых колец и количеству нагара и лаковых отложений на поршне, расход масла на угар, а также противоизносные свойства по отсутствию задиров и других повреждений на трущихся поверхностях деталей цилиндропоршневой группы.
Испытания на установках Caterpillar предусмотрены спецификациями моторных масел армии США и некоторых стран Западной Европы. Так, например, американская спецификация MIL-PRF-2104G предусматривает испытания дизельных масел на установках Caterpillar 1N и 1M-PC. Из сказанного следует, что результаты оценки свойств масел, полученные при испытаниях на установках Caterpillar, могут быть распространены на двигатели других производителей.