НАМИ в годы Великой Отечественной
Ежегодно у памятного обелиска на территории института НАМИ проходит торжественный митинг, посвященный Празднику со слезами на глазах. О том, какой вклад внесли специалисты флагмана отечественного машиностроения, рассказывает генеральный директор НАМИ профессор Алексей Алексеевич Ипатов.
«Катюша»
30 апреля 2009 г . Митинг, посвященный 64-й годовщине победы над Германией
Ветераны НАМИ
НАМИ-ЗИС-Х
С первых дней войны институт принял суровый военный вид: потухшие огни в цехах в ночное время, зашторены окна, закамуфлированы здания, усилена охрана жизненно важных объектов. Сотрудники института подавали заявления о зачислении их в народное ополчение, истребительные батальоны, летные училища. Уже на второй день войны, 23 июня, в институте прошел общий митинг, а затем была выработана программа перестройки работы под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». Программа предусматривала перевод автомобильного и тракторного парков страны на твердое и газообразное топливо. Разработанные к тому времени специалистами института газогенераторные установки и аппаратуру для перевода транспорта на сжиженный и сжатый газ автомобильная и тракторная промышленность приняла к серийному производству. Это позволило высвободить для армии колоссальные ресурсы жидкого топлива, обеспечив работу автотранспорта в тылу и работу тракторов в сельском хозяйстве на местных видах топлива. Большую группу конструкторов откомандировали на Московский и Горьковский автозаводы, чтобы наладить там выпуск разработанных институтом вездеходов. Коллектив тракторного отдела приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ. Завод опытных конструкций почти полностью перешел на выпуск военной продукции и уже с 1 июля начал осваивать очень важный элемент реактивного оружия – среднюю часть снаряда для знаменитой ракетной установки «Катюша». А литейный цех тем временем начал отливать корпуса ручных гранат Ф-1. Группу инженеров направили на один из московских заводов, где они занялись монтажом установок залпового огня «Катюша» на автомобили и тракторы. За короткий срок Лихоборский микрорайон, где находился институт, соорудил первую очередь оборонительного рубежа протяженностью около пяти километров. Она начиналась у одной из станций Октябрьской железной дороги и достигала Ленинградского шоссе. На этом участке отрыли около тысячи метров противотанковых рвов, установили около 2500 м надолб и «ежей», соорудили завалы и свыше 5 километров проволочных заграждений, более 20 укрепленных пулеметных и 7 орудийных точек, одна из которых находилась на территории института. Сам институт в связи с тяжелым положением на фронте перебазировали в г. Мелекесс, где на новых площадях уже в мае 1942-го было налажено изготовление корпусов 76-мм снарядов. В Москве на территории института была создана комплексная группа, в задачу которой входили связь с заводами и участие в их работе по восстановлению трофейных машин. Одновременно велись работы по созданию двухмоторного артиллерийского гусеничного тягача Я-11, поставленного на производство на Ярославском автозаводе. Весной 1942 г. институт восстановили в Москве, а в июле он получил новое задание – освоить литье мин М-82. Такая программа потребовала большого числа рабочих, которых в Москве в то время не было, поэтому правительство приняло решение принять на работу по выпуску военной продукции несовершеннолетних, начиная с 15-летних. Большая группа подростков – дети сотрудников института – сменила у станков отцов и братьев. Был разработан и принят в массовое производство новый метод литья мин в кокель без последующего отжига. Он дал колоссальную экономию электроэнергии и металла и высвободил до 50% рабочей силы. За эту работу специалисты института были удостоены звания лауреатов Сталинской премии. В связи с изменением военной обстановки в конце 1943 г. институт освободили от выпуска военной продукции, и в 1944-м он перешел на научно-исследовательскую и конструкторскую работу. К тому времени специалисты института провели большую работу по подготовке и внедрению на Липецком тракторном заводе трактора новой конструкции КД-35 с дизелем Д-35. За разработку трактора и дизеля группе специалистов института присудили Сталинскую премию. Каждый год 9 мая в День Победы сотрудники института склоняют головы у обелиска с именами погибших и чтут их память. И сегодня в институте еще работают ветераны труда и участники Великой Отечественной войны, продолжая делать свой вклад в развитие института. |