Несколько аргументов в пользу выбора крана-манипулятора
За рубежом краны-манипуляторы используются чаще, чем в России, поскольку они стали популярны еще в 1940–1950-е годы. Сегодня в Европе каждый пятый грузовой автомобиль оборудован манипуляторной установкой, зато автокран – большая редкость, а это значит, что пиковая популярность гидроманипуляторов в России еще впереди.
Рост спроса на краны-манипуляторы – не дань моде, а экономический расчет. Если опять обратиться к зарубежной практике, то до появления манипуляторов минимальная грузоподъемность крана на автомобильном шасси была 35 т, так как производство машин меньшей грузоподъемности в условиях западного бизнеса экономически невыгодно. В результате образовалась свободная ниша для механизмов грузоподъемностью от 1 до 30 т, которую и заняли гидроманипуляторы.
На российском рынке другие ценовые ориентиры, поэтому крановые предприятия охотно выпускают 16-тонные машины, которые пользуются большим спросом, что в свою очередь сдерживает рост популярности в России кранов-манипуляторов. Ценовая ситуация в этом секторе техники неустойчивая, да и грузоподъемная ниша занята не вся. К тому же традиционная схема обработки и транспортировки груза на строительных и других работах предполагает использование автомобильного крана и грузового автомобиля. Те, кто пользуется этой схемой, прекрасно знают все ее недостатки. Прежде всего это удвоение расходов, связанных с привлечением к выполнению работ двух единиц техники, что особенно существенно, если объект работ на значительном удалении. К тому же максимальная грузоподъемность серийных автокранов российского производства – 6...40 т, по причине чего они неэффективны на работах, связанных с перемещением грузов массой до 6 т. В некоторых случаях применение автокрана вовсе невозможно, например, в стесненных условиях или невысоких крытых помещениях.
Конструкция манипулятора такова, что его можно установить за кабиной или на корме автомобиля за кузовом. Такое расположение позволяет осуществлять загрузку как в кузов базового автомобиля или его прицеп, так и в кузов стоящего рядом грузового автомобиля.
В России краны-манипуляторы чаще встречаются в достаточно богатых отраслях, таких как добыча нефти и газа. В составе различных технологических машин они решают множество проблем. На лесозаготовках, где транспортировка лесоматериала является главным звеном технологического процесса, так же используется много манипуляторов, как и на вывозе заготовленной древесины на лесоперерабатывающее предприятие или потребителю. Все чаще краны-манипуляторы можно встретить в коммунальном хозяйстве, и эта сфера деятельности стала наиболее перспективной для их применения.
В строительстве краны-манипуляторы пока только завоевывают признание. Бoльшим спросом пользуется техника, бывшая в употреблении, а новую приобретают хозяйственники, планирующие свой бизнес на десятилетия вперед.
Одним из самых крупных производителей кранов-манипуляторов в Европе является датская компания HMF. В России этого производителя официально представляет ООО «В-Кран». HMF лидирует на рынке производителей промышленного гидравлического оборудования уже 50 лет, и вполне естественно, что модельный ряд манипуляторов этой компании технически совершенен и отвечает самым высоким запросам, связанным с транспортировкой и погрузкой, как требует сегодня и конкурентная ситуация в данной сфере производства, и экономическая целесообразность.
HMF – первый производитель монтируемых на грузовики манипуляторов, сертифицированных Lloyd Register, Ltd. в соответствии со стандартом ISO 9000.
Грузоподъемность строительных кранов-манипуляторов HMF варьирует в широком диапазоне – от 0,5 до 72 т/м. Их можно устанавливать и на транспортные средства зарубежного производства (Volvo, Scania, Merсedes, MAN), и на отечественные машины («ГАЗель», ГАЗ, ЗИЛ, «Бычок», КамАЗ, МАЗ, «Урал», КрАЗ). Стрелы кранов-манипуляторов HMF производятся из легированной стали, благодаря чему конструкции легкие и долговечные. Эти машины невелики по размеру, но тем не менее обеспечивают большой вылет стрелы и высокую грузоподъемность.