Рассвет над Десной

Брянский автозавод

Станислав Протасов



Крановое спецшасси КШ-8973 (10х8) под кран г/п 100 т

Балластный тягач БАЗ-6306 (8х8)

Длиннобазное шасси высокой проходимости БАЗ-6909 (8х8)

Шасси БАЗ-69099 (12х12)

Трактор Т-180 – история БАЗа

Специальное крановое шасси БАЗ-80291 (8х4) на агрегатах КамАЗ

БАЗ-6402 легко буксировал 26-тонный полуприцеп по размокшей глинистой дороге, независимая подвеска тягача обеспечивала высокую проходимость и отлично смягчала удары и толчки

По лужам тягач шел уверенно, как по асфальту

На юго-запад от Москвы на реке Десне стоит старинный русский город Брянск. Брянский автозавод не столь известен, как гиганты российского автопрома, но за 50 лет существования (основан 4 июня 1958 г.) он внес немалую лепту в укрепление обороноспособности и развитие народного хозяйства России.

Славный путь
Предприятие всегда специализировалось на выпуске военной продукции – бронетранспортеров, автомобилей и спецшасси. Как и большинство предприятий ВПК, завод производил и гражданскую продукцию – около 1400 надежных и неприхотливых промышленных гусеничных тракторов, трубоукладчиков, бульдозеров Т-140 и Т-180 в год, а всего за годы существования завода – 30 550 ед. Ежегодный выпуск военных шасси и тягачей высокой проходимости достигал 1000 ед. В начале 1990-х годов численность работников завода достигала 18 тысяч человек.
На автомобили БАЗ монтировали многие ракетные комплексы. Вот только один пример: в начале агрессии в Северном Вьетнаме американские самолеты царили в воздухе, уничтожая все живое на земле. С прибытием во Вьетнам советских зенитно-ракетных комплексов на базе брянских автомобилей в первый же день было сбито 27 вражеских самолетов – с того дня американцам стало очень неуютно в чужом небе.
Из-за политических событий середины 1990-х годов для БАЗа наступил тяжелый период, как, впрочем, и для всего ВПК России. Пять лет предприятие практически не работало, но руководству завода удалось сохранить оборудование и кадры. В июне 1993 г. по заказу Минобороны БАЗ приступил к разработке семейства унифицированных большегрузных колесных шасси и тягачей высокой проходимости «Вощина-1».

«Вощина-1»
Именно с разработки шасси и тягачей этого семейства началось возрождение автозавода. У его руководства имелась и стратегическая цель: добиться замены «иностранных» автомобилей в составе ВС РФ, то есть КрАЗ (Украина), МАЗ и МЗКТ (Белоруссия), на машины российского производства, в частности БАЗ (пока за исключением комплексов «Тополь»), а также стать основным поставщиком автотехники в войска России.
При проектировании впервые в практике завода сразу предусматривалась возможность размещать на машинах не только многие виды оружия, но и гражданское оборудование, в основном для нефтегазового комплекса, где востребованы машины высокой проходимости и большой грузоподъемности, к тому же негабаритные, не имеющие права передвигаться по дорогам общего пользования без спецразрешения. В состав семейства первоначально включили три шасси: базовая модель БАЗ-6909 (8х8, г/п 22 т); БАЗ-6910 (с кабиной увеличенного объема, 8х8, г/п 20 т) и БАЗ-69092 (6х6, г/п 14 т); а также седельный тягач БАЗ-6402 (6х6, нагрузка на ССУ 11,5 тс) и балластный тягач БАЗ-6306 (8х8, г/п 20 т). Автомобили комплектовали дизелями мощностью 450…500 л.с. В трансмиссии применили мостовую раздачу мощности, что значительно упростило и удешевило конструкцию. За счет того, что лонжероны рамы Z-образного профиля (толщиной 8 и 10 мм), удалось уменьшить ширину машин, сделав ее примерно равной ширине автомобилей КрАЗ. Машины семейства «Вощина-1» оснащены уникальной, резко повышающей проходимость независимой подвеской колес: одноторсинной для нижних рычагов и балансирно-рессорной для верхних рычагов без амортизаторов.
Все годы не прекращаются разработка, совершенствование и освоение выпуска новых моделей и модификаций семейства «Вощина-1», соответствующих современным и перспективным (до 2015 г.) требованиям Минобороны. Так, недавно успешно завершились приемочные испытания седельного тягача БАЗ-6403 (8х8, кабина увеличенного объема, нагрузка на ССУ 20 т).
Мне предоставили возможность проехать по пересеченной местности в кабине седельного тягача БАЗ-6402. Мощная 17-тонная машина легко буксировала 26-тонный полуприцеп по разбитой грунтовой дороге, независимая подвеска обеспечивала превосходную тягу и удивительно мягкий для таких условий ход.
В составе комплексов вооружения машины семейства «Вощина-1» поставляют на экспорт. Мне рассказали, что китайские военные приемщики расстилают чистую светлую ткань, загоняют на нее автомобиль и смотрят – нет ли масляных пятен на ткани. Все машины БАЗ они приняли без замечаний.
В настоящее время все автомобили КрАЗ в Вооруженных Силах России заменены машинами БАЗ – время показало, насколько правильным было это дальновидное решение в связи с современным политическим положением на Украине. Заменяют и специальные колесные шасси и тягачи типа МАЗ-543, МЗКТ-7930 (Белоруссия), поскольку рассчитывать на ритмичность поставок оттуда при нестабильном политическом и экономическом положении на пространстве СНГ нельзя.

Вступление в НАМС
Сравнительно небольшому машиностроительному предприятию в одиночку сейчас не выжить. С 2001 г. Брянский автозавод (тогда он именовался Брянским заводом колесных тягачей) вошел в Независимую ассоциацию машиностроителей. НАМС помогла заводу избавиться от долгов и вложила в предприятие значительные средства, благодаря чему БАЗ существенно обновил оборудование, реконструировал сборочное производство и запустил конвейер для сборки крановых шасси, а также продолжил развиваться. НАМС помогла наладить работу c партнерами и определяет стратегию развития предприятия.
Средства на переоборудование предприятия поступают от НАМС. Прежде оборудование завода предназначалось и позволяло выпускать только определенные виды продукции, а современный импортный станочный парк легко переналадить, что в условиях рыночной и нестабильной экономики жизненно необходимо заводу.

Семейства машин для нефтегазового сектора и кранов
Шасси и тягачи на базе семейства «Вощина-1» используются в нефтегазовой промышленности для транспортировки буровых установок и других машин – всего более 15 комплексов. Наибольшим спросом пользуются шасси БАЗ-690902 (8х8, г/п 22 т), БАЗ-69096 (10х8; 29,5 т), БАЗ-69099 (12х12; 36,5 т), БАЗ-69095 (6х6, 15 т). Специально для нефтяников разработаны 5- и 6-осные шасси.
Для успешного развития крановым предприятиям необходим надежный поставщик шасси, способный не только их производить, но и разрабатывать. Именно таким предприятием и стал БАЗ для ОАО «Автокран» (Иваново) и ЗАО «Газпром-кран» (г. Камышин). Но для успешного развития и БАЗу надо было диверсифицировать производство, расширять сектор гражданской продукции, нужны были надежные потребители такой продукции. В такой ситуации альянс в рамках НАМС получается взаимовыгодным, а это надежнейшая гарантия прочности объединения.
БАЗ совместно с крановыми заводами в Иваново и Камышине освоил выпуск кранового шасси высокой проходимости с независимой подвеской колес БАЗ-69098 (8х8) под кран г/п 50 т, один из самых мощных в России. Подобный кран доработан и по заказу Минобороны для работы с военными грузами, в частности для погрузки ракет на подводные лодки и корабли. Это позволило отказаться от закупок кранов на Украине.
С 2003 г. серийно выпускается КШ-8973 – специальное полноприводное крановое шасси 10х10х8 для движения дорогам всех категорий, предназначенное под установку единственного в России 100-тонного крана. Кабина – Tatra, автоматическая коробка передач гидромеханическая планетарная, 6-ступенчатая с ГТД ZF Ecomat. Подвеска гидропневматическая с балансирной гидравлической связью между колесами. Максимальная скорость – 60 км/ч. Радиус поворота – 9,5 м. Надо подчеркнуть, что конструкция КШ-8973 позволяет монтировать на нем крановые установки г/п до 150 т!
Создание линейки специальных полноприводных крановых шасси автомобильного типа габаритной шириной 2550 мм для кранов г/п 32 и 50 т – одна из стратегических линий развития завода, намеченных НАМС.
С конца 2006 г. завод выпускает серийно специальные крановые шасси БАЗ-8029 (6х4) с широким использованием узлов и агрегатов автомобилей КамАЗ. Шасси предназначено для кранов г/п 25 т. Мощность двигателя – 280 л.с. КП – ZF механическая 6-ступенчатая. Подвеска зависимая рессорная, с гидравлическими амортизаторами и с передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости. Максимальная скорость – 60 км/ч.
С сентября 2007 г. на конвейере серийно изготавливают специальные крановые шасси БАЗ-80291 (8х4) с использованием узлов и агрегатов автомобилей КамАЗ, предназначенные для крановых установок г/п 50 т. По сути, крановые шасси мод. 8029 и 80291 – это шасси КамАЗ, у которых переделана рама – ее превратили в оригинальную опорно-ходовую конструкцию, совмещающую функции рамы автомобиля и опорно-поворотного устройства, благодаря чему отпадает необходимость в подрамнике и экономится до 500 кг массы. По договоренности с Камским автозаводом наименование «КамАЗ» на этих кранах нигде не используется.
В 2007 г. специалисты завода приступили к разработке моделей нового семейства БАЗ-8031 (базовая) и БАЗ-80311, в конструкции которых предусматривается широкое использование импортных комплектующих, «изготовленных по лицензиям ведущих западных производителей в Юго-Восточной Азии», как дипломатично выразился директор НТЦ и главный конструктор предприятия Альберт Анатольевич Иванюк. БАЗ изготавливает раму и все системы автомобиля. Специальные трехосные шасси под крановое оборудование по параметрам превосходят выпускаемые сейчас мод. 8029 и 80291. Опытный образец собран в мартеэтого года, у машины высокие грузоподъемные характеристики В этом семействе предполагаются и другие, в том числе четырехосные модели. Презентацию планируется провести на «СТТ-2008». Это перспективное семейство позволит заводу создать технический потенциал, гарантирующий предприятию стабильное развитие.
БАЗ-8027 – модель мало известного пока семейства, разрабатываемого заводом. Это двухосное шасси с обеими управляемыми осями для крана г/п 32 т. Кабина – собственного производства БАЗ, длина шасси уменьшена, разработана новая рама. Двигатель – Cummins Еuro 3. Осевая нагрузка на оси в транспортном положении не более 11,5 тс. В настоящее время модель проходит испытания.
КШ-59713 – двухосное крановое шасси со всеми управляемыми осями, имеющее режим движения «крабовым ходом». Предназначено для крана класса city, оборудовано объединенной кабиной водителя-крановщика и импортными комплектующими: двигатель Daimler-Benz, АКП AS-Tronic, двухконтурная система рулевого управления ZF, шины Michelin. Концепция отработана, нужны лишь некоторое время и финансовые вложения для запуска машины в серийное производство.
Объемы выпуска в соответствии с долгосрочной стратегической программой кранового направления деятельности завода по развитию модельного ряда и номенклатуры будут наращиваться. Предполагается создать крановые шасси под установки г/п до 250 т. По-видимому, это будут шестиосные шасси с повышенной нагрузкой на ось.

«Вощина-2»
Опыт эксплуатации машин семейства «Вощина-1» позволил сформулировать ряд предложений по улучшению их характеристик и расширению возможностей. В мае 2007 г. завод заключил контракт с Минобороны на создание нового семейства шасси и тягачей двойного назначения «Вощина-2». Одна из стратегических задач создания этого семейства – дальнейшая замена автомобилей зарубежного производства МАЗ и МЗКТ в российских войсках. Будет увеличена грузоподъемность и удельная мощность машин, помимо четырехосных в него войдут шасси 10х10 и 12х12. На них предполагается устанавливать двигатели мощностью до 650 л.с. и автоматические коробки передач. По плану заводские испытания первого опытного образца должны начаться в ноябре этого года. Документация для серийного производства должна быть готова в 2011 г.
Существенным отличием машин «Вощина-2» будет наличие на них системы обеспечения безопасности движения – антиблокировочная тормозов, противобуксовочная, предупреждения столкновения, контроля бодрствования водителя, а также бортовой информационно-управляющей системы (автоматическое управление холодным пуском двигателя; автоматическое управление работой двигателя, трансмиссии и тормозов, оптимизация распределения тяговых усилий, система контроля давления в шинах, система определения препятствий спереди и сзади, необходимая для движения в колонне и парковки, аварийная защита двигателя и трансмиссии, бортовая система диагностики).
Отрабатывается программное обеспечение по управлению электротрансмиссией, но, по оценке специалистов НАМС, реально электротрансмиссия может появиться лет через десять.