Новые машины российского рынка автокранов
Оживление в российской экономике ведет к расширению рынков строительных машин в целом и автокранов в частности. При этом Галичский и Клинцовский автокрановые заводы (ОАО «ГАКЗ» и ОАО «КАЗ»), уже почти 2 года работающие в тандеме, сумели укрепить свои позиции на рынке. По итогам 2000 г. они изготовили соответственно более 18 и 5,3% от произведенных в СНГ автокранов, и в прошлом году продолжали наращивать объемы производства. Одновременно предприятия расширяют модельные ряды. Благодаря этому московская торговая фирма «Кудесник», реализующая продукцию обоих заводов, предлагает покупателям постоянно расширяющуюся гамму кранов.
![]() |
Съёмный противовес, благодаря специальному механизму присоединения к стационарной части, не требует дополнительного грузоподъёмного оборудования |
Линейка машин торговой марки «Галичанин» (ОАО «ГАКЗ»), включающая в себя хорошо известные модели КС-45719 (20 т), КС-55713 (25 т) и КС-55715 (30 т), пополнилась новинкой. Это кран КС-55721 грузоподъемностью 36 т. Первые три модели в истекшем году стали еще совершеннее, повысилось их качество, они монтируются практически на всех производимых отечественными автозаводами шасси: КамАЗ-53213, КамАЗ-53215, КамАЗ-53228, КамАЗ-55111, КамАЗ-53229, КамАЗ-43118, «Урал»-4320, КрАЗ-65101.
Автомобильный кран КС-55721 увидел свет только в 2001 г. Кроме того, что он обладает существенно более высокой, чем предшественники, грузоподъемностью, в конструкции крана содержится ряд новых технических решений, достойных того, чтобы на них остановиться подробнее.
Крановая установка смонтирована на шасси КамАЗ-6540 с колесной формулой 8х4. Четырехосное базовое шасси позволило распределить осевые нагрузки так, чтобы они не превышали допустимых для дорог общего пользования. В сочетании со стандартным дорожным габаритом это позволяет без ограничений пользоваться существующей дорожной сетью.
![]() |
Отличительной особенностью новинки является впервые реализованная в отечественном краностроении идея использования дополнительных съемных противовесов. Противовес крана состоит из двух частей: стационарной и съемной. Съемная часть – массой 2 т, в транспортном положении размещается на неповоротной раме крановой установки между первой и второй осью базового шасси и обеспечивает хорошее распределение нагрузок по осям. Для достижения паспортных грузовысотных характеристик в рабочем положении эта часть противовеса присоединяется к стационарной с помощью специального механизма, являющегося составной частью крана и исключающего применение дополнительных грузоподъемных средств и людских ресурсов.
Возросшая грузоподъемность крана потребовала применения для его ответственных узлов высокопрочных сталей. С одной стороны, это позволило достичь гарантированного уровня надежности, с другой – снизить массу и улучшить грузовысотные характеристики. Они, как показывают расчеты и данные испытаний, на дальних вылетах очень близки к характеристикам 50-тонных кранов других отечественных производителей.
Четырехсекционная телескопическая стрела длиной 9,6 – 29,1 м обеспечивает компактность и маневренность крана при переездах, обширную зону и большую высоту подъема груза при работе. Для увеличения высоты подъема и размера подстрелового пространства кран может комплектоваться решетчатым гуськом длиной 9 м, крепящимся на оголовке стрелы. В транспортном положении гусек повернут и закреплен сбоку на стреле. Перевод гуська из транспортного положения в рабочее производится вручную без применения дополнительных грузоподъемных средств.
![]() |
Возможность телескопирования секций стрелы с грузом на крюке позволяет крану выполнять специальные задания при монтаже, устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций.
Крановая установка имеет гидравлический привод с питанием от двух аксиально-поршневых насосов. Отбор мощности от двигателя шасси производится через коробку отбора мощности. Крановые механизмы имеют индивидуальный привод с независимым управлением и приводятся в действие гидромоторами или гидроцилиндрами. Гидросистема обеспечивает плавное управление всеми механизмами с широким диапазоном регулирования скоростей рабочих операций и возможностью их совмещения.
Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров на дисплее в кабине машиниста. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты крана, имеет встроенный прибор фиксации характеристик – «черный ящик», и встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения, обеспечивающий безопасную работу вблизи линий электропередач.
По сравнению с прежними моделями переработаны механизмы грузовой лебедки и поворота платформы – теперь они планетарного типа. В конструкции крана имеются и другие новшества, улучшающие его потребительские свойства и соответствующие современным тенденциям краностроения.
![]() |
КС-35719-3 |
ОАО «КАЗ» (автокраны «Клинцы»), улучшая потребительские свойства своих машин, в первую очередь грузовысотные характеристики и проходимость, пошло на значительное расширение модельного ряда. В него входят КС-35719-5, КС-35719-3 и КС-35719-7 грузоподъемностью 15 т, а также КС-35719-3-02, КС-35719-5-02, КС-35719-7-02, КС-35719-8-02 грузоподъемностью 16 т.
Автомобильный кран КС-35719-5 на шасси МАЗ-5337 выпускается уже давно и в дополнительных представлениях не нуждается. Остальные же модели – это модели 2001 г. Они имеют усовершенствованную конструкцию и монтируются на современные шасси отечественного производства.
Основным конструктивным отличием 16-тонных кранов от 15-тонных является трехсекционная телескопическая стрела. Еще одна секция позволила увеличить максимальную высоту подъема крюка более чем на 4 м, а рабочую зону сделать соизмеримой с той, которую имеют 15-тонные краны, работающие с гуськом. Думается, что пользователи по достоинству оценят возможность избавиться от переналадки рабочего оборудования при монтаже-демонтаже гуська.
Крановые установки имеют высокую степень унификации. Отличия касаются, в основном, неповоротной части и обусловлены привязкой установки к конкретному шасси. Такой подход позволил снять остроту проблемы многономенклатурности в производстве и снабжения запасными частями при эксплуатации машин.
![]() |
КС-35719-5-02 |
Отдавая предпочтение 16-тонным машинам, завод, тем не менее, продолжает производство кранов КС-35719-5, КС-35719-3 и КС-35719-7 с двухсекционной стрелой. Первые две машины изготавливаются серийно, а КС-35719-7 – под заказ. Он монтируется на шасси КамАЗ-43118 и имеет характеристики, аналогичные кранам КС-35719-5 и КС-35719-3. Рыночная позиция этих кранов определяется тем, что далеко не всем потребителям необходимы краны с предельными характеристиками. Люди уже научились считать деньги и приобретают технику так, чтобы полностью использовать ее потенциал. Стабильный спрос на эти машины – лишнее тому подтверждение.
Нельзя не заметить, что ОАО «КАЗ» ориентируется на создание кранов высокой проходимости: КС-35719-3 и КС-35719-3-02 на шасси «Урал»-5557 с колесной формулой 6х6; КС-35719-7-02 на шасси КамАЗ-43118, также с колесной формулой 6х6. Это не случайность, а результат осмысления российской действительности. По официальным данным полная протяженность автомобильных дорог Российской Федерации в 2 раза меньше, чем минимальные потребности экономики. Около 80% дорожной сети – дороги низших категорий, только одна треть дорог допускает движение транспорта с массой 6 т, 15% сельских населенных пунктов не имеют подъездов с твердым покрытием. Таким образом, ОАО «КАЗ» становится потенциальным поставщиком продукции целым группам людей и даже регионам.
![]() |
КС-35719-7-02 |
Представляя потребителям новые машины, подчеркнем, что одновременно на предприятии не забывают и о качестве продукции. Для его повышения уже к настоящему времени сделано многое. В частности, ведется планомерное обновление парка сварочного оборудования, лаборатории и отдел технического контроля оснащены современными контрольными и диагностическими приборами, ведется поиск стабильных поставщиков качественных комплектующих, осуществлен полный переход к использованию импортных резинотехнических изделий и уплотнений с увеличенным ресурсом работы, ответственные элементы гидросистемы заменены высоконадежными импортными. К сожалению, слово «импортные» при перечислении сделанного приходится повторять часто.
Хочется верить, что уже сегодня соотношение потребительских свойств и стоимости автомобильных кранов «Клинцы» близко к оптимуму. Такой вывод базируется на оценках наших покупателей, фактах их повторного обращения к нам для приобретения машин.
![]() |
КС-35719-5 |
В последнее время произошла серьезная трансформация представлений потребителей о товарах, одним из последствий которой стало «встраивание» обслуживания в физический продукт. Теперь товар принято рассматривать как совокупность физического продукта и обслуживания, осуществляемого на протяжении всего срока его эксплуатации. ОАО «КАЗ», как и ОАО «ГАКЗ», принимают такую постановку вопроса и система сервисного сопровождения автокранов рассматривается ими как инструмент товарной политики, обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ. Конкретные шаги в этом направлении не заставят себя долго ждать.
Обращаясь к читателям, хотелось бы сказать, что краны «Галичанин» и «Клинцы» уже снискали себе славу недорогих, удобных в использовании и проверенных временем машин. Мы сделали все, чтобы и новые модели кранов этих торговых марок стали достойным пополнением российского рынка.
![]() |
![]() |