Ford Transit новая концепция под старым именем

В. Мамедов

Ford Transit – один из самых популярных в мире малотоннажных грузовиков. Его ежегодные продажи составляют 140 тысяч машин. На протяжении одиннадцати последних лет девять раз он был самым покупаемым в своем классе. С 1965 года, когда Transit впервые был представлен публике, общий выпуск грузовиков, фургонов и автобусов этой марки превзошел четырехмиллионный рубеж. В настоящее время Transit собирают в Великобритании, Бельгии, Португалии, Турции, Польше, Белоруссии, Китае, Вьетнаме и Малайзии, а обслуживают буквально везде, где живут цивилизованные люди.

Так никто еще не делал

В конце 1999 года Ford Motor Co представила дилерам новое поколение грузовиков Transit, концепция которых является революционной. Впервые конструкторам и дизайнерам удалось создать унифицированное на 95% семейство машин, предназначенных для работы в двух различных сегментах рынка. В первом случае это развозные машины грузоподъемностью до одной, во втором – до двух тонн.

Главная особенность нового семейства заключается в том, что автомобили Transit для первого сегмента имеют переднеприводную компоновку с поперечным силовым агрегатом, а для второго сегмента разработана гамма моделей с продольно устанавливаемым двигателем и приводом на задние колеса. Сложность заключалась в том, что моторные отсеки, кабины и многие узлы у представителей двух разных по компоновке групп машин предполагалось сделать абсолютно одинаковыми для получения максимально возможной эффективности их производства.

Итог говорит сам за себя. Впервые в мировой практике все задуманное было удачно реализовано. В течение 2000 года обширная гамма моделей нового поколения Transit появится на рынке.

Новое семейство и создавалось по-новому

Дизайн кабин отличается большей продуманностью и функциональностью. Большое внимание уделили обзорности вперед, вниз и в обе стороны. Значительно улучшилась эргономика посадки водителя. Благодаря совместной работе технологов и разработчиков для снижения стоимости изготовления, удалось существенно увеличить размеры штампованных деталей кузова. Например, крыша изготавливается как единая деталь. Такой подход позволил максимально сократить число точек сварки и одновременно повысить жесткость кузова.

Широкое применение современных компьютерных способов проектирования позволило в рекордный для компании срок – всего за три с половиной года – создать обширную гамму моделей, различающихся по базам (три варианта), длине устанавливаемой на раму платформы (четыре вида), высотой крыши фургонов (три варианта).

Кроме того, традиционно, автомобили разрабатывались в исполнениях: цельнометаллический фургон, микроавтобус, комби (грузопассажирский фургон), бортовое шасси с одинарной или сдвоенной кабинами, одинарными или сдвоенными колесами заднего ведущего моста. Несколько сотен ходовых образцов разных типов были переданы в опытную эксплуатацию потенциальным потребителям и дилерам, а затем собранная информация о плюсах и минусах конструкции послужила основой для окончательной доводки семейства перед началом его массового производства.

Силовые агрегаты

Для повышения эффективности перевозок и удовлетворения действующим и перспективным нормам по шуму и токсичности Ford Motor Co разработала новое семейство дизелей Dura Torq с рабочим объемом 2,0 и 2,4 литра, существенно отличающихся от своих предшественников.

Во-первых, несмотря на два верхних распредвала, моторы стали ниже и компактнее. Четырехклапанное газораспределение позволило добиться большей экономичности и меньшей токсичности выхлопа. Применение чугунных тонкостенных блоков и алюминиевых головок цилиндров стало оптимальным решением с точки зрения жесткости конструкции и ее низкой стоимости. Диапазон мощностей гаммы моторов таков: 75, 90 и 125 л.с. Две последние версии 2,4-литрового дизеля имеют турбонаддув с интеркулером. Интервал между техническим обслуживанием у новых моторов увеличен до 25 тысяч км.

Заднеприводные версии Transit могут быть снабжены 2,3-литровым бензиновым двигателем мощностью 145 л.с., также шестнадцатиклапанным и с двумя верхними распредвалами. Этот двигатель тоже можно считать новым: при модернизации в его конструкции не осталось ничего, что не подверглось бы ревизии.

Трансмиссия и ходовая часть

Все силовые агрегаты получили новое, усиленное сцепление с диаметром ведомого диска 254 мм и гидравлическим приводом, обслуживание которого предельно упрощено. Для уменьшения шума и вибрации версии с задними ведущими колесами комплектуют двухмассовыми маховиками. Применяется лишь два типа главных передач задних мостов, с передаточными отношениями 4,63 и 5,13. Они полностью покрывают потребности всего семейства. Модернизация карданных передач, подвесок силового агрегата, привода переключения передач, сцепления существенно подняла ресурс узлов. Не останавливаясь на всех компонентах привода, укажем лишь, что срок службы механизма сцепления составляет не менее 225 тысяч километров. Впервые для автомобилей Transit рекомендуется заливать в картер главной передачи специальное синтетическое масло, содержащее добавки, снижающие трение и повышающие долговечность шестерен.

Учитывая, что пассажирские версии Transit являются участниками скоростного движения по автомагистралям, часто перевозят детей, работая в качестве школьных автобусов, особо жестко при проектировании нового семейства стоял вопрос о радикальном улучшении управляемости, устойчивости и активной безопасности на больших скоростях. Принципиально ходовая часть автомобилей осталась старой.

Однако множество внесенных конструкторами изменений позволили значительно улучшить поведение машин на дороге. Передняя подвеска получила более прогрессивную характеристику. Стали устанавливать газонаполненные амортизаторы. Новые шины не только обеспечили лучшую устойчивость и управляемость, но и более долговечны – на передних колесах они ходят на 46% дольше. В качестве заказного оборудования предлагается задняя регулируемая пневмоподвеска, обеспечивающая постоянство наклона кузова относительно дорожного полотна, что важно при буксировке прицепов.

Снижение затрат на эксплуатацию

Повышение коррозионной стойкости кабин, кузовов фургонов и рам дает уверенность, что срок службы до списания представителей нового поколения грузовиков и автобусов Transit будет намного больше. Все агрегаты теперь требуют меньшего по трудоемкости и более редкого технического обслуживания.

Более долговечные узлы подвески, шины, амортизаторы и электронные блоки управления силовыми агрегатами позволяют говорить о том, что эксплуатировать Transit станет более выгодно. Немаловажно, что и условия работы водителя в кабинах изменились в лучшую сторону. Все испытывавшие опытные образцы отмечают, что из-за улучшения эргономики посадки снижена утомляемость водителей, стал лучше воздухообмен в кабине и в автобусном кузове.

Как видим, новый Transit вполне отвечает представлениям об автомобиле XXI века. Он вполне в состоянии поддержать и еще больше усилить «микроавтобусный бум», наблюдаемый сегодня в Европе.