Враги безопасного подъема
Правила техники безопасности при работе на подъемниках
Кроме неоспоримых преимуществ, предназначение и конструкция подъемников диктуют необходимость повышенного внимания к вопросам обеспечения безопасности при проведении работ с ними, а любые, даже самые незначительные оплошности при эксплуатации подъемников могут привести к возникновению и развитию аварийных ситуаций, что зачастую влечет за собой очень печальные последствия. Рассмотрим подробнее некоторые из часто встречающихся ситуаций.
Самоходные подъемники с рабочими платформами в настоящее время получили заслуженное признание в качестве технических средств для подъема персонала при проведении работ на высоте. Популярность таких подъемников среди эксплуатирующих организаций неизменно растет. Вслед за ростом популярности на рынке появляются новые модели, увеличиваются величины высоты подъема и вылета, предлагаются новые варианты дополнительного оборудования. Применение именно самоходных подъемников для многих и многих видов работ становится нормой. Как следствие, растет число организаций, имеющих в распоряжении собственные подъемники с рабочими платформами, широко распространена практика аренды таких машин. Все эти факторы так или иначе означают увеличение числа людей, каждый день сталкивающихся при исполнении своих трудовых обязанностей с работой самоходных подъемников.
Пренебрежение требованиями руководства по эксплуатации
Самоходные подъемники с рабочими платформами – это сложные в техническом отношении машины, в которых благодаря мастерству инженеров-конструкторов сочетаются достаточно противоречивые эксплуатационные свойства.
Для достижения высоких эксплуатационных показателей ведущими изготовителями применяются современные и порой если не уникальные, то, как минимум, неординарные технические решения. Почти одинаковые на первый взгляд модели одного и того же изготовителя могут иметь значительные различия в технических характеристиках, особенности конструкции и управления. Исходя из специфики каждой конкретной модели, изготовитель подъемника составляет руководство (инструкцию) по эксплуатации, которое в первую очередь содержит требования безопасности при эксплуатации подъемника. Для операторов подъемника жизненно важно знать и неуклонно выполнять требования, установленные в этом документе. Пренебрежение положениями руководства по эксплуатации очень опасно и рано или поздно не останется без последствий для жизни и здоровья оператора.
Причем для случая самоходных подъемников существенным является также и то, что знать и соблюдать оператор должен именно те требования, которые установлены изготовителем для данной конкретной модели, поскольку, как было сказано выше, даже очень похожие друг на друга модели могут иметь существенные различия. Например, это определенная последовательность рабочих движений при подъеме или опускании стрелы, ограничения по углу поворота в горизонтальной плоскости, порядок опускания рабочей платформы в аварийной ситуации и многое-многое другое.
Как правило, изготовители предусматривают специальный пластиковый футляр для хранения руководства по эксплуатации непосредственно в рабочей платформе, а также помещают в зоне обзора оператора наклейку (табличку) с кратким вариантом основных положений, приведенных в руководстве. Однако не стоит из этого делать вывод о том, что оператор может и по ходу дела ознакомиться с инструкциями и в случае чего почитает на высоте, что же нужно делать в определенном случае. Наоборот! Все вопросы, касающиеся эксплуатации каждого конкретного подъемника должны быть ясны оператору и другому задействованному персоналу до начала каких-либо работ с подъемником. А уж после того, как все вопросы стали всем ясны, не может быть и речи об отступлении или пренебрежении установленными требованиями безопасности.
Работа без предохранительных поясов
Рабочий персонал при подъеме на высоту должен использовать средства индивидуальной защиты. К таким средствам относятся предохранительные пояса, которые закрепляются в определенных местах рабочей платформы. Места креплений предохранительных поясов маркируются простыми и понятными символами. Изготовитель рассчитывает места креплений на определенную нагрузку и проводит соответствующие испытания этих мест на прочность. Ограждение рабочей платформы само по себе не должно использоваться для крепления карабинов предохранительных поясов. Бывает, правда, что сами перила рабочей платформы рассчитаны на крепление карабинов предохранительных поясов и предназначены для этого, но в таких случаях изготовитель указывает на это в эксплуатационной документации.
По умолчанию к одному месту крепления должен быть прикреплен только один карабин, то есть предохранительный пояс одного человека. Изготовитель может предусмотреть возможность крепления к одной скобе нескольких карабинов. В этом случае скоба будет рассчитываться на повышенную нагрузку, а также испытываться под такой же нагрузкой. Около такой скобы будет соответствующая маркировка, поясняющая, что к скобе можно крепить карабины более чем одного предохранительного пояса. Но если такой маркировки нет, то должно выполняться правило: одна скоба – один предохранительный пояс.
Суть предохранительного пояса – удержать человека при возможной опасности падения с высоты. Соответственно чем короче строп предохранительного пояса, тем лучше для человека в случае опасности. Однако короткий строп осложняет рабочему доступ к обслуживаемым на высоте объектам или элементам конструкций. Для компенсации этих ограничений изготовители подъемников, как правило, предусматривают несколько скоб для крепления предохранительных поясов. Скобы размещаются как по центру рабочей платформы, так и по обоим ее краям, что позволяет рабочему персоналу получить достаточную свободу движений, не подвергая свою жизнь повышенной опасности. От рабочего персонала требуется лишь по мере необходимости менять место крепления предохранительного пояса на то, которое обеспечивает наибольшее удобство при выполнении операции. Смена мест крепления занимает секунды, а использование предохранительных поясов с короткими стропами в некоторых ситуациях может сэкономить человеку годы и годы жизни.
Необученный и неопытный персонал
Персонал, работающий с подъемниками, должен непременно обладать соответствующими знаниями и квалификацией. Формально квалификация оператора подъемника подтверждается квалификационным удостоверением определенного разряда. Однако такие разряды, а следовательно, и программы подготовки и обучения операторов подъемников построены на предположении, что аттестуемый персонал будет работать с автовышками или автогидроподъемниками. Однако самоходные подъемники с рабочими платформами имеют существенные отличия от подъемников, смонтированных на автомобильных шасси. Да и различные модели как самоходных, так и автогидроподъемников между собой также не идентичны и имеют свои особенности. Поэтому персоналу, даже работавшему ранее с другими видами подъемников, настоятельно рекомендуется проходить обучение работе с конкретными машинами, операторами которых они будут назначены, тем более в случае самоходных подъемников с учетом их относительной новизны в России, а следовательно, отсутствия у наших операторов необходимого опыта их эксплуатации. Программы такого обучения, как правило, предлагают сами изготовители, которые, разумеется, знают специфику своих машин намного лучше кого бы то ни было.
В сфере обслуживающего персонала к группе риска следует отнести водителей. Самоходные подъемники не могут самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования, и для перемещения подъемника с одного места работы на другое обычно применяются седельные тягачи и полуприцепы (тралы), на которых подъемники устанавливаются для перевозки. Водители таких тягачей зачастую не специализируются на перевозке именно подъемников. Однако, как люди «бывалые», они иногда берутся за то, чем ранее никогда не занимались и для чего не имеют необходимой квалификации и опыта. Погрузка и разгрузка самоходных подъемников на полуприцепы осуществляется с помощью привода хода самих подъемников, при этом часто в роли оператора выступают сами водители грузовиков. Во многих случаях при проведении погрузки и разгрузки необходимо поднять стрелу подъемника на некоторую высоту – то есть водители выполняют функции операторов без наличия необходимых навыков, что запросто приводит к возникновению аварий.
В любом деле нужен опыт, а тем более при работе таких технически сложных машин, как подъемники с рабочими платформами. Ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда человек, ранее не работавший с подъемниками, остается один на один с машиной, даже если этот человек освоил теорию, получил требуемые удостоверения и необходимый инструктаж. Желательно, чтобы в первое время работа новичка проходила в режиме стажировки под присмотром опытного сотрудника, который мог бы постепенно к теоретическим знаниям стажера добавить еще и багаж практических навыков работы в реальных условиях: где-то подстраховать, где-то помочь, где-то придать уверенности его действиям. В случае отсутствия в штате персонала с опытом работы стоит подумать над привлечением такого персонала на время. Понятно, что это может повлечь за собой дополнительные расходы, но затраты в случае аварий могут быть куда больше, не говоря уже о том, что не все последствия аварии можно «ликвидировать» деньгами.
Использование подъемников не по назначению
Самоходные подъемники с рабочими платформами должны использоваться исключительно по тому назначению, которое предписано изготовителем. Назначение подъемников в стандартном исполнении – подъем персонала с инструментом и материалами для проведения работ на высоте. При этом персонал должен постоянно находиться в рабочей платформе. Вход и выход из платформы должен осуществляться исключительно с уровня земли (иногда – базового шасси), исключительно при нахождении платформы в предназначенном для входа или выхода положении.
Рабочая платформа ни в коем случае не должна использоваться для грузоподъемных операций. К таким операциям относятся как работа подъемника в качестве крана, когда к рабочей платформе с помощью стропа подвешивается некий груз, так и подъем грузов, людей или людей и грузов между различными этажами (уровнями) с разгрузкой рабочей платформы на высоте. Подъемники с рабочими платформами не рассчитаны на нагрузки, возникающие в подобных случаях.
Изготовители для некоторых моделей подъемников могут предусматривать различные «опции», такие как вспомогательная лебедка, крепления для предметов с большой площадью поверхности (стекло, фанера и т. д.), электрические розетки в рабочей платформе для подключения сварочных аппаратов и некоторые другие. Однако перенос такого оборудования с одних машин на другие или монтаж такого оборудования на машинах, которые не были для этого предусмотрены, может привести к аварийной ситуации. Даже если подъемники одного изготовителя и очень близки по своим характеристикам, то применение перечисленных (либо подобных перечисленным) устройств должно быть разрешено изготовителем для данной конкретной модели. Такое разрешение изготовитель дает в руководстве по эксплуатации. В случае сомнений по поводу применения того или иного оборудования нужно обращаться за разъяснениями к изготовителю или его уполномоченному представителю, тем более, что на сегодняшний день Интернет дает все возможности для связи даже с заводами, находящимися далеко за пределами нашей страны.
Перегруз рабочей платформы
А вот это строжайше запрещено! Для контроля нагрузки в систему управления подъемником включается специальный прибор безопасности (ограничитель предельного груза), который настраивается и пломбируется уполномоченным на то лицом. Срывать пломбу и перенастраивать регулировку в процессе эксплуатации недопустимо. Ограничитель предельного груза настраивается на срабатывание при превышении нагрузкой в рабочей платформе установленного изготовителем значения. Однако рабочая платформа рассчитывается на подъем персонала с инструментом и необходимыми материалами. В расчетах принимается масса одного человека 80 кг, а масса инструмента – не менее 40 кг. На табличке изготовителя указывается как общая допустимая нагрузка, так и количество людей, для подъема которых предназначен подъемник. Следовательно, кроме общей нагрузки в рабочей платформе важно соблюдать и то, чтобы количество персонала не превышало расчетную величину. Например, если грузоподъемность платформы 250 кг и платформа рассчитана на двух человек и 90 кг инструмента, то подъем трех человек, но без инструмента может осуществляться только в том случае, если изготовитель в эксплуатационных документах разрешает такую комбинацию нагрузок. В противном случае подъем не должен проводиться, несмотря на то, позволяет ограничитель грузоподъемности произвести такой подъем или нет.
Ветровая нагрузка
Это ключевой фактор, влияющий на безопасность работы с самоходными подъемниками. Особенно опасны резкие порывы ветра, которые, как показывает практика, могут возникать внезапно. Допускаемая изготовителем скорость ветра обозначается на табличке изготовителя и ни в коем случае не должна превышаться в процессе эксплуатации. Если оператор заметил, что скорость ветра близка к допустимым значениям, то все работы с подъемником должны быть остановлены, люди опущены на поверхность земли, стрела подъемника должна быть сложена в транспортное положение. Как правило, изготовители рассчитывают самоходные подъемники на ветровую нагрузку 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра 12,5 м/c. Для определения текущей скорости ветра принято использовать шкалу Бофорта, которая позволяет получить примерное значение по действию ветра на окружающие объекты. Допустимая ветровая нагрузка по шкале Бофорта – 6 баллов. Более точное значение может быть получено с помощью указателей скорости ветра (анемометров).
Баллы Бофорта | Средняя скорость ветра, м/с | Тип и описание |
0 | до 0,3 | Штиль: дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны |
1 | 0,3–1,5 | Легкий ветерок: направление ветра можно определить по отклонению от вертикали дыма из трубы, на водной глади легкая рябь |
2 | 1,5–3,3 | Легкий бриз: ветер чувствуется на лице, шелестят листья, начинает двигаться флюгер |
3 | 3,3–5,5 | Слабый ветер: колышутся листья и тонкие ветки деревьев, легкое волнение на водной глади |
4 | 5,5–8,0 | Умеренный ветер: поднимается пыль, качаются тонкие ветви деревьев |
5 | 8,0–10,8 | Свежий ветер: качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется руками |
6 | 10,8–13,9 | Сильный ветер: качаются толстые ветки деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, человеку сложно удерживать зонт |
7 | 13,9–17,2 | Крепкий ветер: раскачиваются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра |
8 | 17,2–20,7 | Очень крепкий ветер: ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, становится сложно говорить на ветру, идти против ветра очень трудно |
9 | 20,7–24,5 | Шторм: гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш |
Ветровая нагрузка является также показателем, определяющим возможность работы подъемника внутри или снаружи закрытых помещений. Подъемники, предназначенные для эксплуатации исключительно внутри помещений, могут быть рассчитаны на устойчивость без учета действия ветровой нагрузки. Этот факт изготовители отражают на табличке с данными подъемника. Соответственно использование на открытом пространстве подъемников, предназначенных для эксплуатации внутри помещений, строжайше запрещено. Встречаются подъемники, которые могут эксплуатироваться как внутри, так и снаружи помещений, но при этом допустимая нагрузка для случая открытого пространства отличается от случая эксплуатации внутри помещений. Это отличие может быть выражено в том, что для одного и того же подъемника внутри помещений допускается нагрузка в два человека, а на открытом пространстве – только один. Вся необходимая информация приводится изготовителем на табличке и в инструкции по эксплуатации, однако при работе подъемника нужно быть предельно внимательным и не допускать превышения установленных изготовителем характеристик.
Уклон и опорная поверхность
Работы с подъемниками с рабочими платформами должны вестись на ровной поверхности, уклон которой не превышает установленных изготовителями значений. Допускаемый уклон указывается на табличке изготовителя подъемника. Для некоторых моделей в качестве допустимого поперечного и продольного уклона установлены различные значения. Перед началом проведения работ необходимо убедиться в том, что опорная поверхность обладает необходимой несущей способностью. Необходимо отдавать себе отчет в том, что подъемники, особенно с большой высотой подъема, это тяжелые машины. Не все опорные поверхности способны выдержать вес подъемников. Конкретные значения давления на опорную поверхность указываются изготовителем на специальных наклейках. Если проезжая часть рассчитана для передвижения тяжелых грузовиков, то не все, например, тротуары или дорожки, предназначенные исключительно для пешеходов, могут выдержать вес подъемника. Особое внимание при планировании работ с подъемниками следует уделить наличию на опорной поверхности различного рода люков, решеток канализации и т. д. Такие элементы могут быть не рассчитаны на серьезные нагрузки, а их деформация или поломка под колесом подъемника с большой долей вероятности приведет к аварии. Поверхности же без твердого покрытия (такие как, например, песок) вообще не должны рассматриваться в качестве допустимых мест для установки и работы подъемника, если только изготовитель в эксплуатационных документах не разрешает использовать подъемник на таких поверхностях.
Работа на неисправных подъемниках
Казалось бы, данный пункт вообще не требует каких-либо пояснений, однако практика показывает, что применение неисправных машин далеко не редкость. Добровольный подъем на высоту с использованием неисправного подъемника следует классифицировать как самоубийство. Подъемник должен поддерживаться в исправном состоянии, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание, текущий ремонт, другие процедуры, предусмотренные изготовителем и законодательством страны, где он эксплуатируется. При этом если во время работы выявлены рывки, посторонние шумы, течь сквозь уплотнения гидравлической системы, прочие неисправности, то работа с подъемником должна быть немедленно остановлена, стрела сложена в транспортное положение, а рабочая платформа опущена на уровень земли или опорной поверхности. В качестве простого в измерении диагностического показателя технического состояния подъемника может служить время, необходимое системе управления для осуществления отдельных рабочих движений. Правильные показатели для работы подъемника в полностью исправном состоянии следует искать в руководстве по эксплуатации. Отклонения от этих значений как в одну, так и в другую сторону указывают на наличие неисправностей в системе привода подъемника, которые необходимо устранить до начала производства работ с подъемником.
Приведенный выше обзор не претендует на охват всех возможных причин случающихся аварий, однако содержит наиболее частые из них. Все стороны, так или иначе задействованные при работе с подъемниками, должны осознавать то, насколько серьезные последствия может иметь неверно принятое решение, если речь идет о работе на высоте. Особенно нетерпимым стоит быть по отношению к неверным решениям в условиях, когда правильные и приемлемые решения вполне очевидны, находятся рядом и не составляет особых трудов их принять. Поэтому решения, приводящие к снижению безопасности при работе подъемников, следует рассматривать не иначе как враждебные и ни в коем случае не допускать описанных выше ситуаций при работе подъемников.