Кузова из алюминия для грузовиков
Транспортные фирмы, полностью использующие полезную нагрузку своих грузовых автомобилей с целью увеличения оборота на один кг полезной нагрузки, стремятся к понижению собственного веса автотранспортного средства. Эти требования выполняются при облегчении шасси автомобиля путем внедрения конструкций из легких материалов, таких как алюминий, при конструировании кузовов грузовых автомобилей.
![]() |
Самосвальный кузов фирмы «Хелве», выполненный из алюминия |
Уже в течение ряда лет ведутся работы над алюминиевыми опрокидывающимися корытообразными кузовами, которые позволяют повысить полезную нагрузку за счет снижения собственного веса. Это в первую очередь относится к автомобилям, которые часто работают с полной нагрузкой, например, самосвалы.
Фирма «Хелве» в последнее время занимается выпуском таких кузовов и поставляет предприятиям конструкции специального сечения из пустотелых профилей, а также изделия из листового или ребристого материала. В объем поставок готовых кузовов входят опрокидывающиеся корытообразные кузова в сборе для установки на шасси, включая заднее соединительное устройство, механизм опоры опрокидывателя и задний откидной борт. По особому заказу возможна поставка с оцинкованными самоустанавливающимися подшипниками.
Изготавливаются кузова на основе уже имеющихся собственных разработок или в соответствии с требованиями заказчика.
Почти всегда самосвальные кузова выпускаются с опрокидыванием назад, что в конструктивном и производственном отношениях оказывается более простым, по сравнению с кузовами с трехсторонним опрокидыванием. Если самосвальное устройство устанавливается на полуприцеп, то грузовой объем кузова существенно больше, чем у самосвалов с трехсторонним опрокидыванием.
Наиболее популярными являются кузова с геометрическими размерами 7900х2500х1300 мм и более. Для высоких нагрузок предусмотрена профилированная конструкция. При изготовлении она менее трудоемка, т.к. отпадают сварочные работы на стенках, но собственный вес ее достаточно высок. Преимущество пустотелых профилей в том, что поверхность кузова не только внутри, но и снаружи гладкая, что удобно для чистки и нанесения рекламных надписей.
Все модификации защищены с помощью верхних и нижних лент от повреждений, например, при экскаваторной загрузке. Гидравлическая система у самосвала с опрокидыванием назад расположена преимущественно спереди, и часто защищена коротким козырьком, установленным на переднем борту. Задний борт подвешен в качестве качающейся заслонки, которая автоматически управляется из кабины водителя в ходе выгрузки. Установлен задний борт почти всегда под некоторым углом к вертикали, что обеспечивает возможность, под действием силы тяжести, занять исходное положение, при котором груз не имеет возможности высыпаться. Алюминиевый сплав Аl Zn 4,5 Mg 1 хорошо сваривается, после чего остаточная деформация минимальна. В принципе, срок службы кузова равен сроку службы автомобиля в целом.
Истирание внутренней части кузова зависит от транспортируемого материала и количества опрокидываний. В ходе исследований и экспериментов установлено, что алюминиевые материалы, наряду с отличной свариваемостью, устойчивы к истиранию (износостойки). Однако износ этих материалов несколько превышает износ стали. При каждом опрокидывании стальное основание подвергается истиранию и лишенный защитного покрытия металл вновь ржавеет, в то время как слой окиси алюминия остается крепко спаянным с металлической основой. Для транспортировки материала с острыми гранями (камни, гравий) алюминиевый кузов требует дополнительного покрытия.
Наиболее интенсивное истирание происходит в задней трети кузова, поэтому в этой части листы утолщены до 7 мм, в отличие от передней части, где их толщина – 5 мм.
![]() |
Помимо кузовов фирма «Хелве» выпускает фургоны, конструкционным материалом для которых служат алюминиевые сплавы. |
Точное назначение кузова известно заранее, так что конструкция может полностью соответствовать определенным требованиям.
Алюминий коррозиеустойчив и не требует никакого защитного покрытия, имеет привлекательный вид -- серебристо-серый. В отдельных случаях, по желанию заказчика, его покрывают лаком для получения какого-либо цветового решения или нанесения рекламы.
Цена алюминиевого кузова выше, чем стального, но при покупке определенного количества кузовов с полезной нагрузкой на 1000 кг больше, сэкономится один автомобиль, что компенсирует разницу в цене. По истечении одного года алюминиевый кузов дает все более высокий доход, экономию за счет пониженного износа шин и горюче-смазочных материалов при движении порожнего автомобиля.
Экономическое значение алюминиевого опрокидывающегося кузова хорошо известно большому числу фирм и такие кузова находят все более широкое применение.