Caterpillar на украинских ГОКах

Леонид Малютин

История взаимоотношений горнорудной отрасли Украины и Caterpillar началась совсем недавно – десять лет назад. К середине 1990-х украинские предприятия несколько оправились от разгула демократии и рыночных отношений и смогли наконец заняться более насущными проблемами – развитием производства и обновлением основных фондов. В то время украинским рынком заинтересовалась Phoenix-Zeppelin – базирующаяся в Праге дочерняя компания Zeppelin Baumaschinen.

В 1994 г. чехи открыли украинское представительство, куда пригласили Константина Николаевича Щукина – крупного специалиста, всю жизнь проработавшего в горнорудной отрасли, человека в высшей степени компетентного и ответственного. За два года, а это вполне нормальный срок для горного бизнеса, где контракты заключают как минимум на миллион долларов, он сумел убедить руководство трех крупнейших украинских ГОКов и еще ряда предприятий в эффективности техники Caterpillar, которую на Украине никто не знал. Надо еще учесть, что ни Komatsu, которая уверенно чувствовала себя на украинском рынке, ни БелАЗ, ни Челябинский и Чебоксарский тракторные заводы так просто сдаваться не собирались, да и финансовые ресурсы горных предприятий были ограничены.

После первого контракта, заключенного в 1996 г. на поставку бульдозеров Вольногорскому государственному горно-металлургическому комбинату, материнская компания Zeppelin волевым решением взяла под свой контроль украинское представительство, которое было реорганизовано в Zeppelin Ukraine GmbH. Расширили штат и организовали сервисную службу – наняли и обучили механиков. В 2004 г. представительство еще раз реорганизовали, на этот раз в украинскую компанию «Цеппелин Украина».

Первый клиент Zeppelin –Вольногорский ГГМК расположен в Днепропетровской области. Это один из крупнейших в мире комплексов по добыче и переработке руд, содержащих редкоземельные металлы. Он основан в 1956 г. на базе уникального, единственного в Европе месторождения. Продуктивные породы осадочного происхождения – пески залегают на глубине около 70 м пластами толщиной 1...2 м и добываются открытым способом. Гигантские роторные экскаваторы выполняют вскрышу и через систему транспортеров формируют внешние и внутренние отвалы. На нижних уступах одноковшовые 10-кубовые экскаваторы вынимают горную массу, которую самосвалы перемещают на внутренние отвалы. Рудные пески добывают шагающие экскаваторы-драглайны, которые вычерпывают их на добычном уступе, откуда затем руду транспортируют в рудные отвалы. Складированные титаново-цирконовые пески размывают струей воды и напорным гидротранспортом подают на обогатительную фабрику прямо из забоя.

Каждый этап подготовки и добычи предусматривает большой объем работ по перемещению грунта, отсыпке и содержанию дорог и площадок, зачистке рудных складов, укладке трубопроводов и т. д. Эти задачи выполнял парк из 70 отечественных бульдозеров и трех трубоукладчиков. К 1996 г. ресурс парка достиг критического рубежа. Руководство комбината объявило тендер, в котором участвовали Komatsu, Caterpillar и ЧТЗ. По ряду требований – ресурсу, расходу топлива и условиям поставки запасных частей – предложение, подготовленное К. Щукиным, превзошло конкурентов, и Caterpillar выиграл контракт на поставку трех бульдозеров D8R на сумму около миллиона долларов. В 1997 г. парк комбината пополнился еще одним бульдозером D8R и двумя автогрейдерами D16H.

К настоящему времени парк отечественных бульдозеров – а это, напомним, 70 ед. – списан, и вместо них работают 14 бульдозеров D8R и четыре D7R. Вдобавок есть еще два автогрейдера D16H, два экскаватора М318, два экскаватора 312 со специальным рабочим оборудованием для зачистки просыпей под конвейерами, два погрузчика 928F и два экскаватора-погрузчика 432D для общехозяйственных работ. В конце июня этого года на комбинат поступит трубоукладчик 583Т, который заменит один из трех старых отечественных трубоукладчиков. Как видим, комбинат не только обновил и существенно сократил без потери эффективности парк бульдозеров, но и расширил его другой землеройной техникой, усовершенствовав таким образом свои технологические процессы. В отношении 40-тонных самосвалов БелАЗ руководство предприятия придерживается мнения, что они отвечают текущим требованиям и их замена нецелесообразна.

Ситуация с сервисным обслуживанием развивалась не так гладко. Долгое время условия поставки запчастей, обслуживание и ремонт вполне устраивали руководство ГМК. Со временем увеличилось число бюрократических звеньев в цепочке поставок запчастей, утратилась оперативность и точность исполнения заказа. Генеральный директор ГМК Юрий Дмитриевич Баранов, не желая мириться с простоями, выбрал альтернативный вариант – привлек местную компанию. Совместно они организовали ориентированный на парк техники ГМК склад запчастей, ремонтную базу и сервисную службу. Вместе с тем Ю. Баранов не теряет контакта с «Цеппелином».

Второе крупное горное предприятие, где Caterpillar сумел потеснить Komatsu и БелАЗ, – это Полтавский ГОК. Здесь открытым способом с глубины 300 м добывают железную руду буровзрывным способом – до 50 массовых взрывов в год, средний объем одного взрыва – 300 тыс. м3 горной породы и 250 т взрывчатых веществ. Горную массу с нижних горизонтов поднимают самосвалами к дробильно-сортировочному комплексу фирмы Krupp. Производительность установки крупного дробления – 12 млн. т в год. Раздробленную породу подают конвейером на верхние горизонты, где ее грузят в железнодорожный транспорт.

Такая схема принята из-за того, что эффективная и экономичная эксплуатация карьера невозможна, если поднимать породу с глубины более 300 м традиционными видами транспорта – автомобильным или железнодорожным либо их комбинацией. Другая особенность карьера Полтавского ГОКа – высокий коэффициент вскрыши: на тонну руды приходится 3 т вскрышных пород, причем в основном скальных, которые используют для производства щебня для внутрикарьерных дорог и поставок на сторону. Переработка вскрышных пород решила сложную проблему – сохранение сельскохозяйственных угодий, предназначавшихся под отвалы пустых пород.

Самосвалы входят в основную технологическую цепочку, и техническая готовность парка имеет жизненное значение для карьера. ГОК долгое время оставался «вотчиной» Komatsu. Когда К. Щукин начал работать с ГОКом, парк состоял из полусотни 100...120-тонных самосвалов Komatsu и примерно двух десятков БелАЗов. Руководство комбината остановилось на новом поставщике, как отметил главный инженер Виктор Викторович Лотоус: «С целью создания здоровой конкуренции Komatsu. При конкуренции можно достичь оптимального соотношения цена/качество», и три года назад на карьере появились семь самосвалов 777D, несколько позже – три бульдозера D9R, погрузчик 988F, экскаватор 345 LR, колесный бульдозер 824. В июне этого года прибудут еще пять самосвалов 777D, затем бульдозеры D9R и D9T, экскаваторы 345B LR и М322С. Решение по каждому контракту принимает конкурсная комиссия, по совокупности критериев выбирая лучшее предложение. Доступ к конкурсу открыт и для старых партнеров, и для новых кандидатов. Каждая марка имеет свои достоинства и недостатки. БелАЗ, например, привлекательней по цене, но на плече 10 км использовать его, мягко говоря, нецелесообразно. Есть и более короткие дистанции, а с длинными отлично управляются Komatsu и Caterpillar. Однако в качестве поливооросительной или специальной машины БелАЗ экономически эффективней. Работающие в карьере БелАЗы и Komatsu HD1200 и HD785 оснащены системой GPS, и диспетчерская служба отслеживает местонахождение и загрузку машин. Самосвалы Caterpillar были закуплены без GPS, в конце смены информацию системы взвешивания снимают и распечатывают.

На отдельной площадке ГОКа готовят к пуску экскаватор Komatsu-Demag, он заменит один из ижорских экскаваторов. Caterpillar по причине ликвидации линейки карьерных экскаваторов уже не сможет конкурировать в этом направлении.

К приходу первой партии самосвалов 777D «Цеппелин» развернул на ГОКе сервисную службу. Здесь дежурит бригада механиков, под обслуживание и ремонт выделен цех. Пока руководство комбината удовлетворено квалификацией и расторопностью персонала сервисной службы.

Третье крупное горное предприятие – Орджоникидзевский ГОК добывает и обогащает марганцевую руду. Готовый продукт с содержанием марганца 43% отправляют на ферросплавные заводы. Руда осадочного происхождения залегает пластами и добывается, как и на Вольногорском ГМК, открытым способом по сходной технологии.

Добыча ведется одновременно в нескольких карьерах. Бульдозеры Caterpillar используют на вскрышных и рекультивационных работах, отсыпке дорог, для подготовки путей и площадок для роторных и шагающих экскаваторов. В Чкаловском карьере, где работают два D8R и два D6R, разрабатывают пласт толщиной 1...1,5 м на глубине 70 м. Руду поднимают самосвалами, перегружают и ж.-д. транспортом доставляют на обогатительную фабрику. В Чкаловском карьере бульдозеры Caterpillar конкурировали с техникой Dressta, ЧТЗ и «Промтрактор» и склонили на свою сторону симпатии и машинистов, и руководства карьера как скоростные, маневренные, легкие в управлении и экономичные машины.

По мере выработки пласта карьер «движется» – ежегодно осваивается 100 га площадей, да еще столько же рекультивируют и возвращают в сельскохозяйственный оборот. Бульдозерам простаивать не приходится. Для обеспечения их технической готовности с «Цеппелин Украина» заключен сервисный договор, и уровень сервиса устраивает работников ГОКа.

Итак, Caterpillar взял в Украине неплохой старт. Теперь важно не снижать темпа, не обюрократиться и поддерживать и развивать сервисную службу. Ближайший соперник Caterpillar – Komatsu готов воспользоваться любой оплошностью и перехватить инициативу. Тем более что Komatsu – не единственный конкурент.

компании по теме статьи
компании по теме статьи