БелАЗ переходит на шарниры
Конструкторы белорусского ГП «БелАЗ» (Жодино) не раз решали противоречивые задачи, связанные с освоением новых видов техники. И в большинстве случаев для завода это означало выход в новые сегменты рынка. В этом году жодинские автостроители решили обосноваться в секторе тяжелых карьерно-строительных самосвалов, где до этого наблюдалась лишь вялая борьба МоАЗа с Volvo.
Представленная в этом году концепция совершенно нового 36-тонного самосвала БелАЗ-7528 с шарнирно-сочлененной рамой и колесной формулой 6х6 подразумевает переход завода от единичных заказов к поточному или даже массовому производству. Новые машины ориентированы на эксплуатацию в тяжелых дорожных, климатических и технологических условиях – в промышленном, дорожном, тоннельном, шахтном строительстве, при возведении гидротехнических сооружений, а также на карьерных работах.
Главное достоинство БелАЗ-7528 – высокая маневренность, обеспечиваемая сочлененной конструкцией. При габаритной длине 11 м у машины диаметр разворота всего 19 м, против 25 – 30 у схожих по габаритам самосвалов «Волат» (МЗКТ), КамАЗ и КрАЗ.
Одноместная кабина БелАЗ-7528 унифицирована с карьерными самосвалами модели 75553, в качестве опции предусмотрен двухместный вариант кабины, отвечающей нормам ROPS (защита от опрокидывания).
Базовым для самосвала является дизель Deutz BF 8M 1015C с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Это объясняется желанием заводчан уложиться в нормы Euro-2. Как альтернатива предусматриваются Cummins KTA 19-C и отечественный ТМЗ-8424.10-07 (V8, 425 л.с., 1 913 Н·м).
Для обеспечения высокой производительности и снижения механических нагрузок на трансмиссию вкупе с пятиступенчатой гидромеханической коробкой передач работает механическая двухдиапазонная раздаточная коробка с несимметричным цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом.
Привод насосов рулевого управления и цилиндров подъема платформы осуществляется от одноходовой коробки отбора мощности. Тормозные системы типичны для машин этого класса: высокоэффективные рабочие многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне, стояночный – колодочного типа, и вспомогательный – гидродинамический тормоз-замедлитель (ретардер) на валу гидромеханической коробки. Все три моста ведущие, с односкатной ошиновкой колес. Они унифицированы друг с другом и уже применялись на тяжелых тягачах и самосвалах.
В стандартной комплектации планируется устанавливать на машину бескамерные радиальные шины Michelin или производства «Белшины». Подвеска всех колес пневмогидравлическая с зависимыми магистралями левого и правого бортов. Поскольку шарнирное сочленение передней и задней полурам имеет степень свободы только в горизонтальной плоскости, то средний и задний мосты установили на балансирной подвеске. Это обеспечивает постоянный контакт колес с грунтом на бездорожье и по геометрической проходимости БелАЗ-7528 близок к трехосным самосвалам КамАЗ. Кроме того, применение шарнирного сочленения снижает расходы на обслуживание рулевого управления.
Цельносварной кузов ковшового типа откидывается на угол 70° двумя гидроцилиндрами. Хотя каналы для обогрева платформы предусмотрены для всех моделей, системой ее обогрева выхлопными газами, также как и навесным задним бортом с тросовым приводом, и дополнительным передним противопросыпным козырьком самосвалы будут оснащать только по заказу. В стандартном же варианте выхлопная труба выведена сзади кабины.
Цена нового самосвала до конца не определена, но в любом случае заводчане обещают, что стоимость будет на 10 – 20% ниже, чем у аналогичных 36-тонных моделей Volvo А40С.