Российское машиностроение за три квартала 2006 года

А. Рикошинский

Темпы роста отечественной экономики в III квартале 2006 г. оставались высокими. Прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 6,9% против 6,6% в прошлом году. Сохранение положительной динамики темпов роста экономики опиралось на высокий потребительский и инвестиционный спрос. Положительное влияние оказала благоприятная для российского экспорта ситуация на мировом рынке.

Некоторое замедление темпов роста экономики в августе-сентябре в первую очередь было вызвано снижением темпов роста экспорта. На внутреннем рынке с ростом доходов предприятий и населения на фоне устойчивого снижения конкурентоспособности отечественных товаров под влиянием укрепления рубля прослеживается тенденция смещения потребительских предпочтений в пользу импортных товаров. Так, по группе «Машины и оборудование» импорт увеличился в стоимостном выражении на 48,2% (ввоз легковых автомобилей юридическими лицами в натуральном выражении вырос на 31,2%, физическими лицами – в 1,9 раза), а экспорт вырос меньше – на 21,3% (в большей части за счет экспорта в страны СНГ – на 30,6%, а в страны дальнего зарубежья только на 13,7%).

Основным фактором ускорения промышленного роста в III квартале стало повышение темпов роста обрабатывающих производств. Так, прирост в обрабатывающих производствах в 2006 г. относительно соответствующего периода 2005 г. составил в июле 2,5%, в августе 6,2%, в сентябре 5,1%.

В целом за январь–сентябрь 2006 г. индекс промышленного производства составил 104,2%. Производство машин и оборудования за январь–сентябрь 2006 г. сократилось на 3,4% относительно аналогичного периода предыдущего года, но при этом производство в сентябре 2006 г. увеличилось по отношению к сентябрю 2005 г. на 21,5%.

Снижение объемов производства за рассматриваемый период обусловлено низкими объемами выпуска по подклассу «Производство механического оборудования» (74,5% к аналогичному периоду 2005 г.), что связано с высокими объемами производства в I полугодии 2005 г. газовых, паровых и гидравлических турбин, а также спецификой производственного цикла данной продукции. Произошло снижение объемов производства газовых турбин на 12,2%, паровых турбин – на 55,0%, гидравлических турбин – на 39,2%. Было зафиксировано и снижение выпуска ряда видов производственного и сельскохозяйственного оборудования, в том числе кранов мостовых на 30,3%, конвейеров стационарных на 32,5%, тракторных плугов на 58,3%, сеялок на 21,6%, холодильных установок на 80%.

За 9 месяцев 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. увеличилось производство тракторов, и его общий объем ровнялся 7900 ед., что составляет 120,0% к уровню соответствующего периода 2005 г. В этом объеме выпуск тракторов на гусеничном ходу составил 3,8 тыс. ед., что на 14,1% больше, чем в 2005 г. Колесных тракторов произведено 4,1 тыс. ед. (рост на 26,1%). На 24,7% выросло производство тракторных прицепов и полуприцепов – до 4,6 тыс. ед. Наращивание выпуска тракторов обусловлено ростом производства в ОАО «Елабужский автомобильный завод» в соответствии с контрактом с ПО «Минский тракторный завод» на поставку комплектующих для сборки тракторов МТЗ-82 и МТЗ-1221 (3000 машин против 1500 машин в 2005 г.). Росту производства тракторов способствовало увеличение спроса на них, особенно со стороны строительных организаций, а также реализация национальных проектов, развитие государственной системы лизинга, проведение структурных преобразований в отрасли (консолидация производителей сельхозтехники на базе концерна «Тракторные заводы»). Однако в сентябре зафиксировано сокращение выпуска колесных тракторов по сравнению с сентябрем 2005 г. на 16,4%, что можно объяснить сезонным падением спроса и изменением производственного цикла.

В отличие от тракторов производство зерноуборочных комбайнов с начала года снизилось до 6 тыс. ед., что составляет 78,0% к уровню соответствующего периода 2005 г. Производство других видов сельхозтехники увеличилось: комбайнов кормоуборочных – на 52,8%, доильных установок – в 1,9 раза, дробилок для кормов – в 4,3 раза.

Сохраняется положительная динамика производства на предприятиях станкостроения (114,9%). Рост производства станков обусловлен в основном увеличением объемов выпуска кузнечно-прессовых машин на 36,3% и электросварочного оборудования на 21,1%, а также ростом спроса на данное оборудование, обусловленным в основном модернизацией и перевооружением производственного процесса (по большей части заготовительных производств) промышленных предприятий и освоением новых видов высокопроизводительного, конкурентоспособного оборудования, пользующегося платежеспособным спросом.

Рост производства металлорежущих станков составил 101,1%. Вместе с тем снизился выпуск новых видов высокопроизводительного, конкурентоспособного оборудования (в основном по причине отсутствия промышленной и инвестиционной политики развития отечественных станкостроительных предприятий). Индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в январе–сентябре 2006 г. по отношению к соответствующему периоду 2005 г. составил 100,2%.

Увеличение выпуска электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63...355 мм и аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных (на 23,6 и 11,1% соответственно) вызвано ростом платежеспособного спроса, связанного с освоением производства новых видов конкурентоспособной продукции.

Индекс производства транспортных средств и оборудования в январе–сентябре 2006 г. составил 103,4% по отношению к аналогичному периоду 2005 г. Увеличение производства магистральных электровозов, маневровых тепловозов и пассажирских вагонов (на 56,9; 47,3 и 31,0% соответственно) связано с ростом спроса на подвижной состав со стороны ОАО »РЖД» и независимых перевозчиков вследствие роста объемов инвестиций на закупки техники, обусловленного необходимостью модернизации существующего парка.

Отмечается сокращение на 5,1% производства грузовых магистральных вагонов, что связано с насыщением указанного сегмента рынка, перепрофилированием и модернизацией производства в связи с ростом спроса на инновационную железнодорожную продукцию (полувагоны, вагоны бункерного типа, фитинговые платформы), а также увеличением объемов проводимого потребителями железнодорожной техники капитального ремонта подвижного состава.

Индекс производства легковых автомобилей в январе–сентябре 2006 г. составил 109,1%. Рост производства автомобилей обусловлен как увеличением объемов выпуска на сборочных предприятиях (на 56,6%, в основном за счет роста производства в ЗАО «Форд Мотор Компани» – на 88,0%, ЗАО «Автотор» – на 84,7%, ОАО «Автофрамос» – выпущено 31,7 тыс. автомобилей), так и ростом производства на отечественных заводах (в ОАО «УАЗ» – на 22,7%, в ОАО «ИжАвто» – на 17,1% (в том числе за счет переориентации на сборку автомобилей Kia Spectra), в ОАО «АВТОВАЗ» – на 8,3%). Указанная динамика обусловлена ростом реальных доходов населения, развитием системы кредитования, увеличением производства новых моделей (Lada Kalina, UAZ Patriot).

За январь–сентябрь 2006 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 17,1% по причине роста платежеспособного спроса со стороны транспортных хозяйств и строительных организаций, а также развития сборочных производств грузовых автомобилей. Рост автомобильных перевозок объясняет увеличение спроса как на отечественные, так и на импортные грузовые автомобили. Наиболее высокими темпами производство росло в ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 12,9% (увеличение производства наблюдается по мало- и среднетоннажным автомобилям) и ОАО «КАМАЗ» – на 30,9% (в том числе производство шасси – на 22,2%).

Производство автобусов за январь–сентябрь 2006 г. увеличилось на 8,3% по отношению к тому же периоду 2005 г., что связано с увеличением спроса со стороны региональных транспортных предприятий, а также с закупкой автобусов в рамках реализации национальных проектов. Наиболее высокими темпами производство росло в ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 19,5% и в компании «Русские автобусы» (ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ) – на 15,6%.

Производство шин для легковых автомобилей увеличилось в январе–сентябре 2006 г. на 1,9% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. Прирост производства легковых шин обеспечен значительным увеличением выпуска продукции на следующих предприятиях: ООО «Мишлен» (Московская обл.), ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Шинный комплекс Амтел-Черноземье» (Воронеж), на предприятиях Алтайского края, а также в ОАО «Кировский шинный завод» и СП ЗАО «Матадор-Омскшина».

Динамика роста производства шин для грузовых автомобилей отставала от роста выпуска грузовиков. В январе–сентябре 2006 г. выпуск шин для грузовых автомобилей составил 7,986 тыс. шт., или 91,2% к соответствующему периоду прошлого года. В связи с проводимой реконструкцией и организацией строительства нового производства покрышек для грузовых автомобилей в ОАО «Шинный комплекс Амтел-Черноземье» практически прекращен выпуск продукции. Было остановлено производство грузовых шин и в ОАО «Московский шинный завод». В ОАО «Красноярский шинный завод» произошла смена собственника, а в настоящий момент на предприятии происходит модернизация производства, по завершении которой там будут выпускать качественные крупногабаритные шины, пользующиеся высоким спросом. Снижение объемов производства шин для грузовых автомобилей во многом обусловлено сменой ассортимента на предприятиях ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Омскшина», ОАО «Волтаир» и ОАО «Уралшина». При этом потребность отечественных потребителей удовлетворялась за счет расширения импортных поставок.

Производство шин для сельскохозяйственных машин за 9 месяцев составило 72,5% к соответствующему периоду прошлого года. На снижение объемов производства шин для с.-х. машин повлияло уменьшение объемов производства сельхозтехники.

Финансовое состояние машиностроительной отрасли достаточно стабильное. В первом полугодии 2006 г. сальдированный финансовый результат в отрасли составил 39 791 млн руб., в том числе в производстве машин и оборудования – 12 218 млн. руб. (118,3% к январю–июню 2005 г.); в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 13 993 млн. руб. (184,7%); в производстве транспортных средств – 13 580 млн. руб. (рост в 7,6 раза). Доля убыточных предприятий и организаций в общем числе предприятий и организаций отрасли в январе–июне 2006 г. составила 31% (январь–июнь 2005 г. – 30,5%), в том числе в производстве машин и оборудования – 32% (29,8%), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 28,3% (29,5%), в производстве транспортных средств – не изменилась (33,8%). Среднесписочная численность занятых в отрасли (по полному кругу предприятий) в январе–августе 2006 г. составила более 3 млн. человек, 97% к соответствующему периоду 2005 г. (26% общей численности занятых в промышленности).

Среднемесячная заработная плата работников отрасли в январе–августе 2006 г. составила 10 245 руб. (123,9% к январю–августу 2005 г.), 91,6% к уровню заработной платы в промышленности в целом.