«Автопром» северного соседа

Л. Никифоров

Когда заходит речь о Финляндии, то никому не приходит в голову называть эту страну высокоиндустриальной. Но все же она имеет собственную автомобильную промышленность, а по числу изготавливаемых финнами единиц подвижного состава на душу населения может поспорить и с «промышленными гигантами».

Полная масса такого поезда достигает 60 т

Элегантные грузовики

Лаури Хакала, знакомившая нас с заводом, считает, что именно такие автомобили, к которым вполне применимо определение «элегантный», выпускает компания SISU, на которой она работает уже много лет. Под вековыми соснами в самом центре небольшого городка Карья примостилось несколько небольших корпусов традиционного для Финляндии красного цвета, меньше всего похожих на автомобильный завод. И только красно-синяя эмблема с надписью SISU TRUCKS выдавала его существование. По меркам мирового автомобилестроения SISU не относится к лидерам. Но в экономике Скандинавии и Северо-Запада России компания играет немалую роль.

За год SISU выпускает от 450 до 500 автомобилей большой грузоподъемности и шасси для специальных машин, в основном лесовозов и самосвалов для перевозки строительных материалов и скальных пород. Этого количества хватает для нужд Финляндии, где фирма закрывает около четверти рынка. Примерно столько же в соседней Швеции. В Россию грузовики SISU пришли в середине 70-х и сейчас их количество приближается к 300. Более 600 автомобилей работают в странах Балтии.

Типичный самосвал SISU 6 x 2

Испокон веку компания славилась высоким уровнем конструкторских проработок. Это нашло отражение в структуре SISU. Из более чем 200 человек, работающих на заводе, непосредственно сборкой занимаются лишь 100. Примерно 30 человек составляют заводоуправление, столько же занято гарантийным и послегарантийным обслуживанием автомобилей и поставкой запчастей. Более 40 – конструкторы и технологи. За более чем 65 лет фирма довела грузоподъемность выпускаемых автомобилей с 5 до 60 т.

Особенностью производственной программы SISU можно считать отсутствие жестко фиксированного модельного ряда. Фактически, все выпускаемые автомобили относятся к одному типу – «Е». Название можно расшифровать как «экономичность – экологичность – эргономичность». В английском языке эти слова начинаются именно с буквы «Е». Большая часть машин собирается на заводе в Карья по конкретным заказам. Гибкая технология производства и высокая степень унификации позволяют собирать автомобили с количеством осей от 2 до 5, с одним или двумя задними ведущими мостами и одним-двумя – поддерживающим. Количество управляемых мостов – от 1 до 3.

Именно мостами издавна была сильна компания. Ведущие задние мосты с нагрузкой до 26 т и передние, управляемые с нагрузкой до 9 т являются основой конструкции всех машин. SISU стала одной из родоначальников применения на автомобилях большой и особо большой грузоподъемности нескольких поддерживающих мостов. Они предназначены для снижения нагрузки на дорожное полотно при движении полностью груженого автомобиля. При езде порожняком с помощью специального подъемного устройства поддерживающие мосты поднимаются. Это позволяет экономить дорогостоящие покрышки. С недавних пор на заводе выпускают мосты серии BEL-8 с электрогидравлическим управлением подъемом. Их особенность состоит в том, что они являются еще и управляемыми, соединенными механическими тягами с передним мостом.

О степени сложности шасси, выпускаемых SISU, можно судить по конструкции четырехосного лесовозного тягача CFT с колесной формулой 8 х 2. Его задняя тележка состоит из трех мостов – ведущего с нагрузкой до 13 т, поддерживающего управляемого (7,5 т) и поддерживающего пассивного с нагрузкой 8 т. Каждый из поддерживающих мостов поднимается независимо. Это позволяет распределять нагрузку в соответствии с дорожными условиями. При одновременной работе всех мостов полная масса автомобиля достигает 50 т.

Самосвальный автопоезд для перевозки скальных пород

Еще более интересно шасси 10х4 под установку лесоперерабатывающего комплекса. Два моста управляемых, один из них (второй) поддерживающий, два ведущих и еще один поддерживающий. Причем, он также может быть управляемым. Полная масса такой «сороконожки» более 63 т.

Второй «конек» SISU – на редкость элегантные кабины. Еще 20 лет назад фирма продемонстрировала многообъемную кабину бескапотной компоновки, ставшую ее своеобразной визитной карточкой. «Первый этаж» кабины был, по существу, капотом, верхняя часть которого служила ее ровным полом без традиционного кожуха над моторным отсеком. Спальное место располагалось в отдельном отсеке над кабиной. Характерный силуэт финских грузовиков постепенно совершенствовался, оттачивался и достиг высочайшего уровня дизайна в серии Futura...

В результате произошедшего в последние годы сближения SISU с компанией Renault, теперь на все автомобили устанавливается кабина Premium французского производства. Однако финны внесли в ее конструкцию немало своих элементов оперения и оформления. Так, они сохранили традиционно высокий нижний объем кабины с широким бампером и характерным расположением фар и подножек, отчего внешний облик грузовика только выиграл.

Бензовоз с кабиной Futura

На свои грузовики SISU ставит силовые агрегаты американского производства. Заказчику на выбор предлагаются две марки дизелей. Автомобили серии Е14 комплектуются моторами Cammins N14 мощностью 313 кВт (425 л.с.) в сочетании с 20-ступенчатой коробкой Eaton RTSO 17316A. Более мощный Mack 12 – 316 кВт (430 л.с.) и 346 кВт (470 л.с.) – предназначен для грузовиков Е12. Эти машины поставляются также с 20-ступенчатой механической коробкой B18, но производства Renault. Кроме того, на обе версии можно устанавливать 22-ступенчатые коробки Fuller 16718В.

И, несмотря на применение большого количества узлов и агрегатов зарубежного производства, доля собственных комплектующих достигает 60%, что дает возможность считать SISU все же финской автомобильной, а не автосборочной компанией. Причем, и в конструкции, и в сборке автомобилей заложено немало интересных решений. Так, отчасти под давлением «зеленых», отчасти по соображениям экономии, на фирме отказались от традиционной сварной рамы. Поперечные балки соединяются с лонжеронами болтами. По мнению заводских специалистов, такая рама более эластична, лучше работает на скручивание, а ее ремонтопригодность гораздо выше, чем у сварных конструкций.

Интересна применяемая на фирме необычная стапельно-конвейерная технология сборки автомобилей. Каждая бригада, состоящая из 10 – 12 человек, собирает крупные «блоки» будущего автомобиля, которые сходятся на заключительной стадии. Так, рама, подвеска, мосты, тормозная и рулевая системы собираются отдельно, силовые агрегаты вместе со всем навесным оборудованием, сцеплением и коробкой – отдельно и, наконец, кабина с внутренней отделкой и электрооборудованием – отдельно.

Примечательно, что в процессе сборки ходовая часть дважды красится. Первый раз все детали, узлы и агрегаты ходовой части обрабатываются порознь, а затем вся собранная рама с установленными мостами, трубопроводами и системами управления красится в сборе. При этом окончательный цвет выбирает заказчик. Например, один из заказчиков купил партию лесовозов с белой ходовой частью. В процессе сборки «ходовка» подвергается основательной антикоррозионной обработке.

Выезд из ворот сборочного цеха новенького четырехосного лесовоза длиной более 10 м – зрелище запоминающееся. Автомобиль действительно элегантен. Стоит ли тратить столько сил на разработку дизайна и отделку автомобиля, которому суждено весь век таскать бревна на лесных делянках, обдирая лакированные бока о поваленные стволы?.. Но такова уж, видимо, натура финнов – все, связанное с природой и окружающей средой, должно гармонировать с ними и не загрязнять леса не только выхлопными газами, но и уродливыми, наспех сработанными формами.

И погрузчик, и лесовоз

Большая часть автомобилей выходит из заводских ворот в виде шасси под установку лесовозного навесного оборудования. Занимаются этим уже другие компании. Однако эту работу могут выполнить и заводские рабочие. Бортовые кузова, самосвальные платформы и седельно-сцепные устройства ставятся здесь же, на конвейере. Все готовые машины в обязательном порядке проходят обкатку на собственном полигоне, расположенном рядом с заводом в старом песчаном карьере.

До недавнего времени на заводе в Карья собирались лишь автомобили с задними ведущими мостами, но в 1997 – 1998 годах фирма получила солидный заказ от финской и голландской армий на поставку тяжелых грузовиков 6 х 6, для которых был спроектирован и запущен в серийное производство передний ведущий управляемый мост. Его применение позволило освоить выпуск тяжелых транспортных комплексов вплоть до формулы 12 х 12.

SISU E14 с манипулятором

Среди новинок последних лет – самосвалы с кузовами увеличенного объема и тягачи с уменьшенной высотой кабины. Освоение их производства позволило SISU конкурировать с ведущими западными изготовителями автовозов.

Своеобразные прицепы

В двухстах километрах от Карья, на западном побережье Финляндии, в г. Нярпис находится крупнейший в Скандинавии завод по производству прицепов и полуприцепов Narko. Эта марка хорошо известна не только финским и шведским перевозчикам – несколько сотен таких полуприцепов работает в России. Годовой выпуск завода, на котором занято около 250 человек, составляет 1 700 – 1 800 единиц прицепной техники, из которых до 80% экспортируется – в Швецию, Норвегию и Россию. Структурно завод разделен на четыре отдела, два из которых заняты проектированием и выпуском фургонов и бортовых кузовов, а два – лесовозов и специальных платформ.

За 40 с небольшим лет своего существования (с 1959 г.) компания освоила производство нескольких десятков типов различных кузовов. Это, в первую очередь, фургоны. Они выпускаются на рамах двух- и трехосных полуприцепов. В их конструкции самым замысловатым образом переплетены такие традиционные материалы как фанера, с необычными конструкторскими решениями. Используются оригинальные системы замков, фиксации открытых дверей и откинутых бортов, сдвижные стены. Кстати, немало выпускается фургонов смешанной конструкции: передняя и задняя стенки, пол и потолок жесткие капитальные, а боковые стенки – полумягкие (или – полужесткие).

За последнее время здесь освоили производство фургонов с внутренней высотой 2 900 мм и объемом 85 – 105 кубометров. Это было вызвано введением в Швеции новых стандартов на габариты подвижного состава. Если в большинстве европейских стран она не превышает 3 000 мм, то шведы увеличили ее до 4 000 мм. Специально для них разработаны малогабаритные покрышки размером 17 дюймов.

Наряду с гигантскими фургонами в Нярписе освоили выпуск малогабаритных полуприцепов для седельных тягачей на базе малотоннажников категории N3. Оказывается, они пользуются большим спросом у городских почтовиков, где работают в паре с тягачами Ford Transit и Iveco Daily.

Армейский грузовик 6 х 6

Очень интересны по конструкции полуприцепы для перевозки пакетированных и крупногабаритных грузов. В зависимости от их объемов и габаритов длина такого полуприцепа может изменяться в пределах нескольких метров. Подвижная рама изготавливается из высокопрочной стали, разработанной финскими металлургами специально для компании Narko.

Пару лет назад специалисты фирмы обратили внимание на увеличивающийся объем внутринациональных перевозок автотранспортом без пересечения госграниц. Для них не было смысла применять дорогостоящий подвижной состав, оснащенный системой защиты TIR, а другие полуприцепы и прицепы уже давно никто не выпускал.

Теперь на Narko можно заказать бортовую платформу на шасси двухосного полуприцепа с упрощенной системой фиксации тента для работы в составе автопоезда полной массой до 44 т. Многим российским бизнесменам покажется странным, что финны вложили немалые средства в разработку более дешевой конструкции. Однако объем полученных заказов подтвердил правильность выбранного пути.

Большую часть производственной программы компании составляют самосвалы для перевозки сыпучих материалов и скальных пород. Такие прицепы очень популярны в Финляндии, где в строительстве широко используется гранит. В последнее время они находят все большее применение на Северо-Западе России.

Как-то так исторически сложилось, что финское автомобилестроение не очень известно у нас. Знакомство лишь с двумя заводами показывает, насколько интересные разработки рождаются у северных соседей.