|
Отечественный рынок бульдозеров развивается с положительной динамикой. Спрос на бульдозеры последнее время носит устойчивый характер и характеризуется стабильным ростом. Основными их потребителями являются строительная отрасль, добыча полезных ископаемых, в том числе нефтедобыча, лесная отрасль, мелиорация и т. д. Объем парка бульдозерной техники существенно различается по регионам России. Так, количество бульдозеров на тракторной базе в Тюменской области в 224 раза больше, чем в Республике Калмыкия.
Рейтинг некоторых регионов России по объему парка бульдозеров на базе тракторов
Регион |
Рейтинг |
Тюменская область |
1 |
Москва |
2 |
Республика Башкортостан |
3 |
Московская область |
5 |
Санкт-Петербург |
9 |
Ленинградская область |
41 |
Ярославская область |
48 |
Республика Калмыкия |
82 |
Соответственно росту спроса производство бульдозеров отечественными предприятиями последние годы постоянно увеличивается – объем ежемесячного производства в 2007 г. более чем вдвое превысил уровень 2002 г. Объемы импорта бульдозеров относительно небольшие. В 2007 г. доля машин зарубежного производства на российском рынке составила 16,6%, основные поставщики – это фирмы Komatsu, Caterpillar, Dressta, Liebherr, Case. В восточных районах страны все больше появляется бульдозеров китайского производства. Несмотря на рост производства и импорта из-за границы, существующий в настоящее время парк бульдозеров характеризуется высоким удельным весом машин с истекшим сроком службы – их 56,5%. О доле машин с истекшем сроком службы по федеральным округам можно судить по информации таблице.
Удельный вес машин с истекшим сроком службы, %
Федеральный округ |
Доля |
Российская Федерация, всего |
56,5 |
Центральный федеральный округ |
55,4 |
Северо-Западный федеральный округ |
60,4 |
Южный федеральный округ |
63,1 |
Приволжский федеральный округ |
62,5 |
Уральский федеральный округ |
46,7 |
Сибирский федеральный округ |
60,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
40,1 |
В 2007 г., по информации Росстата РФ, бульдозеры производились на четырех заводах. Три из четырех предприятий превысили в 2007 г. объемы производства 2006 г., что нашло отражение в полуторном росте отечественного производства бульдозеров. Крупнейший отечественный производитель бульдозеров ЧТЗ-Уралтрак (доля в 2007 г. 73,5%) серийно производит бульдозеры на базе тракторов типа Т-10М (класс 10), Т-12 (в тяговом классе, близком к 15-му), тракторы ДЭТ-250 и ДЭТ-320 (класс 25). В настоящее время предприятие предлагает ряд моделей с двигателями мощностью 140...820 л.с. и эксплуатационной массой 18 580...106 000 кг. Значительная часть бульдозеров поставляется на экспорт. Наиболее востребованная экспортная продукции предприятия – бульдозеры тягового класса 10…25 т. Для повышения конкурентоспособности своих бульдозеров предприятие планирует производить более мощный бульдозер Б-12, машину с новым дизайном Б-11, модернизировать кабину (придать ей более современный дизайн), улучшить эргономику, установить кондиционер, повысить комфортность кресла оператора и др. В марте этого года предприятие построило три бульдозера Б-11 с модульными бортовыми редукторами. Второй по объему производства чебоксарский завод «Промтрактор» производит гусеничные бульдозеры мощностью до 590 л.с. для работ в тяжелых почвенно- климатических условиях и бульдозеры на базе колесного трактора (в настоящее время на производство поставлено шесть базовых моделей бульдозерно-рыхлительных агрегатов и 34 модификации на их базе). Предприятие предлагает к продаже следующие модели бульдозеров: гусеничные с двигателями мощностью 155...590 л.с. и эксплуатационной массой 19 000...68 500 кг и две модели колесных бульдозеров с двигателями 238 и 520 л.с. и эксплуатационной массой 20 700 и 45 600 кг. Продукция предприятия импортируется в Украину, Казахстан, Узбекистан, Индию, в страны Африки и Среднего Востока. Наряду с наращиванием объема выпуска продукции предприятие занимается реконструкцией производственных линий и разработкой новых моделей техники с постановкой их в производство. Уралмаш серийно выпускает бульдозеры 10 тягового класса марки УРБ в различных модификациях и комплектации. Предприятие производит бульдозерно-рыхлительных агрегаты и другую спецтехнику на базе промышленного гусеничного бульдозера (УРБ-10М.01) общего назначения мощностью 180 л.с. с механической трансмиссией, передней навесной системой (гидроцилиндрами) и жестким прицепным устройством. ЗАО «Дормаш» производит бульдозер Б-100 на базе трактора тягового класса 10, который относится к числу гусеничных машин общего назначения. Трактор оснащен двигателем Cummins 6ВТА 5.9-С165 мощностью 121 кВт (165 л.с.) Трактор комплектуют полусферическим неповоротным отвалом с гидроперекосом. В начале 2008 г. продолжилась тенденция прошлых лет – рост производства бульдозеров. В январе было произведено 294 машины (150,0% к январю 2007 г.), а в феврале – 303 бульдозера (126,3% к февралю 2007 г.). В целом за январь-февраль 2008 г. рост производства составил 136,9% к январю-февралю 2007 г. В заключение отметим, что основными факторами, определяющими рост производства отечественными производителями бульдозерной техники, являются увеличение потребности в бульдозерах, расширение рынков сбыта как внутри страны, так и за рубежом, расширение модельных рядов, улучшение потребительских свойств, повышение качества, технического уровня и надежности продукции, развитие послепродажного сервиса. Снижают рентабельность производства бульдозерной техники рост цен на материалы и комплектующие, а также рост курса рубля по отношению к мировым валютам. При снижении курса мировых валют предприятия-производители сталкиваются с ростом ценовой конкуренции в первую очередь техники, закупаемой у таких производителей, как Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Stalowa Wola (Польша), Fiat-Allis (Италия), Dressta (Германия), Liebherr (Германия).
|