Асфальтоукладчики

К. Шестопалов, канд. техн. наук

В прошлом номере вы познакомились с техническими особенностями асфальтоукладчиков, выпускаемых ведущими мировыми производителями. Заканчивая тему, мы даем обзор импортных машин, предлагаемых на российском рынке.

Асфальтоукладчики Bitelli, как видно из таблицы, представляют собой достаточно полное семейство машин, отвечающих самым разнообразным потребностям дорожного строительства.

Южанин Bitelli неплохо чувствует себя на российских просторах

Колесные машины оборудованы передними и задними (у четырехосных машин) балансирами, каждый из них снабжен гидроцилиндром двойного действия, который в транспортном режиме смещает нагрузку на заднюю ось, облегчая маневрирование, а при работе, особенно на непрочных основаниях, переносит ее на переднюю ось, что повышает тяговые возможности машины. Гусеничные укладчики комплектуются резиновыми гусеницами с гидроцилиндрами автоматического натяжения. Это обеспечивает устойчивость, бесшумность хода и повышенные транспортные скорости (до 11 км/ч).

Гидрообъемная трансмиссия (с различными элементами механических передач у колесных и гусеничных машин) оснащена специальным электрогидравлическим сервоприводом, позволяющим машине после кратковременных остановок для загрузки возобновлять движение без изменения ранее заданной скорости.

Включение трамбующего бруса и вибратора происходит автоматически одновременно с началом движения машины. Текущие регулировки этих устройств осуществляются раздельно. Электрогидравлическая система обеспечивает постоянное давление плиты на выглаживаемый слой независимо от его толщины. Зажигание газа в системе обогрева плиты и контроль над температурой подошвы – автоматические.

Рабочее место оператора стандартно оснащается тентом, но при дополнительной комплектации может быть закрыто жесткой кабиной.

Диапазон типоразмеров асфальтоукладчиков Blaw-Knox, в особенности их колесных модификаций, достаточно широк, чтобы соответствовать практически любым потребностям дорожников. При перебросках и в работе машины могут управляться с любого из двух рабочих мест, причем специальная электронная система обеспечивает стабилизацию курса машины.

Российские строители быстро нашли общий язык с Blaw-Knox

По желанию заказчика асфальтоукладчики могут комплектоваться четырьмя-пятью рабочими органами с разной шириной укладки. Машины оснащаются двигателями Cummins или Deutz, гидрообъемной ходовой передачей, исполнительной гидросистемой для дистанционного управления работой основных и вспомогательных агрегатов машины, системами полуавтоматического и автоматического контроля. В частности, в стандартную комплектацию включены: электрогидравлическая система независимого управления подъемом боковых стенок бункера и шарниров крепления боковых несущих рычагов, электрогидравлическая система управления шиберными заслонками, гидропривод подъема шнеков, система ультразвукового контроля количества смеси в шнековой камере, счетчик частоты колебаний трамбующего бруса, системы контроля над выдерживанием продольного и поперечного профилей.

Блок управления также постоянно ведет мониторинг состояния систем и агрегатов асфальтоукладчика, особенно систем управления, выводя на дисплеи пульта управления информацию о неисправностях и критических режимах работы.
Рабочая площадка оператора в стандартной комплектации оборудуется тентом, в дополнительной – мягкой отентованной кабиной.

Асфальтоукладчики Caterpillar принадлежат к двум семействам. Машины с маркировкой AP – собственно «катерпиллеровские», а те, что имеют индекс BG – модели семейства Barber Green, в настоящее время они также выпускаются на заводах фирмы. Диапазон типоразмеров включает как сверхлегкие, так и легкие, средние и тяжелые асфальтоукладчики, что показывает серьезность намерений корпорации на мировом рынке. Правда, Европа пока относится к этим машинам осторожно, но Россия – это не совсем Европа (хотя и не совсем Азия).

Машины комплектуются дизельными двигателями собственного производства. Общепринятое поперечное расположение мотора улучшает охлаждение и облегчает доступ к нему при техническом обслуживании. Гидрообъемная ходовая трансмиссия исключает использование механических передач между двигателем и бортовым редуктором.

Кресло и пульт управления с антивандальным кожухом в исполнении Caterpillаr

Она эффективна и неприхотлива в эксплуатации. Максимальная скорость укладки может быть задана на дисковом циферблате системы управления, и асфальтоукладчик выдерживает ее сколь угодно долго. Тяговый контроллер обеспечивает точный выбор направления движения и величины тяги. Педальное управление скоростью движения облегчает оператору контроль над рабочими операциями.

Рабочее место оператора спроектировано с учетом требований безопасности и производительной работы. Кресло и пульт управления с антивандальным кожухом легко перемещаются к любому борту машины. Для улучшения обзора операторское кресло можно выдвинуть еще на 152 мм в любую сторону. Аварийные световые индикаторы и звуковой сигнал включаются при перегреве двигателя или гидросистемы, а также снижении уровня рабочей жидкости и давления моторного масла.

Фирма Swedala полагает, что ее асфальтоукладчики Dynapac обладают рядом отличий, позволяющих им претендовать на особое внимание со стороны дорожников. К таковым относят повышенный запас мощности силовой установки, обеспечивающий движение с большими скоростями и совмещение большего числа рабочих и вспомогательных операций; контроль скорости двигателя бесконтактным индукционным датчиком, сохраняющий ее постоянную величину независимо от нагрузки, преодолеваемой асфальтоукладчиком. При увеличении нагрузки регулятор подстраивает топливный насос таким образом, чтобы выдерживалась заданная частота вращения коленчатого вала.

Курсовая устойчивость гусеничных машин обеспечивается системой управления, которая дополнительно может оснащаться электронным блоком синхронизации, регулирующим скорости гусениц. Подача смеси полностью автоматизирована, ее поток не разделяется в центральной части на два рукава, так как узлы привода шнеков вынесены на их внешние концы. Количество смеси, подаваемой к рабочим органам, регулируется автоматически в зависимости от интенсивности ее расхода. Большой диаметр шнеков позволяет эффективно распределять смеси высокой вязкости, например, содержащие большое количество повторно используемого материала.

Super 2500 – один из самых мощных асфальтоукладчиков в мире

Точки крепления боковых несущих рычагов сдвинуты от ограничителей вперед на 15 мм, что предотвращает смещение выглаживающей плиты назад и повреждение ее задней кромкой свежеуложенного покрытия при случайных ударах самосвалов в упорные ролики асфальтоукладчика.

Рабочее кресло и пульт оператора могут перемещаться к любому борту машины, управление всеми органами выведено на пульт, кроме того, некоторые функции, например, высоту установки шнеков, можно контролировать с помощью дополнительного управления с площадки выглаживающей плиты.

Недавно перешедшая под крыло Ingersoll-Rand компания ABG считается одним из законодателей мод на Олимпе европейского асфальтоукладочного оборудования. Неудивительно поэтому, что смена штабов практически не отразилась на технической политике производственников.

В таблице технических характеристик представлены колесные модели средней размерной группы и гусеничные – всего весового диапазона. Технические решения, используемые в том и другом случае, лежат в русле описанных выше и сводятся у колесных – к балансирной или независимой подвеске, у гусеничных – к длинной многоопорной гусенице. Гидрообъемная ходовая трансмиссия заканчивается у гусеничных машин бортовым планетарным редуктором, у колесных – коробкой перемены передач, соединенной с блокируемым дифференциалом. Колесные машины могут оборудоваться подключаемым приводом передних колес.

Скребковые конвейеры, шнеки, трамбующие брусья и выглаживающие плиты спроектированы на основе хорошо известных и широко используемых технических решений. Все они оснащены индивидуальным гидрообъемным приводом, работа которого при необходимости (как у конвейера и шнеков) может синхронизироваться системой управления по команде оператора или автоматически.

Задание продольного уровня осуществляется специальной многоопорной балкой, по которой перемещается копир, или лыжей, опирающейся на выровненную поверхность, уже уложенное покрытие, бордюрный камень и т.п. Асфальтоукладчики IR-ABG также стандартно комплектуются электронным контролем привода, встроенной системой аварийного управления и сонарами контроля количества смеси в шнековой камере. Рабочее место оператора оборудовано двумя креслами и передвижным пультом управления, осветительными прожекторами и тентом. По заказу поставляется закрытая, обогреваемая кабина.

MF544 WD: плоды сотрудничества Marini и ИЛАН-Л /td>

Отличительными чертами своих асфальтоукладчиков Marini считает повышенную жесткость рабочего органа при любой ширине укладки, хорошие ровность и уплотнение уложенного слоя асфальта. Фирма подчеркивает надежность высокого качества укладки в течение длительного времени, достигнутого благодаря современным методам проектирования машин, а также использованию в их конструкциях качественных комплектующих и материалов. Стремясь расширить область применения своих асфальтоукладчиков, Marini предлагает четыре варианта рабочего оборудования: с трамбующим брусом и выглаживающей виброплитой, только с трамбующим брусом, только с выглаживающей виброплитой, рабочее оборудование без вибрации. Рабочий орган повышенного уплотнения, созданный Marini, отличается отсутствием центрального шарнира в его раме и цельнометаллической подошвой выглаживающей плиты, позволяющей, тем не менее, укладывать покрытие с необходимыми поперечными уклонами.

К числу безусловных плюсов можно также отнести стремление фирмы наладить производство некоторых моделей машин в России. Такова, например, модель MF544WD – Илан-Л , выпущенная Marini в содружестве с российской многопрофильной компанией ИЛАН-Л.

Гусеничные модели Roadtec (в России пока не встречаются) оборудованы планетарными бортовыми редукторами и полиуретановыми траковыми подушками, уменьшающими износ и снижающими эксплуатационные затраты. И гусеничные, и колесные модели оснащаются стандартной выглаживающей виброплитой с механическими уширителями (по 813 мм каждый) или низкопрофильной виброплитой с гидравлическим механизмом раздвижения. В комплект поставки могут также входить гидравлически раздвижные шнеки и конвейеры-питатели из легированной стали, электронные системы контроля поперечного и продольного профилей, электронно-акустическая система регулирования количества смеси перед шнеками.

Без преувеличения можно сказать, что асфальтоукладчики Vogele, поставляемые в Россию фирмой Wirtgen, стали одним из непременных атрибутов ремонтируемых московских и подмосковных дорог.

Фирма Wirtgen подеркивает, что в последних моделях ее асфальтоукладчиков реализованы самые новые концепции и современные технические решения. Так, мощность силовой установки используется гораздо лучше благодаря точному согласованию работы приводов отдельных агрегатов, обычно независимых друг от друга, и регулированию мощности всех тяжело нагруженных приводов.

Асфальтоукладчик AP-1050B Caterpillar меняет ширину укладки на ходу

Ленточные питатели слегка наклонены назад, что гарантирует подачу смеси к шнекам без ее придавливания к ним. Снижен крутящий момент шнеков за счет оптимизации формы их лопастей. Радиус поворота машины задается с пульта с помощью электронной системы. Управление всеми функциями машины осуществляется с пульта ручкой-джойстиком. Рабочие характеристики автоматически восстанавливаются после начала движения. Реализована максимальная автоматизация контроля над рабочими процессами, такими, как сохранение направления и скорости движения, поддержание на нужном уровне запаса смеси, выдерживание заданной толщины укладки. Вообще, характеристики укладки сохраняются постоянными даже при колебаниях требуемого расхода смеси.

Запатентованная фирмой система уплотнения дает высокое и равномерное уплотнение смеси даже при неравномерной толщине укладываемых слоев. Фирма утверждает, что автоматическая система нивелирования Vogele обеспечивает ровность поверхности в весьма тяжелых условиях, например, при близко расположенных друг к другу неровностях различной высоты и большой скорости укладки.

Рабочее место оператора представляет собой удобное кресло и пульт управления, передвигаемые по мере необходимости к одному из бортов машины. Рабочая площадка снабжается защитным тентом. По заказу фирма поставляет мягкую (полностью отентованную) кабину с прозрачными пластмассовыми вставками, мягкую кабину с настоящим лобовым стеклом или закрытую жесткую кабину.