Автогрейдер шагает по стране (ч. 2)

Леонид Малютин
В прошлом номере мы писали о грейдерах орловского завода «Дормаш», Caterpillar, HBM-Nobas и Dingsheng Tiangong. Сегодня тему автогрейдеров продолжат лидер рынка Группа ГАЗ, Volvo CE, John Deere и грейдеры марки Mista, которые поставляет компания «Локуст-Центр».
Полноприводный ДЗ-98 Челябинского завода
ГС-25.09 завода «Брянский Арсенал» с передней рамой коробчатого сечения
ГС-14.03 «Брянского Арсенала»
Полноприводный ДЗ-98В «Брянского Арсенала» с трубчатой передней рамой
Поворотный круг автогрейдера ДЗ-98В
ГС-18.05 завода «Брянский Арсенал»
Volvo G946
Volvo G990
Полноприводный автогрейдер Mista RD200H
Выгрузка автогрейдера John Deere из контейнера на заводе корпорации в Домодедово
Полноприводный автогрейдер Mista RD200H
Органы управления автогрейдера John Deere
Полноприводный автогрейдер John Deere 772G

В 2011 г. Группа ГАЗ на 20% увеличила продажи автогрейдеров по сравнению с 2010 г. В единичных экземплярах поставлялись прицепные грейдеры.

Номенклатура завода «Брянский Арсенал» включает автогрейдеры класса 100 – ГС-10.01, класса 140 – ГС-14.02, ГС-14.03, прицепной автогрейдер ГП-13.01, полуприцепной ДЗ-168, класса 180 – ГС-18.05 и ГС-18.07, класса 250 – ГС-25.09, ГС-25.11 «Класс 250». ЗАО «ЧСДМ», предприятие дивизиона «Спецтехника» Группы ГАЗ, выпускает автогрейдер ДЗ-98В класса 250. Наибольшим спросом пользуются автогрейдеры легких серий по причине их более широкой области применения и ценовой доступности.

Основные конкурентные преимущества техники Группы ГАЗ главным образом в отечественной агрегатной базы, ремонтопригодности, доступности сервисного и гарантийного обслуживания. Конструкция машин обеспечивает свободный доступ к узлам и агрегатам при обслуживании и ремонте.

Предусмотрены различные варианты исполнения техники – «бюджетный» и «премиум». В комплектации «премиум» используются агрегаты известных европейских марок. Например, двигатели Deutz и Cummins, автоматические коробки передач ZF, тандемные тележки NAF, гидроаппаратура Bosch Rexroth. Опционно грейдеры оснащают системой нивелирования, системой предпускового подогрева двигателя (ПЖД), кондиционером, магнитолой, различным навесным оборудованием: отвалом боковым, снегоочистителем, рыхлителем/ кирковщиком и др.

На выставке «СТТ-2012» Группа ГАЗ представила новый мощный полноприводный карьерный автогрейдер ГС-25.12 завода «Брянский Арсенал» – это более мощная по сравнению с предыдущей моделью машина с улучшенными потребительскими характеристиками, с ведущим гидростатическим отключаемым передним мостом на базе комплектующих Bosch Rexroth, улучшающим тяговые характеристики: машина может работать с грунтами 4-й категории плотности и справляться с заданным объемом работ вдвое быстрее. Автогрейдер ГС-25.12 оснащен двигателем ЯМЗ-326 мощностью 235 л.с., автоматической коробкой передач ZF, тандемной тележкой NAF. В кабине улучшен обзор за счет изменения компоновки и внутреннего интерьера, установлен кондиционер. Новая модель оснащена двигателем ЯМЗ-326 мощностью 235 л.с., гидромеханической трансмиссией с автоматической коробкой передач ZF, тандемной тележкой NAF. В кабине автогрейдера улучшена обзорность за счет изменения конфигурации и внутреннего интерьера и установлен кондиционер, что создает более комфортные и безопасные условия для работы оператора машины.

Разработку грейдеров ведет собственное КБ с помощью программных продуктов Autodesk. В планах – модернизация всего модельного ряда (за исключением нового ГС-25.12).

В 2011 г. Volvo CE поставила российским покупателям 35 автогрейдеров. Большей популярностью пользуются полноприводные модели грейдеров – G946 и G976 в комплектации с передним бульдозерным отвалом, грейдерным ножом шириной более 4 м, задним рыхлителем, т. е. максимальные возможности за максимальные деньги.

Сегодня Volvo CE предлагает линейку грейдеров 940G, 946G, 970G, 976G и 990G мощностью от 160 до 200 кВт. Грейдеры Volvo всегда отличались передовой конструкцией и дизайном. В числе их преимуществ – высокая, комфортабельная кабина, привод отвала с помощью гидроцилиндров (считается, что он дает большее усилие, чем червячный редуктор, стандартный у конкурентов), а также автоматическое челночное переключение передач, 11 передач в стандартной комплектации на «976-й» грейдер (на остальных моделях – опция). Volvo отличается от конкурентов своим подходом к изменению мощности (больше диапазон между минимальной и максимальной мощностью), а также качеством, экономичностью и экологичностью продукции.

Со строительной техникой корпорация John Deere пришла на российский рынок недавно – в 2009 г., но успела прочно обосноваться, используя в качестве базы свое сборочное производство в Домодедово, мощности которого продолжает наращивать. Российским потребителям John Deere предлагает линейку грейдеров серии G, запущенную на рынок в 2009 г. В линейку входят три модели с шарнирно-сочлененной рамой без переднего привода 670G (масса 18 600 кг, мощность 108–138 кВт), 770G (масса 18 800 кг, мощность 123–172 кВт) и 870G (масса 19 600 кг, мощность 160–205 кВт) и три их модификации с шарнирно-сочлененной рамой и передним гидростатическим приводом 672G (масса 19 400 кг, мощность 127–145 кВт), 772G (масса 19 600 кг, мощность 145–183 кВт) и 872G (масса 20 400 кг, мощность 160–205 кВт).

Особенность привода передних колес – в возможности регулирования их скорости относительно колес задней тележки: синхронно, либо с отставанием, либо с опережением. Режим выбирается в зависимости от грунтовых условий и уклона местности. Грейдеры комплектуют рядными 6-цилиндровыми дизелями John Deere, 8-ступенчатыми КП John Deere PowerShift Plus с переключением передач и направления движения под нагрузкой и педалью ползучих скоростей, имитирующей функцию сцепления при движении очень тихим ходом. Угол поворота шарнирно-сочлененной рамы – 22°. На выбор заказчика – система управления рабочим оборудованием с традиционными рычагами либо с джойстиками. В отличие от Caterpillar рулевое колесо используют в обоих вариантах.

Компания «Локуст-Центр» разнообразила свою основную продукцию – мини-погрузчики Locust – автогрейдерами Mista. Польская компания Mista, созданная в 1991 г., начала производство автогрейдеров собственной конструкции в 1996 г. и ежегодно выпускает около 30 автогрейдеров, поставляя их на рынки Европы, России и Казахстана. Линейку составляют модели RD130 (мощность 95 кВт, масса 11 400 кг), RD165C/ RD165H (мощность 127 кВт, масса 14 300 кг) и RD200C/ RD200H (мощность 140 кВт, масса 16 500 кг). На российском рынке наиболее востребованы полноприводные модели RD165H и RD200H, предназначенные для работы в тяжелых условиях.

Особенности грейдеров Mista прежде всего заключаются в том, что агрегатная база: двигатель Cummins, коробка управления ZF Passau, ведущие мосты NAF GmbH, гидравлические приводы Poclain Hydraulics, гидравлические компоненты Bosch Rexroth и Sauer-Danfoss – европейского производства, а не лицензионные китайские. Коробка передач автоматическая, в тандемной тележке использована зубчатая передача, а не цепная, рабочая гидросистема чувствительна к нагрузке и позволяет совмещать операции без потери мощности. Рама шарнирно-сочлененная с углом поворота 27° – значительный показатель для автогрейдера. Радиус разворота по внешнему колесу составляет в зависимости от модели от 6100 до 7500 мм. Механизм поворота грейдерного ножа реализован с помощью двух гидромоторов – решение, запатентованное Mista. Благодаря полному остеклению кабина отличается хорошим обзором. В комплектацию входят кондиционер, зеркала заднего вида с подогревом. Пульт управления оснащен жидкокристаллическими мониторами, которые отображают полную информацию о текущем состоянии коробки передач, двигателя, о чистоте рабочей жидкости и топлива. По заказу монтируют систему нивелирования и централизованную систему смазки.

* * *

У покупателя есть широкий выбор – от бюджетного автогрейдера до машины «премиум»-класса, оснащенной в соответствии с последними достижениями науки и техники системами, изобретенными в недрах заводов-производителей. При этом наблюдается конкуренция во всех ценовых сегментах. Со все большим распространением импортной агрегатной базы и удорожанием российской техники нашим заводам становится все сложнее конкурировать. Достойный выход из этой ситуации – в развитии отечественной агрегатной базы, конкурентной по цене, характеристикам и по качеству. Впрочем, в условиях глобализации рынка это уже из области фантастики.

(Окончание. Начало см. «ОС» № 5, 2012 г.)