Автокраны среднего класса в России (ч. 2)
Конструкторская идея, заложенная в устройство автокранов, за историю их существования менялась всего дважды, и каждую такую революцию сопровождало появление новых технических решений, направленных на увеличение производительности и безопасности при работе с грузами.
Советский первенец в классе кранов «сити» – «Краян» КМС-10А помимо 6,9-метровой телескопической крановой стрелы был оборудован 2,5-метровым бульдозерным отвалом и экскаваторной установкой с глубиной копания 4,15 м |
Применение тросового привода и ферменных стрел ограничивало использование автокранов во многих секторах экономики. Для подъема грузов массой 25 т в 1940-е годы применяли громоздкие прицепные конструкции, напоминающие краны-укосины и агрегатируемые в составе шасси одноосных тягачей скреперов или балластных тягачей. Много энергии двигателя затрачивалось при этом на подъем стрелы тросами и удержание ее в заданном положении. Для автокранов середины прошлого века типичны высокий механический износ тормозного механизма барабана и тросов, необходимость запасовки каната.
Разработка новой системы привода, когда вместо тросового привода подъема-опускания стрелы был применен гидрофицированный привод, позволила значительно – в полтора раза – поднять грузоподъемность и расширить сферу применения, например в коммунальном хозяйстве, в городских условиях, на монтаже оборудования в ограниченном пространстве и др. Наряду с этим шло активное освоение телескопических стрел коробчатого сечения. Гидравлический привод спровоцировал наступление эры больших автокранов и оказал значительное влияние на эволюцию подъемно-транспортного оборудования.
Краны «Юрга» КС-4361А в варианте с 10- и 27,3-метровой стрелой |
В сущности, так и определился средний класс автокранов (следует понимать, что классификация весьма условная), к которому сейчас относят краны 3-й, 4-й и 5-й размерных групп промежуточной грузоподъемностью на канатах от 8 до 40 т, базирующиеся на шасси грузовых автомобилей. Краны большей грузоподъемности или базирующиеся на шасси автомобилей специального назначения, в том числе внедорожных, относятся к большому классу.
Переход производителей на полностью гидрофицированный привод всего рабочего оборудования и устранение из конструкции автокрана полиспастов в корне поменял представление об автокране как о строительной машине и позволил создать новый класс техники – гидроманипуляторы, но в сегменте «среднетоннажных» кранов их используют пока мало.
Автокраны 3...5-й размерных групп занимают примерно 90% рынка (без учета гидроманипуляторов). Их используют везде – в энергетическом, промышленном, дорожном, капитальном строительстве, на монтажных работах, в лесном, коммунальном, нефтегазовом хозяйстве и др.
Стреловые трехлебедочные автокраны К-162 на шасси КрАЗ-260 пока остаются востребованными на стройках благодаря высокой грузоподъемности и неприхотливости |
В России 15 предприятий выпускают 84 модели автокранов этих групп: это ивановское ОАО «Автокран» (11 моделей «Ивановец»), Галичский (15 моделей «Галичанин»), Клинцовский (14 моделей «Клинцы») автокрановые заводы, «Угличмаш» (10 одноименных моделей), Ульяновский (10 моделей «Ульяновец») и Челябинский (2 модели «Челябинец») механические заводы, «Юрмаш» (6 моделей), «Мотовилиха» (5 моделей), Камышинский (3 модели «Газпром-Кран»), ОАО «Ивэнергомаш» (2 модели), ОАО «Сокол» (2 модели), шимановский «Кранспецбурмаш», ивановское ОАО «Строммашина», ЕлАЗ, Туапсинский машзавод («Таганай») и Завидовский ЭМЗ – по 1 модели. Техника аналогичного класса представлена на рынке белорусскими «Амкодор» (сняты с производства), «Машэка» и украинскими «Броварчанец», «Галкран», ДЗАК («Дрогобыч», «Силач»), «Днепр», «Краян» и «Январец».
Традиционно в последнее время для кранов среднего класса в качестве базового шасси используют двухосные МАЗ-5337, трехосные 6х4 КамАЗ-53219 и -53229, полноприводные 6х6 КамАЗ-43118, «Урал-5557» и «Урал-4320». В меньшей степени применяют шасси семейства КрАЗ-250/ -260 (6х4, 6х6), КамАЗ-6540 (8х4) и практически перестали использовать некогда популярные «трехосники» ЗИЛ-133. Специальное шасси практически не применяют.
Краны на шасси «болотников» КрАЗ преимущественно выпускают на Украине |
Например, в СНГ пока не популярны компактные краны сити-класса: 25-тонный «Юргинец» КС-5871 и 40-тонный «Сокол» СТ 2-2-40. ОАО «Автокран» в перспективе планирует выйти на этот рынок и готовит к выпуску 32-тонный кран «Ивановец» КС-59713 и КС-59712 грузоподъемностью 20 т на специальном шасси БАЗ. Вообще сектор машин сити-класса лет десять назад был плохо разработан и был представлен только одной машиной – 10-тонным «Краян» КМС-10А, оборудованным ко всему прочему бульдозерным отвалом и экскаваторной установкой с ковшом «обратная лопата» 0,27 м3. Популярные прежде конструкции кранов на колесном ходу (16-тонный «Юрга» КС-4361А, 25- и 30-тонные «Краяны» серии КС-5363) с ферменной стрелой используются все реже из-за сложностей с транспортировкой, трудоемкой подготовкой к работе и эксплуатации.
Половину парка всех автокранов в стране в настоящее время составляют автокраны 4-й размерной группы (16,0...22,5 т). В связи с повышением грузоподъемности автокранов, изготовленных на одном и том же автомобильном шасси, в последние годы увеличивается выпуск автокранов 5-й размерной группы. Косвенно это связано с более широким применением в строительстве гидроманипуляторов, соответствующих 2-й и 3-й размерным группам (до 16 т), и ростом требований к грузоподъемности у самих эксплуатационников, желающих иметь технику на все случаи жизни.
«Ивановцы» на базе двухосных МАЗов составляют треть парка отечественных автокранов среднего класса |
Гидроманипуляторы 4-й группы (до 26 т) пока применяют крайне редко, и это связано как с большими затратами на обслуживание и ремонт техники, так и со спецификой российского рынка автокранов. В отечественных реалиях зона использования автокрана составляет свыше 100 км, а удобство, скорость передвижения и унификация с существующим парком грузовых автомобилей рассматриваются в числе первоочередных требований при выборе автокрана.
В России в связи с открытостью внутреннего рынка для иностранных продуцентов и секонд-хенда усиливается конкуренция, побуждающая отечественных производителей расширять сервис и систему обслуживания клиента. Так, например, в московском представительстве клинцовского завода начала функционировать горячая линия технической поддержки, а Галичский автокрановый ввел на сайте интерактивную систему подбора автокрана по заданным критериям (высота подъема крюка, вылет стрелы, масса груза). Лидер отрасли ОАО «Автокран» работает над внедрением ГОСТ РВ 15.002 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Требования к системе качества предприятий, выпускающих оборонную продукцию» и планирует обучение персонала предприятия по ИСО 14000 (менеджмент окружающей среды).
«Сокол» СТ 2-2-40 пока является единственным достойным отечественным образцом современного сити-класса |
Основными нормативными документами, регламентирующими общие технические условия, являются ГОСТ 22827–92, а также правила безопасности ПБ 10-382-00. По требованиям конструкция кранов должна обеспечивать возможность использования технической диагностики и возможность работать как с основным рабочим оборудованием, так и со сменным.
Под основным оборудованием понимают телескопическую, выдвижную, решетчатую самовыдвигающуюся или постоянной длины стрелы, под сменным – башенно-стреловое оборудование, удлиненные стрелы, управляемые или неуправляемые гуськи и удлинители. Интересно, что в перечисленном ряду отсутствуют рабочие платформы (подъемники), хотя такое оборудование к своим кранам поставляют ОАО «Ульяновский механический завод № 2» и ОАО «Мотовилихинские заводы». Платформа устанавливается на верхней выдвижной секции стрелы без демонтажа блоков крюка. Насколько известно, в прежние годы использование подъемно-транспортного оборудования в качестве подъемников в нашей стране запрещалось Госгортехнадзором. Надо полагать, что в связи с появлением таких гибридных конструкций ситуация изменилась.
Редкий пример – cреднетоннажный автокран изготовлен на спецшасси «Волата» |
Насколько ГОСТ не соответствует реалиям, говорит и другой «привет из социалистического прошлого» – стандарт требует: «Краны ближайших типоразмеров с одинаковым типом привода должны быть унифицированы по основным сборочным единицам и элементам привода, системе управления и контроля, а также кабинам и элементам их устройства». Ни слова о степени унификации – по логике соблюдение ГОСТа должно остановить технический прогресс автокранов, увязав его с отраслевыми достижениями 1992 года.
Все современные автокраны комплектуют выдвижными гидроопорами – аутригерами, увеличивающими опорный контур. (Кстати, конструкторы, работая над улучшением грузовысотных характеристик, начинают расчет вести именно с этого параметра.) Приборы безопасности имеют встроенную систему телеметрической памяти, «черный ящик» координатной защиты и защиту при работе крана в зоне высокого напряжения. Практически все выпускаемые краны оснащают дополнительным решетчатым гуськом, позволяющим увеличить вылет стрелы на 20...25%.
«Ульяновец» серии МКТ-25 по заказу оборудуют люлькой, позволяющей работать на высоте до 15 м |
Последняя тенденция в конструировании автокранов (прежде всего среднего класса как наиболее массовых) – отход от использования изнашиваемых и ненадежных узлов. Например, в новых кранах «Галичанин» КС-55713-1Б, базирующихся на модификациях шасси КамАЗ, аксиально-поршневой гидронасос приводится от коробки передач без каких-либо дополнительных устройств, т. е. коробка отбора мощности фактически не нужна. И еще одна задача – облегчить труд оператора.
С этой целью ряд машин по заказу комплектуют кондиционером и атермальными стеклами. На ряде современных машин уже монтируют в качестве штатной электронную информационную систему, выводящую для крановщика на дисплей сведения об угле наклона, высоте подъема груза, загрузке крана в процентах, допустимой и фактической массе груза. В числе дальнейших улучшений можно также ожидать появление систем дистанционного управления по радиоканалу, тем более что подобные системы уже широко применяют в строительстве на кранах большой грузоподъемности.