Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Сrafter
Новые малотоннажники с расширенными возможностями
Осенью 2006 года в России начались продажи нового поколения легких коммерческих грузовиков Mercedes-Benz Sprinter и унифицированных с ними по агрегатам шасси VW Crafter. Возросший уровень сотрудничества двух мировых автогигантов – концернов DaimlerChrysler и VW Group – стал причиной того, что оба семейства, в разработку которых вложили свой труд инженеры обеих фирм, теперь выпускают только на предприятиях отделения Mercedes-Benz, и подобная кооперация приносит значительные экономические дивиденды.
Выгоды кооперации
Первый шаг к оптимизации производственных издержек концерны Mercedes-Benz и VW сделали еще в 1995-м, когда на заводе Volkswagen в Ганновере решено было начать выпуск моделей Sprinter с оригинальными силовыми агрегатами, присвоив им индекс VW LT. Немного изменив внешний облик моделей, «двойники» с эмблемой VW собирали из комплектующих Mercedes-Benz и распространяли через сеть фирменных дилеров. Теперь кооперация выглядит таким образом. Общая стоимость проекта (1,8 млрд. USD) была распределена между партнерами в соотношении 75:25, при этом отделение Mercedes-Benz взяло на себя львиную долю затрат. Планируемый объем производства унифицированных автомобилей – 200 тысяч в год, из них 150 тысяч выпускают под маркой MB Sprinter и 50 тысяч – под маркой VW Сrafter. На заводе концерна DaimlerChrysler в Людвигсфельде налажен выпуск бортовых грузовиков и шасси, а на заводе в Дюссельдорфе – фургонов и автобусов на их базе. В США и Аргентине MB Sprinter продают под марками Freighliner и Dodge, а их доработку к требованиям местных рынков осуществляют местные заводы за океаном. Ожидается, что MB Sprinter получит и «китайскую прописку», где DaimlerChrysler скоро откроет сборочный завод по выпуску легких грузовиков. У нас в Коломне расширяется производство по переоборудованию фургонов MB Sprinter в автобусы, в максимальной степени соответствующие требованиям к маршрутным такси. Как видим, новинка в подобной комплектации получила и российское гражданство.
У моделей – разный характер
Покидающие единый конвейер автомобили различаются внешним видом и силовыми агрегатами. При этом Sprinter и Сrafter, каждый в отдельности, приобрели неповторимые черты и ярко выраженный характер. Дизайн семейства Sprinter напоминает модели Vito, подчеркивая высокие динамические свойства автомобилей. Нарочито брутальный вид моделей Сrafter близок новому семейству грузовиков Constellation производства бразильского филиала VW и акцентирует внимание на общей солидности конструкции, ее высокой надежности и прочности. Не исключено, что в ближайшем будущем грузовики Constellation будут доступны и европейцам.
Модельный ряд стал значительно шире
Разработчики, создавая новое поколение коммерческих автомобилей, обосновывали свое решение многолетним опытом эксплуатации предыдущих версий и учитывали пожелания и водителей, и владельцев транспортных компаний. Ожесточенная конкуренция среди автопроизводителей, предлагающих множество близких по потребительским свойствам автомобилей, серьезно усложняла работу инженеров. В результате техническое задание на новые MB Sprinter и VW Сrafter предусматривало значительное расширение доступного покупателям модельного ряда с увеличением числа модификаций у Sprinter до 1000 (!), а у Сrafter – до 378. В семействах впервые появились варианты с увеличенной до 2,7 т грузоподъемностью и возросшим до 17 м3 полезным объемом кузова типа фургон. Повышению функциональности использования грузовых отсеков кузова также уделялось большое внимание. Впервые для фургонов были разработаны боковые сдвижные двери шириной 1,3 м, что позволило загружать в них европоддоны с помощью автопогрузчиков.
Полная масса новинок варьирует от 3,0 до 5,0 т. Покупатель может выбрать модели с тремя размерами колесной базы (3250, 3665 и 4325 мм) и закрытыми кузовами длиной от 5,2 до 7,3 м, при этом высота фургонов также может различаться (предусмотрены стандартная высокая крыша и новая, «сверхвысокая», с пластиковой верхней частью, обеспечивающая рекордную внутреннюю высоту фургона – 2140 мм).
Объем грузового помещения кузовов типа фургон находится в диапазоне от 7 до 17 м3 (ранее он не превышал 13,4 м3), длина бортовых платформ в зависимости от величины колесной базы и типа кабины (одинарная либо сдвоенная) – от 2120 до 4300 мм.
Применение односкатных задних колес на фургонах полной массой 4,6 т позволило увеличить расстояние между кожухами колес внутри кузова на 306 мм. В базовой комплектации фургоны снабжают двустворчатыми задними дверями без окон, сплошной перегородкой грузового отсека и креплениями для груза, вмонтированными в пол. В списке опций фургонов – двустворчатые задние двери с окнами, дополненные системой их подогрева, очиститель задних стекол, петли, позволяющие открыть задние двери на 260°, правая сдвижная дверь, деревянный настил на полу грузового отсека, внутренняя обшивка боковых стенок кузова.
На основе новых моделей Mercedes-Benz Sprinter/VW Сrafter разработан обширный модельный ряд различных по исполнению автобусов. Самый популярный у покупателей – 9-местный вариант полной массой 3,5 т. Стандартно автобусы оснащают окнами с теплоизоляцией по всему салону, задними окнами с подогревом стекол, внутренней обшивкой крыши и боковых панелей кузова, деревянным настилом пола с резиновым покрытием, специальным воздуховодом в полу для отопления салона и др.
Предлагаются разные виды сидений, с ремнями безопасности с инерционными катушками, регулируемыми подголовниками. По заказу устанавливают люк в крыше, поворотные боковые окна с электроприводом, сдвижную дверь слева, сдвоенное переднее сиденье с откидной секцией посередине, превращающее ее в столик, кондиционер и дополнительный отопитель.
Грузовики для рослых водителей
Работа дизайнеров над эргономикой рабочего места водителя получила высокую оценку водителей, и особенно рослых мужчин. Дело в том, что у большинства конкурентов обеспечивается оптимальная посадка за рулем человека при условии, что его рост не превышает 176 см. Создатели интерьера новых моделей Sprinter и Сrafter подняли этот показатель до 194 см (!). Удобней стало управлять и рычагом переключения передач: он стал значительно короче и размещен на центральной консоли. Тросовый привод исключает передачу вибраций от коробки передач (КП) и облегчает процесс установки рычага на конвейере. За дополнительную плату автомобили оснащают регулируемой по наклону рулевой колонкой. В салоне стало больше мест для хранения документов, мелких вещей, прочих «полезных мелочей». Папка с бумагами размещается в специальном, закрываемом крышкой отделении на приборной панели, предусмотрены подстаканники, держатели 1,5-литровых бутылок. Над ветровым стеклом устанавливают вещевые ящики для предметов массой не свыше 5 кг. В новой, более эффективной бессквозняковой системе отопления кабины новых моделей интенсивность обогрева регулируется не подачей или перекрытием потока охлаждающей жидкости, а регулированием потока воздуха.
Новым моделям – совершенные двигатели
Широта нового модельного ряда MB Sprinter/ VW Сrafter отражена в гамме двигателей, которыми их комплектуют, причем каждый производитель реализовал в этом направлении свою собственную техническую политику. Для Sprinter инженеры Mercedes-Benz предлагают семейство бензиновых и дизельных двигателей с диапазоном мощности от 88 до 258 л.с. В зависимости от назначения автомобиля силовые агрегаты подразделяют на три группы. Для развозных фургонов и бортовых грузовиков с небольшой полной массой, перевозящих грузы по городу и пригородам, работающих без прицепов, сконструированы 4-цилиндровые дизели нового семейства ОМ 646 DЕ 22 LA мощностью 88, 109, 129 и 150 л.с. Для версий, рассчитанных на постоянную эксплуатацию в составе автопоездов, а также для автомобилей, работающих в качестве транспортных средств курьерской службы и совершающих длительные пробеги большой протяженности, предусмотрен экономичный V-образный 6-цилиндровый дизель OM 642 DE 30 LA мощностью 184 л.с. Для пассажирских скоростных автобусов разработан 3,5-литровый 6-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель в 258 л.с. при 5000 мин–1, обеспечивающий автобусу динамические качества легковых автомобилей бизнес-класса.
Высокие тяговые качества новых 4-цилиндровых дизелей, их великолепная эластичность в работе, существенно снижающая число переключений в КП, достигнуты благодаря применению двойного турбонаддува, системы оригинальной и редко используемой в автомобилестроении. Два турбонагнетателя разной производительности установлены последовательно и работают по следующей схеме: при низкой частоте вращения коленчатого вала задействован только первый, меньший по производительности турбоагрегат, на высших оборотах – только второй, более мощный. На режимах со средней частотой вращения коленвала двигателя турбокомпрессоры работают одновременно, причем в первом происходит предварительное сжатие воздуха, а во втором – последующее сжатие, обеспечивающее заданное давление наддува.
Двухступенчатый наддув гарантирует быстрый рост давления наддува сразу после пуска двигателя, что благоприятно сказывается на величине крутящего момента. На вариантах двигателей, развивающих мощность 109 и 150 л.с., больший турбокомпрессор имеет устройство, изменяющее геометрические характеристики турбины.
Для легких грузовиков Сrafter инженеры концерна Volkswagen создали особое семейство 5-цилиндровых дизелей с турбонаддувом: это версии мощностью 88, 109, 136 и 164 л.с., они развивают крутящий момент 220, 280, 300 и 350 Н·м. Дизели оснащены системой непосредственного впрыска топлива с общей топливной магистралью (Common Rail) третьего поколения. Впрыск осуществляют пьезофорсунки. Новые дизели отличают высокая экономичность, долговечность (до 220 тыс. км пробега автомобиля) и низкие затраты на эксплуатацию. Все дизели имеют турбонаддув с изменяемой геометрией турбины, обеспечивающий постоянство давления наддувочного воздуха при любых режимах работы мотора. Специальные тепловые датчики уровня масла исключают необходимость комплектации дизелей масляным щупом. В случае опасного снижения уровня масла на панели приборов загорается лампочка.
Разнообразие трансмиссий
На легких коммерческих дизельных Mercedes-Benz Sprinter в базовой комплектации – 6-ступенчатая механическая КП. Варианты с бензиновым двигателем комплектуют 5-диапазонной автоматической трансмиссией, которая для дизельных версий входит в список опций. Легкость переключения передач в механических агрегатах обеспечивают новые синхронизаторы с несколькими синхронизирующими кольцами. На модели VW Сrafter ГМП, напротив, не устанавливают.
Вместо нее помимо 6-ступенчатых механических агрегатов применяют подобную коробку передач с тем же числом ступеней, дополненную системой автоматического переключения. Педаль сцепления в этом случае становится ненужной. Водитель сам выбирает вариант работы «автомата» – ручной или автоматический и в первом случае о номере включенной передачи узнает только из информации на панели приборов. Ручной режим предусматривает принудительное «покачивание» рычага вперед-назад, что при отсутствии педали сцепления менее утомительно, чем работа с традиционным рычагом обычной механической трансмиссии. Испытания подтвердили, что грузовики, эксплуатирующиеся в городе при задействованном автоматическом режиме трансмиссии, расходуют меньше топлива и имеют больший ресурс. Естественно, подобная «продвинутая» механическая КП дешевле, чем гидромеханический «автомат», и поскольку у нее более высокий к.п.д., экономия топлива также выше.
Все автомобили с 6-ступенчатыми механическими КП снабжают системой помощи в преодолении подъемов. Она позволяет задерживать движение грузовика после включения первой передачи или передачи заднего хода ровно на 3 с, и у водителя появляется время отпустить стояночный тормоз, прежде чем автомобиль покатится под откос. Руководит этим процессом электроника.
Внимание – активной безопасности
В качестве упругого элемента передней независимой подвески обоих автомобилей конструкторы опять применили поперечную листовую рессору из стеклопластика. По сравнению со стальной рессорой ее масса значительно меньше, у нее более благоприятная характеристика изменения жесткости и больше долговечность без потери первоначальных свойств.
Сзади жесткая балка ведущего моста подвешена на продольных стальных рессорах. Для моделей полной массой 4,6 т применены одинарные сверхширокие шины, версии полной массой 5,0 т оснащают сдвоенными задними колесами. Увеличение размера колес до 16’’ позволило разместить в них тормозные диски большего диаметра.
При создании новых моделей MB Sprinter и VW Сrafter большое внимание уделялось повышению уровня активной безопасности. Все автомобили оснащают новой, более эффективной системой стабилизации ADAPTIVE ESP последнего поколения, функциональные возможности которой расширил датчик продольного ускорения. В систему интегрированы AБС, противобуксовочная система ASR, система электронного распределения тормозных сил между мостами EBV и система экстренного торможения BAS. Интегрированные в систему ADAPTIVE ESP датчики определяют массу автомобиля и текущие координаты центра тяжести, учитывая ускорение, скорость автомобиля, положение педали подачи топлива, давление в гидросистеме тормозов и т. д. Благодаря этому ADAPTIVE ESP точнее реагирует на критические ситуации, например на предельно высокую скорость прохождения поворота. Кроме этого система точнее регулирует процесс торможения, а также процесс начала движения на дорожном покрытии с разными параметрами сцепления шин для левого и правого борта.
Создателям новых автомобилей удалось существенно сократить время их пребывания на станциях техобслуживания. Так, замену масла в дизелях модели VW Сrafter рекомендуется производить каждые 40 тыс. км пробега, топливного фильтра – через 120 тыс. км, зубчатых ремней – через 200 тыс. км. При этом применяемые поликлиновые приводные ремни вообще не нуждаются в замене и отрабатывают весь срок службы автомобиля.