Погрузчики в зеркале анализа
Тенденции развития, производство, рынок
Колесные фронтальные одноковшовые погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой прочно обосновались на мировом рынке землеройно-погрузочной техники. Фронтальные погрузчики разных типов занимают второе место по объемам продаж после одноковшовых экскаваторов.
Это подтверждается данными международной исследовательской компании Power Systems Research (Бельгия), публикуемыми консалтинговой компанией Off Highway Research. По этим данным, общемировой объем производства колесных погрузчиков в настоящее время составляет 50…54 тыс. ед., причем на долю стран Западной Европы приходится 40…45% общего объема производства. Исследования рынка сбыта такой техники в Западной Европе, выполненные компанией Off Highway Research, Ltd., показали, что среднегодовая потребность в колесных погрузчиках составляла 15…18 тыс. ед. Чтобы у читателей не возникло вопросов, оговоримся: в статье рассматриваются в том числе базовые модели погрузчиков компаний, уже не существующих либо только приступающих к производству колесных погрузчиков. Широкое распространение одноковшовые колесные погрузчики получили благодаря их универсальности. Они пригодны для выполнения транспортных грузовых операций при перемещении грузов на небольшие расстояния, а также легких землеройных, зачистных и планировочных операций. Возможность оснащения погрузчиков разными по назначению ковшами и другим сменным оборудованием расширяет зоны их применения и повышает универсальность использования. По сравнению с одноковшовыми экскаваторами у погрузчиков более выгодные удельные показатели, например отношение грузоподъемности к массе, стоимости к 1 куб.м вместимости ковша, а также они высокомобильны и высокоманевренны. Тем не менее, поскольку отрывные усилия на режущей кромке ковша погрузчика сопоставимы по величине с таковыми для гидравлических экскаваторов, погрузчики уступают последним в реализации этого усилия по всей высоте забоя.
В настоящее время существует много компаний-производителей, от всемирно известных Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Terex, Volvo CE, JCB, Dressta до выходящих на мировой рынок производителей Mitsuber, Venieri, XCMG, YTO, Liugong и др. В России и странах СНГ производство колесных погрузчиков освоили ОАО «Погрузчик» (г. Орёл), ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины», ОАО «Промтрактор» (Чебоксары), ОАО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак», ОАО «Петербургский тракторный завод». В Белоруссии производство таких машин сосредоточено в ОАО «Амкодор». На Украине производство погрузчиков осуществляет ОАО «Харьковский тракторный завод». В этой статье изложены результаты анализа колесных погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой, созданных и выпускаемых семью российскими предприятиями, двумя предприятиями Белоруссии и одним предприятием Украины, рассмотрено 32 фирмы-производителя из стран дальнего зарубежья. Общее число базовых моделей колесных погрузчиков составило 268, в том числе 243 модели производства дальнего зарубежья, 18 моделей российского производства и 7 моделей производства Белоруссии и Украины. В указанное количество моделей не вошли мини-погрузчики с бортовой системой поворота и погрузчики, устанавливаемые на колесных тракторах сельскохозяйственного назначения, включая экскаваторы-погрузчики. За основной параметр колесных погрузчиков принята грузоподъемность (г/п), которая определялась в соответствии со стандартом SAE J818 (май 1997 г.): грузоподъемность колесных погрузчиков не должна превышать 50% величины статической опрокидывающей нагрузки в положении максимального угла складывания шарнирно-сочлененных полурам. При этом опорная поверхность должна быть твердой, ровной и горизонтальной. Установлены диапазоны изменения трех наиболее важных параметров исследованных моделей: мощности двигателя, эксплуатационной массы и грузоподъемности. Дальнейший анализ проводился по уровням грузоподъемности, которые были разбиты на семь интервалов: до 1 т; 1…2 т; 2…3 т; 3…5 т; 5…10 т; 10…15 т и свыше 15 т. Наиболее представительны типоразмерные ряды базовых моделей колесных погрузчиков производства фирм Komatsu (19 классов), Caterpillar (17 классов), Hitachi (15 классов), Volvo CE (13 классов). Необходимо отметить, что многие фирмы ограничиваются производством погрузчиков лишь в нескольких классах. Обобщенные данные по погрузчикам фирм дальнего зарубежья приведены в табл. 1, а по отечественным, белорусским и украинским погрузчикам – в табл. 2.
Как следует из табл. 1, наибольшее число базовых моделей приходится на погрузчики г/п 3…5 т (26,3%), 5…10 т (24,3%) и 1…2 т (20,0%). Четвертую позицию с долей 15,2% занимают погрузчики г/п 2…3 т. Доли погрузчиков малой г/п до 1 т, г/п 10…15 т и свыше 15 т приблизительно равны и составляют 4…5% каждая. Из табл. 2 видно, что в России и странах СНГ не выпускают шарнирно-сочлененные погрузчики г/п до 2 т и свыше 15 т. Наибольшее число базовых моделей погрузчиков (как и за рубежом) приходится на машины г/п 3…5 т (44,4%) и 5…10 т (33,2%). Третью позицию занимают машины г/п 2…3 т (16,6%). Класс погрузчиков г/п 10…15 т в представленной выборке обозначен единственной моделью – ПК-12 производства ОАО «Промтрактор».
Анализ взаимосвязей между выбранными основными параметрами проведен по таким удельным показателям, как энергонасыщенность (отношение мощности к грузоподъемности, кВт/т) и удельная материалоемкость (отношение массы погрузчика к мощности, кг/ кВт). Обобщенные данные по этим показателям приведены в табл. 3. Из табл. 3 видно: с ростом грузоподъемности погрузчика до 3 т его энергонасыщенность несколько снижается, стабилизируется на уровне 29…31 кВт/т для грузоподъемности в пределах 2…10 т и затем по мере ее увеличения имеет четко выраженную тенденцию к снижению, достигая среднего значения на уровне 22,9 кВт/т для погрузчиков г/п более 15 т. Аналогичная тенденция имеет место по удельной материалоемкости, которая в среднем составляет 110…111 кг/кВт для погрузчиков г/п до 3 т. Этот показатель уменьшается до уровня 104 кг/кВт для погрузчиков г/п 3…5 т и затем существенно возрастает по мере увеличения грузоподъемности, достигая среднего значения около 165 кг/ кВт для погрузчиков г/п свыше 15 т. Основными производителями колесных погрузчиков в России по ежегодным объемам производства являются ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины», ОАО «Погрузчик» и ОАО «Петербургский тракторный завод». Доля этих предприятий в общем годовом объеме производства погрузчиков в РФ за последние четыре года выросла с 79 до 92%. В целом ежегодное производство погрузчиков в России за период 2004–2007 гг. увеличилось с 430 до 700 ед., т. е. более чем на 60%. В структуре производства колесных погрузчиков в РФ больший объем занимают машины г/п 3…6 т. Объемы производства погрузчиков г/п свыше 6 т составляют до 20 ед. в год.
Представляют интерес данные об объемах производства в 2007 г. погрузчиков в России и Белоруссии: их совместный объем производства составил около 4,1 тыс. ед., из них около 3,3 тыс. ед. (80%) пришлось на долю ОАО «Амкодор», 10% на долю ЗАО «ЧСДМ», 5% на долю ОАО «Погрузчик». Структура производства в 2007 г. сложилась следующим образом: 71% – погрузчики г/п 3…4 т, 15% – погрузчики г/п 4…5 т, 9% – погрузчики г/п свыше 5 т. Объем импорта в Россию колесных погрузчиков в 2007 г. составил около 5 тыс., из них 91% приходится на новые машины и 9% на машины вторичного рынка. Лидерами по продажам стали китайские компании XCMG и SDLG, на их долю пришлось соответственно 17 и 14%. Доли известных мировых компаний на российском рынке импорта 2007 г. составили: Hitachi 4,7%; Volvo 4,4%; Caterpillar 2,4%; Komatsu 2,3%; Liebherr 1,1%. В первом полугодии 2008 г. объем производства погрузчиков в России составил 84,2% от объема производства первого полугодия 2007 г. |