МАГия качества

А. Виноградов, В Волгин

Идея этой статьи родилась на пресс-конференции выставки «Дорога-99», когда Михаил Васильевич трук, один из руководителей ЗАО «Стройдормаш», сказал, что качество российских гидромашин, выпускаемых предприятиями холдинга, не уступает европейскому. Надо признать, подобное заявлениепрозвучало сенсацией.»Убедитесь сами!» – приглашает Михаил Васильевич, и вот уже наши корреспонденты знакомятся с производствоми продукцией завода АО «МАГ».

Если судить по наиболее крупным вехам его истории, акционерное общество «Машиностроение и гидравлика» (АО «МАГ») – наиболее крупный в России производитель гидрообъемных трансмиссий для мобильных машин, мало чем отличается от сотен других российских промышленных фирм. В советские времена предприятие называлось «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина», а начало ему дал основанный в середине прошлого века чугунолитейный завод. В работе с гидравлическими устройствами предприятие далеко не новичок: производство гидротрансформаторов и других агрегатов для строительных и дорожных машин оно начало еще в 1955 году.

Аксиальный насос-гидромотор четвертого поколения

Следующие два факта биографии предприятия многие производственники расценят как везение. В 68-м началось сотрудничество с немецкой фирмой K. Rauch KG. Завод осваивал производство гидронасосов и гидромоторов по ее лицензии с использованием новейших для того времени технологических процессов. Эти насосы и гидромоторы выпускались очень долго. В отсутствии конкуренции они вполне устраивали советских машиностроителей даже тогда, когда европейская мысль ушла далеко вперед. Сегодня, вспоминая о тех машинах, заводчане говорят: «первое поколение». В 73-м началось аналогичное сотрудничество с фирмой Mannesmann Rexroth. С ее помощью завод освоил выпуск ручных и педальных блоков дистанционного управления гидросистемами, а также компонентов гидроавтоматики.

Постепенно предприятие заняло лидирующие позиции в своей области в СССР. Переход на рыночные отношения и связанные с ним бурные события последнего времени оказались болезненными. В связи с уменьшением выпуска дорожно-строительных машин существенно упал спрос на гидрооборудование, объемы производства снизились, сократился штат завода.

Насос-гидромотор для закрытых гидросистем

До этого момента история предприятия оставалась вполне тривиальной. Да, не всем повезло иметь западного партнера, тем более не одного, а также сохранить с ними хорошие отношения к началу рыночных реформ. Однако каждое предприятие имело наработки и собственные перспективы в новых условиях. Вся советская экономика оказалась на перепутье, и каждый сам выбирал свою дорогу. Кто хотел, тот сумел найти не посланных Богом, Партией и Правительством партнеров или сказать Собственное Слово, а потом приложил все усилия для того, чтобы получить место среди сильнейших в мире производителей. Едва ли кто добился мирового лидерства, но есть отечественные фирмы, которые стремятся стать «первыми среди равных». Большинство же и по сей день довольствуется модельным рядом начала 80-х.

Оказавшись перед выбором, завод имени М. И. Калинина, который в конце 80-х стал арендным предприятием, а в 1995 году превратился в АО «МАГ», пошел по пути долгой жизни и вечной борьбы за место под солнцем среди сильнейших, хотя экономическая ситуация отнюдь этому не способствовала. Инфляция пожирала оборотные средства со скоростью, приводящей в изумление. Часть традиционных покупателей (и естественных монополистов в дорожном машиностроении!) в одночасье оказалась за границей, и в образовавшийся прорыв рванулись зарубежные компании. Имидж российского машиностроения рухнул и даже ссылка на пресловутые «оборонные» технологии никого уже не вдохновляла; изготовители немедленно попытались компенсировать имиджевые потери продукцией с комплектующими от всемирно известных фирм.

Блок дистанционного управления гидравликой

И все же путь к выживанию был. Требовалось предложить покупателям товар более удобный, чем импортный, с качеством, сопоставимым с мировым, и по приемлемой цене. Первым шагом предприятия на этом пути стал переход к выпуску гидромашин второго поколения. Они оставались все теми же гидромоторами и насосами, но их присоединительные размеры уже отвечали требованиям ИСО – международной организации по стандартизации. Одно это заметно расширило рынок сбыта: любая, даже самая надежная машина когда-нибудь требует ремонта, да и любители импортных комплектующих отнеслись к такому шагу МАГа с пониманием. Кроме того, появилась возможность предлагать свою продукцию в качестве запчастей в страны, не обладающие развитой сервисной инфраструктурой.

Сегодня гидравлические машины первого поколения остались на АО «МАГ» только в воспоминаниях. Выпуск гидромоторов и насосов второго поколения сохраняется – до тех пор, пока на них не иссякнет спрос. Основу производственной программы составляют машины третьего поколения, уже полностью соответствующие мировому техническому уровню. Главное отличие этих устройств от предыдущих – более высокое рабочее давление, а значит – большая мощность в тех же габаритах. А на смену ему уже идет четвертое поколение, способное работать при 40 МПа (около 400 атм).

Сами по себе гидрообъемные машины – это еще не вся гидросистема. А потому сегодня в ассортименте предприятия и блоки дистанционного управления, в том числе пропорционального, и многочисленная «мелочевка» – клапаны, соединительные муфты, гидроаккумуляторы и многое другое.

Клапаны для гидросистем

Особо отметим, что модельные ряды строятся в полном соответствии с новейшими требованиями к конструированию – на основе единого комплекта деталей или как еще говорят «на одной платформе». Всего модельных рядов три: насосы и гидромоторы (регулируемые и нерегулируемые) для открытых систем, насосы и гидромоторы для закрытых систем и блоки дистанционного управления. Такой подход не только удешевляет производство, но заметно упрощает обслуживание и ремонт. Что же касается «мелочей», то они хотя и стандартизованы, но полной унификации не поддаются – слишком много разных по назначению и размерам устройств скрывается за одним общим названием (например, «клапан»).

Стремясь следовать движениям рынка, АО «МАГ» не ограничилось перечисленными модельными рядами. Предприятие изготавливает также гидравлические домкраты, передвижные гидроподъемники, насосные станции и другие изделия.

Техническое совершенство – это, конечно, хорошо. Однако народная мудрость гласит, что «нет такой задумки, которую нельзя испортить скверным исполнением». А потому все изыски конструкторов были бы бесполезны без достижения конкурентоспособного уровня качества. Основа для него – высокая культура производства. Она обеспечивается использованием прогрессивных, а в ряде случаев – уникальных технологий для производства основных деталей, а также высокой и жестко соблюдаемой технологической дисциплиной.

Двухнасосный агрегат

Наряду с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными методами, сегодня на заводе используются такие новейшие процессы, как лазерное упрочнение нагруженных частей деталей, бронзирование изнашиваемых поверхностей. Широко используется низкотемпературное азотирование и другие новейшие способы обработки, обеспечивающие стабильное качество основных деталей.

Особое слово – о комплектующих. Что знает о гидравлике средний россиянин? Только то, что она течет. А виной этому плохие уплотнения. Так вот, гордостью специалистов МАГа являются уплотнения для телескопических гидроцилиндров, состоящие из комплекта «манжета – чистильщик». Уникальная конструкция, полученная в результате многолетней работы – подбора конфигурации и материалов, позволила воплотить в жизнь мечту эксплуатационников: гидроцилиндры больше не текут, даже в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Манжета – самоподжимная, многокромочная соответствует последним тенденциям в развитии конструкций уплотнений и не требует защитных шайб. Чистильщик с самоустанавливающейся рабочей кромкой изготавливается из специально подобранной резиновой смеси, препятствующей залипанию кромок и вырыванию резины при замерзании конденсата.

«Амкодор-203» – плод сотрудничества минских машиностроителей и АО «МАГ»

Приложенные усилия дали свои плоды. Предприятие не простаивало ни дня. Оно сохранило основной коллектив и пополнило его высококвалифицированными кадрами конструкторов, технологов и рабочих, что позволило поддерживать высокие качество и технический уровень выпускаемых изделий. Августовский кризис дал многим российским предприятиям дополнительный шанс к выживанию. Пошел он на пользу и АО «МАГ» – резко сократился импорт дорожно-строительной техники и запасных частей для нее, в связи с чем завод использовал шанс расширить номенклатуру и увеличить поставки гидравлических машин и оборудования.

Высокое качество и надежность гидромашин дает возможность предоставлять потребителям гарантию сроком от 18 до 36 месяцев. И это обстоятельство получило должную оценку: в последнее время объем производства устойчиво растет. В нынешнем году в связи с существенным ростом спроса на продукцию завод как бы приобрел второе дыхание. Именно благодаря ему удалось разработать и почти полностью подготовить производство гидромоторов и насосов четвертого поколения всего за один год.

В настоящее время предприятие имеет более 100 постоянных заказчиков. Среди них воронежский «Тяжэкс», камышинский «Газакс», Юргинский машиностроительный и другие хорошо известные заводы. Успешно реализуется совместный проект с белорусским АО «Амкодор», выпускающим широкую гамму машин для коммунального хозяйства и строительства. Около пятой части продукции уходит на экспорт – в Латинскую Америку, страны Европы, Израиль и страны СНГ. Таким образом МАГия качества позволяет московскому предприятию жить и развиваться, порождает уверенность в завтрашнем дне.