Ульяновская однотонка
Что имеет Ульяновский автозавод в производственной программе сегодня? В основе – «джипистый джип для настоящих джиперов» УАЗ-469, переименованный в соответствии с отраслевой нормалью, да еще неменее «джипистый» цельнометаллический фургон, честно несущий вкусное прозвище «Буханка». И если перспективы первого сегодня до конца не ясны («крутые джиперы» в наличии имеются, вопрос лишь в том, наберется ли их в отдаленном будущем достаточное количество для сохранения производства этой машины), то со вторым все ясно: рано или поздно спартанская простота Буханки» перестанет нравиться ее покупателям, и тогда... Готовясь к этому моменту, заводчане активно готовят модельный ряд новогопоколения.
Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. К ноябрьской демонстрации 1949 года в Ульяновске изготовили однотонный грузовичок капотной компоновки – УАЗ-300. Машина, увы, в серию не пошла. И вот спустя полвека в гамме новых коммерческих автомобилей УАЗ, идущих на смену легендарным «Буханкам», появился бортовой грузовик УАЗ-2365.
Как и базовая модель семейства – мини-вэн УАЗ-3165, он имеет полукапотную, а точнее говоря, капотную компоновку. Кстати, еще перед началом проектирования и утверждения проекта на заводе вышел спор: какая компоновочная схема предпочтительнее – вагонная или полукапотная? Более того, поначалу вообще предлагалось не изобретать велосипед и подвергнуть семейство вагонников глубокой модернизации. Но, посчитав затраты, от этой идеи быстро отказались: выяснилось, что они соизмеримы с созданием нового автомобиля.
Несмотря на главный козырь вагонника – максимальное использование габаритов для полезного объема, плюсов у полукапотной компоновки оказалось куда больше. Такой автомобиль намного безопаснее при фронтальных и кософронтальных столкновениях. Отсутствие выступающего в салон между водителем и пассажиром кожуха моторного отсека позволяет разместить впереди помимо водителя еще двух пассажиров, да и уровень шума из-за удаленности двигателя опять же меньше. Далеко не последнюю роль играет удобство обслуживания, и наконец, величина моторного отсека, в котором можно разместить широкую гамму двигателей.
Ходовая часть нового автомобиля вследствие экономии средств на разработку и организацию производства максимально унифицирована с семейством легковых внедорожников УАЗ-3160/62. С той лишь разницей, что у полукапотников увеличена колесная база и расширена колея. Однако, несмотря на увеличенную до трех метров колесную базу, новый «УАЗ» за счет применения поворотных кулаков открытого типа стал куда маневреннее своих предшественников. Угол поворота передних колес увеличился с 27 до 36 градусов.
Пока подвеска у новинки полностью зависимая. Спереди – пружинная с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, сзади – рессорная. К концу года на заводе планируют изготовить пару образцов с независимой торсионной передней подвеской. Какой из вариантов пойдет в серию, покажут сравнительные испытания. Тормоза у машины – дисковые спереди и барабанные сзади. Руль с гидроусилителем.
Объем подкапотного пространства позволяет компоновать там разные силовые агрегаты вплоть до V-образной «шестерки». На опытных образцах установлен бензиновый рядный четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-409.10 с электронной системой впрыска топлива и пятиступенчатая коробка передач. Управление раздаточной коробкой – включение переднего привода и понижающей передачи – такое же, как и у легковых внедорожников УАЗ-3160/62, оно осуществляется одним рычагом.
Новое семейство со временем обещает стать весьма обширным. Сейчас помимо базового мини-вэна УАЗ-3165, демонстрировавшегося на Российском автосалоне, оно представлено однотонным грузовичком УАЗ-2365.
Позже к ним присоединится грузовой цельнометаллический фургон УАЗ-2772, а в более отдаленной перспективе – модификации с высокой крышей, увеличенным задним свесом для использования, например, в качестве маршрутного такси, рассчитанного на 12 человек, а также семиместный мини-вэн с улучшенной отделкой салона и грузовик с двухрядной кабиной.
Начало производства запланировано на 2001, максимум 2002 год.