Российским автобусам – алюминиевые крылья

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова

Положение с российским муниципальным транспортом иначе как катастрофическим назвать нельзя. При износе парка почти на 80% и годовой потребности не менее 9 тыс. машин российский автопром может с огромным напряжением предложить менее тысячи. Речь идет в первую очередь об автобусах большой и особо большой вместимости. Поскольку надежд на вмешательство государства в решение этой проблемы не осталось, за нее взялся частный капитал.

Специалисты инвестиционно-промышленной группы «Сибал» полагают, что в отечественной автобусной промышленности и на рынке муниципального транспорта грядут серьезные перемены. В течение короткого времени она вложила значительные средства в объединение Горьковского автомобильного, Ярославского и Ульяновского моторных, Голицынского, Ликинского и Павловского автобусных заводов, а также ряда агрегатных производств в компанию «Руспромавто». По их мнению, только таким путем можно внести коренные изменения в катастрофическое положение на российском рынке автобусов.

В рамках холдинга создан Торговый дом «РусАвтоПром», работающий над программой коренного изменения в автобусной промышленности России и на внутреннем рынке автобусов. Несмотря на рост объемов производства и наметившуюся стабилизацию экономического положения ведущих заводов отрасли, она по-прежнему пока не готова предложить муниципальным транспортникам принципиально новые модели в достаточном количестве. Вся потребность рынка покрывается Павловским автобусным заводом, выпускающим ежегодно до 9 тыс. машин-«среднеклассников». И хотя ПАЗ-3205 принято считать современным автобусом, всех проблем он решить не может.

Ознакомить потенциальных заказчиков с перспективными разработками объединенной компании был призван автопробег «Обновим автобусный парк России», финишировавший в конце июня в Нижнем Новгороде. В марафоне, стартовавшем 8 июня в Красноярске, участвовали пять автобусов разных классов и несколько машин технической поддержки. Павловский автобусный завод выставил на старт три модели – городскую ПАЗ-5272, междугородную ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-3205470 для перевозки детей, Ликинский завод – городской ЛиАЗ-5256 и Голицынский – пригородный ГолАЗ-4242. За три недели автобусы единой группой без каких-либо поломок преодолели более 8 тыс. км российских дорог и побывали в девяти городах. Если же к этой дистанции прибавить путь от Москвы до Красноярска, получится более 12 тыс. км.

Своеобразный тон в пробеге задавали именно павловские автобусы. Междугородный ПАЗ-4230 «Аврора», получивший диплом лучшего российского автобуса 2001 г., уже достаточно хорошо известен – его показ на MIMS’2000 собрал отличную прессу и положительные оценки транспортников. Без преувеличения можно сказать что сегодня «Аврора» – действительно лучший российский серийный автобус. До конца этого года его ежедневное производство будет доведено до десяти машин.

ПАЗ-5272 раздвигает границы производственной программы завода. Созданный в кооперации с КамАЗом городской автобус вместимостью 108 человек уже обслуживает маршруты в Нижнем Новгороде. Вопрос освоения его серийного производства практически решен. Из Набережных Челнов в Павлово поступают комплектные рамы с силовым агрегатом, трансмиссией, ходовой частью и рулевым управлением. На ПАЗе на них устанавливают кузова собственной конструкции.

Самым оригинальным и необычным в компании павловских машин можно считать автобус ПАЗ 3205470 для перевозки детей. В целях удобства посадки и высадки маленьких пассажиров не только изменили шаг ступеней лестницы, но и снабдили ее дополнительной выдвижной ступенькой. В салоне расположены 27 полужестких кресел, рассчитанных на детей, и два – для сопровождающих педагогов. Все кресла снабжены ремнями безопасности. В задней части салона – специальный стеллаж для укладки и фиксации ранцев, портфелей и сумок. Автобус имеет специальные внешние световые и звуковые сигналы, яркую отличительную окраску.

ЛиАЗ-5256 – ветеран автобусной отрасли. Заложенные в нем технические решения двадцатилетней давности не может реанимировать даже заокеанское «сердце» – в пробеге принимал участие «вечно молодой» автобус с двигателем Caterpillar. Но героем пробега, пожалуй, можно считать «произведение» ГолАЗа, ласково прозванного самими создателями «Годзиллой». Вряд ли можно было точнее окрестить гибрид кузова О325 с его неудобной узкой и высокой лестницей и неповоротливого длиннобазного капотного шасси ЗИЛ-4330. Если бы не стилизованная характерная «кепка», выдающая столичное происхождение машины и помогающая определить год его рождения, можно было бы решить, что «Мосфильм» прикатил «Фердинанда» прямо со съемочной площадки «Места встречи...». Особенно удалось конструкторам и технологам соединение автобусной и автомобильной частей на заклепках. В век клеевых конструкций и широкого применения нержавеющей стали и пластмасс оно смотрится просто неотразимо.

Инвестиционно-промышленная группа «Сибал» взвалила на себя решение сложной и пока непосильной задачи. Создать единый ряд автобусов при столь разном состоянии заводов почти невозможно. По крайней мере, без серьезных финансовых вливаний. Хватило бы у ее специалистов сил решить проблему самостоятельно без отверточной сборки чужих машин многолетней давности.