Всем пристегнуть ремни!
Все ремни должны быть сертифицированы и иметь вот такую табличку с номером сертификата
|
Борьба за порядок на дорогах вступила в новую фазу. Не успели автолюбители прийти в себя от перспективы лишиться прав за ксенон, как поджидал новый сюрприз. 26 февраля 2010 г. «Российская газета» опубликовала Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 87 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090», вносящее поправки в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Поправки вступают в законную силу, с законодательной точки зрения, почти мгновенно – с 1 марта 2010 г. Так что понедельник стал тяжелым днем. Поправка предельно ясна и лаконична: «В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности». А чтобы ни у кого не возникло сомнений, что ремни должны быть установлены НА ВСЕ МЕЖДУГОРОДНЫЕ АВТОБУСЫ (т. е. те, что совершают рейсы протяженностью более 50 км), внесены изменения и в ПДД, а именно в «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»: «7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Вот так «росчерком пера» наши законодатели уравняли конструктивные особенности и «основные положения и обязанности лиц»! Итак, с 1 марта 2010 г. каждое сиденье каждого автобуса на междугородных трассах должно быть оборудовано ремнем безопасности независимо от того, допускается ли это конструкцией транспортного средства (далее – ТС), эксплуатационными документами и даже правовыми актами по эксплуатации транспортных средств, в частности, ГОСТ Р 51709–2001, согласно которому необходимость или возможность установки ремней безопасности определяется конструктором еще на стадии проектирования ТС. Иначе... Какие меры будут предприняты ГИБДД для обеспечения исполнения Постановления – пока неизвестно, но они наверняка будут ему под стать. Ясные и лаконичные. Пока «нерадивым гражданам» грозит административная ответственность в рамках ст. 12.5 КоАП. Задача не из легких. Речь идет об установке в кратчайшие сроки ремней безопасности на десятки тысяч автобусов разных марок отечественного и зарубежного производства. Вероятнее всего, наибольшую часть данного парка возможно будет дооборудовать ремнями безопасности путем доработки сидений, установкой приспособлений для их крепления и т. п. Однако есть автобусы, на которые из-за их конструктивных особенностей невозможно установить ремни в соответствии с техническими требованиями. В данном случае одним из возможных вариантов будет замена всех сидений в пассажирском салоне. Есть еще один важный момент, на который придется обратить внимание при дооборудовании пассажирских кресел ремнями. В автобусах, которые эксплуатируются в течение десяти лет и больше, неизбежно присутствуют усталостные разрушения элементов несущей конструкции, а некоторые подобные ТС находятся в предельном состоянии по ресурсу. Нет смысла оборудовать кресла ремнями, если прогнил пол в салоне автобуса или сами кресла разваливаются в результате длительной эксплуатации. В случае аварии эффект от применения ремней на таких транспортных средствах не только будет нулевой, но и может навредить человеку, увеличив тяжесть последствий. И еще: существует документ от 2004 г. «О сертификации автобусов и специальных пассажирских транспортных средств, относящихся к категориям М2 и М3», на основании которого подразделениям ГИБДД предписано требовать от собственника ТС при любом внесении изменений в конструкцию автобуса установку антиблокировочной системы тормозов (АБС) при ее отсутствии. Все изложенное выше вызывает уныние у перевозчиков, если смотреть на решение этой проблемы с точки зрения финансовых затрат. Есть предприимчивые фирмы, которые за деньги готовы установить ремни на любой автобус. Прикрываясь сомнительными сертификатами на право выполнения данных работ, не имея официально согласованной документации по установке ремней, производственной базы, способной соблюдать технологию работ, они оборудуют пассажирские автобусы ремнями, являющимися подчас фальсификатом либо не соответствующими данному типу транспортного средства. Кто в этом случае возьмет на себя ответственность за то, что работы по дооборудованию автобуса ремнями выполнены качественно и в соответствии с техническими требованиями? Производитель работ, перевозчик или сотрудник ГИБДД, осуществляющий регистрацию внесенных в конструкцию изменений? А ведь речь идет о безопасности, жизни и здоровье людей! Специалисты Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте (Екатеринбург) совместно с Органом по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте «САМТ-Фонд» (Москва) в данной ситуации предложили порядок мероприятий по дооборудованию транспортных средств категорий М2 и М3 ремнями безопасности. Чтобы обеспечить выполнение работ с надлежащим качеством и чтобы не нести единоличную ответственность за качество установки ремней, собственнику транспортного средства необходимо сделать следующее. 1. Обратиться в органы ГИБДД с заявлением на внесение изменений в конструкцию ТС и получить решение по заявлению. 2. Выбрать организацию, которая будет проводить работы по установке ремней безопасности, предварительно убедившись в наличии у нее сертификата соответствия на оказание услуг, в том числе на установку ремней безопасности. 3. Обратиться в уполномоченную организацию за заключением о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства в уполномоченной организации согласно Приказу МВД России от 07.12.2000 г. № 1240. Чтобы получить заключение, к заявке надо приложить следующие документы:
4. Пройти ГТО, получить Свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности, внести указанные изменения в ПТС и в свидетельство о регистрации ТС. В свою очередь производителю работ, чтобы обеспечить их выполнение с надлежащим качеством, необходимо: 1. В аккредитованном Органе по сертификации провести анализ производства с выдачей Акта анализа производства. 2. Пройти процедуру подтверждения соответствия в части способности соблюдать технологию работ в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. 3. Провести входной контроль (осмотр) транспортного средства на предмет возможности дооборудования ремнями безопасности (техническое состояние ТС, конструктивные особенности и проч.). 4. В аккредитованной испытательной лаборатории провести выборочные испытания транспортного средства после монтажа ремней безопасности с выдачей протокола испытаний. 5. Предоставить Сертификаты соответствия на устанавливаемые ремни. 6. Получить Заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства в уполномоченной организации согласно Приказу МВД России от 07.12.2000 г. № 1240. 7. Предоставить собственнику ТС заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ. Все эти документы предоставляются в ГИБДД по месту регистрации транспортного средства. И последнее. ГИБДД пока идет навстречу перевозчикам, предоставляя возможность подготовить свой автопарк к дооборудованию. Меры воздействия пока ограничиваются предупреждением. На какой срок затянется ввод в действие данного Постановления, покажет время. Точно известно одно – государственная машина только набирает обороты, и не исключено, что вскоре нас ожидают куда более серьезные санкции. И встречать административный «девятый вал» лучше всего будучи подготовленным и укрытым за надежным щитом официальных бумаг. А впереди еще предписание по массовой установке тахографов!.. |