Круглый стол по «круглому» вопросу: как выбрать колесо?

С. Марусина

Точно не известно, кто и когда изобрел колесо, но сейчас нам трудно представить мир без него. В современном мире половину жизни, а то и больше человек проводит в колесном транспорте. В столь стремительный век ноги уже плохо кормят.

Особенно важны «грузовые» колеса. Основные их производители широко известны – это ОАО «Кременчугский колесный завод» на Украине, ООО «КАМАЗавтотехника» (дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ», более известное как Заинский автоагрегатный завод) в Татарстане, Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) на Урале. В чем сила и слабость этих производителей? Как покупателю выбрать нужный ему продукт? В каком направлении развивается отрасль? Своими знаниями и мнениями с читателями журнала поделились за круглым столом один из опытнейших экспертов Николай Шопов, долгое время работавший в ЦКТБ КП, и директор Челябинского филиала ООО «ПКФ «Дельта» Иван Владимирович Жовнер.

ЦКТБ КП – центральное конструкторско-технологическое бюро колесного производства, размещалось в Челябинске. Все колеса, применяемые сегодня на автобусах, грузовых автомобилях, прицепах, дорожных и строительных машинах российского производства, разработаны в разные годы коллективом ЦКТБ колесного производства НПО «НИИТавтопром». (Прим. ред.).

– Существует ли какой-то единый рейтинг производителей колес?

Н.Ш.: Постараемся в сего-дняшнем разговоре избегать этого слова. Рейтинг чего? Рейтинг цен на продукцию будет иметь один вид, рейтинг срока службы и качества – другой. Нашу задачу я вижу в том, чтобы дать потребителю понятие об основных процессах на рынке колесной техники, заставить его самого логически мыслить и правильно принимать решение о покупке продукции. В советское время процесс покупки колес был крайне упрощен. Все колеса, вернее их разработки, имели право рождаться только в одном-единственном месте – ЦКТБ. Оно являлось центральным звеном для всех производителей колес СССР. У каждого завода была своя специализация. Старейший ЧКПЗ специализировался на производстве колес для грузовых автомобилей, прицепной техники, автобусов, дорожно-строительной техники и обеспечивал колесами автозаводы «Урал», ЗИЛ, УАЗ, ГАЗ, МАЗ, ЧСДМ, ЧМЗАП, БелАЗ. Для обеспечения сельскохозяйственных машин в Кременчуге с 1961 г. начал работать завод по производству колес к тракторам и другой технике.

Для потребностей камского автогиганта в 50 км от Набережных Челнов в г. Заинске построен автоагрегатный завод, который входил в единую технологическую цепочку производства автомобилей КамАЗ. Сейчас по качеству продукции больше всего нареканий к «КамАЗавто-технике» (бывш. ЗААЗ). Завод, рассчитанный на массовый выпуск продукции, сегодня загружен не более чем на 10% проектной мощности. В прежние времена оборудование эксплуатировалось весьма интенсивно – КамАЗами обеспечивали не только СССР, но и все страны бывшего соцлагеря.

И.Ж.: Сейчас огромное значение имеет то, насколько активна команда управленцев на заводе. Вовремя провел модернизацию оборудования Челябинский кузнечно-прессовый завод, несмотря на то, что он работает с 1942 года! При этом его руководство сумело сохранить лучшие заводские традиции. Насколько я информирован, в годы Великой Отечественной войны рабочие кадры были эвакуированы туда с московского ЗИСа. Старшее поколение еще помнит военный контроль на предприятиях, попавших в сферу оборонных интересов страны. Все оборудование проверено сотни раз, все технологии выверены. Я доверяю этому заводу. Положа руку на сердце, скажу: челябинские колеса – вне конкуренции! По крайней мере, по моему рейтингу.

– Насколько я понимаю, сейчас производители колес в равных условиях: все работают на закупочном металле, самостоятельно выстраивают дилерскую сеть. Почему все же на выходе у некоторых производителей продукция дешевле?

И.Ж.: К сожалению, условия до сегодняшнего дня были далеко не равными. Вы не задумывались, как украинскому производителю удалось захватить бо’льшую часть колесного рынка? Мы давно работаем с рессорами и колесами, и все это время нашему предприятию приходится бороться с более дешевой продукцией с Украины. Ни для кого уже не секрет, что украинские предприятия до сих пор работали на более дешевом, а то и не оплачиваемом России газе. О каких равных условиях может идти речь? Сейчас ситуация меняется, и с удовольствием могу отметить, что для российских потребителей патриотические чувства становятся решающими при выборе продукции. Однако политические вопросы все же вторичны. Мы торговали различными колесами, и практически по каждому продукту собрана история его дальнейшего использования, благо что дилеру в этом плане легче, чем заводу, а мы ближе к потребителям и активнее с ними общаемся, а потому можем объективно сравнивать качество колес.

Мы и не скрываем, что приоритет давно отдаем продукции ЧКПЗ, даже при ассортиментном перекрещивании, например, по колесам для автомобилей «Урал», КамАЗ, МАЗ. С недавних пор мы приняли решение сконцентрироваться только на колесах ЧКПЗ. Их станут предлагать все наши филиалы в России. Сейчас эта продукция составляет 10...15% объема продаж, но по прогнозам ее доля в скором времени увеличится до 50%. Так мы решили вопрос комплексного обслуживания наших клиентов, добавив к ассортименту рессор еще и колеса.

Н.Ш.: Не надо забывать, что доля охвата рынка зависит от многих факторов. На Западе есть более-менее корректные технологии сокращения потребительского цикла товара, чтобы заставить потребителей чаще покупать. У нас все проще – если делаешь некачественный товар, значит, его чаще станут менять. Дешевизна продукции – дешевизна ее составляющих. Вот вы говорите: все равны, все используют закупочный металл. Но те, у кого товар дешевле, могут, например, брать профили не лучшего качества. А что значит качество колеса на дороге? Ведь если колесо не поддается балансировке, чем грешит продукция некоторых наших производителей, то возникают трения, биения в определенных местах. Как следствие, больше износ шин, соседних деталей и даже ставится под сомнение вопрос безопасности на дорогах! Вот и сэкономили...

– Получается как в известной сказке: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». А что нового происходит у нас на колесном рынке? Есть новинки, которые стоит отметить?

Н.Ш.: Сегодня заводы само-стоятельно и производят, и разрабатывают, и испытывают свою продукцию. С одной стороны, это позволило им стать ближе к заказчику, ведь в машиностроении начался поворот к индивидуализации проектов, производится много необычной, узконаправленной техники, например, для работы в особых климатических условиях. С другой стороны, для относительно молодых заводов все это стало испытанием на прочность и готовность работать в новой для них сфере деятельности. Разумеется, с этим успешней справляется тот, у кого есть такой опыт работы. Например, под новый среднетоннажный МАЗ Минского автозавода ЧКПЗ изготовил нестандартные колеса размером 6,75х17,5. Знаю также и то, что делали особые колеса для прицепов Орского и Чебоксарского тракторных заводов, Челябинского завода автоприцепов (ЧМЗАП), для Уралвагонзавода из Нижнего Тагила. Сейчас в разработке у завода интересное для многих «394-е» колесо.

И.Ж.: К слову, нестандартные заказы клиентов в итоге расширяют возможный ассортиментный перечень завода-производителя. На мой взгляд, колеса размером 6,75х17,5, заказанные МАЗом, с успехом подойдут к целому ряду среднетоннажных автомобилей. Мне как представителю не только заводов-изготовителей, но и конечных потребителей очень важно, чтобы заводы быстро откликались на подобные заказы, были готовы поменять цикл производства или даже переоснаститься. «Индивидуальная работа с потребителями», «гибкость в работе с клиентами» – это стало для некоторых изготовителей просто лозунгом и на деле ничем не подкреплено.

С качеством та же проблема. Никто не застрахован от ошибок, тем не менее одни заводы к нам прислушиваются и исправляют недостатки, а кто-то просто снижает цену на товар и ничего не меняет. Так было с заинским колесом для автомобиля «Урал». Потребители зачастую не задумываются, почему продукт дешевле, а ведь следует мыслить логически или консультироваться со специалистами.
В качестве хорошего примера индивидуальной работы с потребителем расскажу такую историю. Сейчас все стремятся использовать технику максимально, а то и с превышением норм. Лесозаготовительные предприятия хотели узнать у нас, возможно ли изготовить усиленное «кразовское» колесо, потому что стандартные колеса при жесткой эксплуатации лопались. Мы разослали запрос на заводы и в скором времени получили даже не ответ, а уже готовую продукцию с ЧКПЗ.

– Каким вы видите будущее колесного производства в России? Готовы ли наши предприятия выйти на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией?

Н.Ш.: Даже работая разобщенно, заводы – изготовители колес идут одним путем. Рынок переходит от элементарного удовлетворения потребностей к производству качественной и безопасной продукции. Сегодня все заводы отмечают повышенное внимание клиентов не к дешевой продукции, как было в прежние годы, но к качественной. Меня как специалиста такая тенденция радует, ведь это совсем иная динамика и другой уровень надежности. Думаю, что изменения в дальнейшем могут стать глобальными. Сейчас колесный рынок как бы вторичен, а в перспективе именно он может стать движущим фактором российского автопрома. Заводские конструкторские бюро сами станут инициировать новые разработки грузовых колес и предлагать их определенным заказчикам.

И.Ж.: Я менее оптимистичен. Сейчас важно отвоевывать отечественный рынок грузовых, тяжелых колес для своих потребителей, потому что иностранные производители все активнее заходят на этот рынок. Однако я уверен, что никто лучше нас самих не знает и климатических особенностей России, и особенностей русского характера. Будем считать это нашим важным преимуществом.