| Самоходные гидравлические грузовые краны типа pick-and-carry с жесткой (а не поворотной) надстройкой и колесным шасси получили наибольшее распространение в Индии, где их применяют главным образом для перемещения разнообразных легких грузов. Краны pick-and-carry сравнительно малопроизводительны, но стоят в три раза дешевле автомобильных и потому чрезвычайно популярны в Индии. Кран pick-and-carry грузоподъемностью 10 т стоит в Индии около 1,2 млн. рупий (28 тыс. USD), тогда как кран на автомобильном шасси аналогичной грузоподъемности и размеров – примерно 3 млн. рупий (70 тыс. USD). Грузоподъемность (г/п) кранов pick-and-carry обычно не превышает 15 т, хотя у новых моделей компании Escorts Сonstruction Equipment Ltd. (ECEL) она может достигать 23 т. Почти все компоненты, из которых собирают эти краны, либо приобретаются у независимых местных поставщиков, либо изготавливаются силами самих производителей. К преимуществам кранов pick-and-carry относится несложная двухосная ходовая часть, что позволяет приблизиться к грузу на минимальное расстояние, и возможность перевозить грузы на крюке. Ни один кран на шасси автомобильного типа этого делать не может. Их проходимость сопоставима с проходимостью гусеничной машины. Кроме того машины этого типа характеризуются простой конструкцией и легкостью в обслуживании (одна кабина, один двигатель), а также лучшей диаграммой грузоподъемности, чем у сопоставимых кранов на автомобильном шасси. При использовании таких кранов отпадает необходимость в грузовике или другом средстве для транспортировки грузов на короткие расстояния. Краны pick-and-carry применяют почти на всех строительных площадках Индии, а также на складах. Основная область их применения – объекты, подъезд к которым сильно затруднен: нефтяные скважины, строительство нулевого цикла без подъездных путей, трубопроводы, где короткобазные краны используют вместо трубоукладчиков. Впрочем, надо иметь в виду, что краны малопригодны для самостоятельного перемещения на большие расстояния, поскольку их скорость не превышает 20 км/ч. На долю кранов pick-and-carry приходится более 90% всех продаж самоходных кранов в Индии в штучном исчислении. Во второй половине 1990-х годов и в начале текущего десятилетия их продавали по 400...500 ед. в год, а затем спрос стал стремительно нарастать, что связано с началом реализации ряда крупных инфраструктурных проектов и с общим оживлением в строительном секторе страны. По данным британской консалтинговой фирмы Off-Highway Research, в 2007 г. в Индии реализовано 6,5 тыс. кранов pick-and-carry против 5,2 тыс. в 2006 г., 3,9 тыс. в 2005 г., 2,3 тыс. в 2004 г., 1,2 тыс. в 2003 г. и 0,7 тыс. в 2002 г. Среднегодовой прирост продаж в указанный период составил почти 65%. В этом году видимое потребление прогнозируется фирмой Off-Highway Research в размере 7,6 тыс. ед., в 2009 г. – 8,8 тыс., в 2010 г. – 10 тыс. и в 2011 г. – 11,2 тыс. За последние три года производство рассматриваемых кранов в Индии увеличилось более чем вчетверо – с 1216 ед. в 2003 г. до 5217 ед. в 2006 г.; в 2007 г. оно оценивалось в 6,5 тыс. ед. Эти краны экспортируют, в частности, в Бангладеш, на Мальдивcкие острова, в Непал, Пакистан, Шри Ланку, в некоторые страны Африки, Ближнего и Среднего Востока. В отрасли доминируют уже упоминавшаяся компания EСEL и Action Construction Equipment, Ltd. (ACE). Вместе они контролируют свыше 95% индийского рынка кранов pick-and-carry. Компанию ECEL считают мировым лидером по производству кранов pick-and-carry; с 1971 г. она изготовила более 13 тыс. таких машин. Грузоподъемность выпускаемых в настоящее время 13 моделей сотавляет 5…23 т. Кроме кранов pick-and-carry завод ECEL в г. Фаридабад (вблизи г. Дели) производит небольшое число кранов повышенной проходимости (по лицензиям Ransomes & Rapier и Faun), уплотнители грунта, двухвальцовые дорожные катки (совместно с германской фирмой Hamm) и фронтальные одноковшовые погрузчики. ACE является вторым по величине продуцентом рассматриваемых кранов в Индии; ее завод в 45 км от Дели производит краны pick-and-carry восьми моделей грузоподъемностью от 3 до 17 т. ACE выпускает также башенные краны, вилочные погрузчики, колесные ковшовые погрузчики и погрузчики с «обратной лопатой». Недавно фирма начала изготовлять сельскохозяйственные тракторы собственной конструкции мощностью 26…33,5 кВт. В отличие от Escorts доля ACE в общих продажах кранов pick-and-carry на индийском рынке в последние годы постоянно увеличивалась и в настоящее время составляет 46%. Парк кранов pick-and-carry в Индии насчитывает 15 тыс. шт.; большинство этих машин имеет грузоподъемность 5…10 т и находится в собственности строительно-подрядных компаний. Более чем две трети индийского парка самоходных кранов эксплуатируется свыше 10 лет, не редкость краны возраста 15…25 лет. Помимо Индии краны pick-and-carry выпускают в Австралии (компании Franna Cranes Pty. Ltd., входящая в состав группы Terex Demag, и DRA (последняя производит их в ограниченном объеме – не более 2 шт. в месяц), в КНР (Zoomlion на основе австралийской технической документации), в Италии (Valla, Ormig, Galizia) и в США (Grove). Короткобазный кран Grove RT – настоящий вездеход Компания Grove, входящая в состав холдинга Manitowoc Crane Group, поставляет на российский рынок среди прочих марок короткобазные краны серии RT. Краны этой серии способны перевозить грузы на стреле со скоростью до 4 км/ч. Их жесткая сварная рама выполнена из балок коробчатого сечения из высокопрочной мелкозернистой стали. Оба моста неразрезные, передний жестко прикреплен к раме, а задний соединен с рамой шарнирно, что повышает проходимость и обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на раму и ходовую часть. Развесовка по осям Grove RT близка к идеальной: 50/50. Все модели оснащены телескопической четырехсекционной стрелой прямоугольного сечения и одной оцинкованной кабиной. Предусмотрена возможность работы с решетчатыми удлинителями (гуськами), которые можно зафиксировать в нескольких положениях от 0 до 40° относительно стрелы. Краны имеют два варианта исполнения: для работы до –29 либо до –40 °С. Оба варианта исполнения оснащены «арктическим» пакетом: системами предпускового подогрева моторного масла, аккумуляторных батарей, гидравлической жидкости, блока двигателя и топливного бака от внешнего электрического источника. В трансмиссию заправляют арктические масла, а секции стрелы обрабатывают смазками для холодного климата. Режимы управления – «крабовый ход», независимое управление поворотом задних колес, с одной ведущей осью и с полным приводом, а также с блокировкой дифференциалов – превращают короткобазник в вездеход. Короткобазные краны Terex и «Юргинец» Корпорация Terex поставляет на российский рынок ряд короткобазных двухосных кранов: модель повышенной проходимости АТТ-400 со всеми управляемыми колесами (колесная формула 4х4х4) – так называемый класс all terrain (производитель – компания РРМ входящая в корпорациюTerex); RT555-1 г/п 55 т и длиной стрелы 35…57 м; Bendini A600 (4x4x4) г/п 60 т с длиной стрелы 32,4 м; RT1120 г/п 120 т и длиной стрелы 30…56 м. Российским предприятием, производящим краны типа pick-and-carry, является Юргинский машиностроительный завод – он производит модель «Юргинец» КС-5871 г/п 25 т и с длиной стрелы 8,3…20,5 м. |