Рождение и жизнь монстра
Для многих машиностроительных предприятий 1960–70-е годы стали, если можно так сказать, знаковыми, примерно такими же, как 1930-е для автомобильной промышленности, которые автомобильные историки окрестили «золотыми». Конструкторские и дизайнерские шедевры того времени невозможно перечислить. До сих пор все еще обнаруживают интереснейшие экземпляры тех лет.
Одним из ярчайших примеров успеха на рынке специальной техники является группа FIAT-ALLIS, появившаяся в результате слияния двух крупнейших производителей сельскохозяйственной и специальной техники: соответствующего отделения «всеитальянского спрута» FIAT и американской фирмы Allis Chalmers, выпускавшей почти полвека технику для строителей и крестьян. Консультации и выработка стратегии этой гигантской группы начались еще в конце 1960-х и длились довольно долго, пока 4 января 1974 года не был подписан окончательный договор о слиянии фирм. Расписано было все, вплоть до стратегического плана развития на 1980-е годы. В результате подписания договора FIAT получал 77% акций созданного общества, Allis Chalmers – только 23%. Проценты были напрямую связаны с вкладом каждой из фирм во вновь созданную группу. Что касается стратегии новой фирмы, то она звучала примерно так: «для решения любой задачи у нас есть соответствующая техника». Были созданы новые конструкторские бюро, а дизайнерские задачи решались, как правило, «на стороне» – так было намного дешевле и эффективнее. Первые конструкторские бюро и производственные площади разместили в Соединенных Штатах Америки, Бразилии, Англии и Италии.
В самом начале своей деятельности корпорация FIAT-ALLIS представила на рынок более 50 (!) единиц спецтехники – от крошечного бульдозера до 500-сильного погрузчика. В производственную программу входили бульдозеры, колесные и гусеничные погрузчики и экскаваторы, грейдеры, скреперы и другая техника. Заметьте, что в этом перечне отсутствует сельскохозяйственная техника, т. е. произошло некое перепрофилирование продукции. Но мы специально приводим фото колесных сельскохозяйственных тракторов обеих фирм, которые они выпускали как раз перед слиянием. Руководство FIAT-ALLIS поступило очень грамотно, выстроив перед запуском в производство своей продукции целую дилерскую сеть и комплексы фирменных ремонтных мастерских, так что приобрести машины FIAT-ALLIS уже в 1976 году изъявили желание покупатели в 126 странах. Конечно, это были транспортные фирмы разного масштаба, а не отдельные строительные бригады. Это был триумф. Особенно много машин новой фирмы было востребовано в странах Африки, где шло масштабное строительство. Описать всю продукцию машиностроительного монстра невозможно, поэтому мы остановимся лишь на некоторых моделях колесной техники FIAT-ALLIS.
Погрузчик 345-В занимает в производственной программе фирмы первое место – это самый легкий погрузчик FIAT-ALLIS того времени. Шесть легкосъемных погрузочных устройств обеспечивали машине определенную универсальность. Самый большой ковш захватывал 1,3 м3 погрузочного материала. Каждое навесное оборудование заменялось за 20 минут благодаря специальным узлам крепления. Были созданы модификации погрузчиков с кабиной для работы на пыльных грунтах и без кабины. Вариант с кабиной оснащали кондиционером с мощными фильтрами, что обеспечивало водителю чистый и свежий воздух при любой температуре снаружи. Кабина создавалась с учетом действующих эргономических норм для спецтехники, поэтому работать на погрузчике было удобно и легко.
Вместо поворотных колес (как ранее на тракторах обеих фирм) применили гидравлическое сочленение между мостами. Максимальный угол поворота управляемой оси составлял 80°. Горизонтальное положение кабины сохранялось даже на уклоне 22° за счет особой конструкции задней оси – под двигателем. Ведущие колеса с планетарными редукторами обеспечивали, с одной стороны, надежность и плавность хода, а с другой – увеличивали крутящий момент. Четырехцилиндровый дизель рабочим объемом 4 л развивал мощность 76 л.с., по специальному заказу можно было поставить 150-сильный силовой агрегат. Двигатель запускался привычным стартером – просто и удобно.
Модели 545-В, 605-В и 645-В занимали среднюю часть производственной линейки фирмы и базировались на одной платформе. Ковшовые погрузчики оснащали ковшами максимальным объемом 2,7 м3. В распоряжении заказчика имелось два 6-цилиндровых двигателя, оба с турбонаддувом, и автоматическая коробка передач, но автоматика работала только между 1...2-й и 3...4-й передачами. Такая вот избирательность. Все четыре колеса – ведущие, с планетарными редукторами в ступицах колес. Пространственная рама с помощью гидравлического сочленения могла складываться под 45° в каждую сторону. Это семейство погрузчиков, менее универсальное, применялось в основном на стройках. Что касается водителя, то он работал в таких же комфортных условиях, как на погрузчике-«малыше».
Самый большой погрузчик FIAT-ALLIS – модель 945-В. Кстати, на снимке можно увидеть, что погрузка грунта производится на грузовик DIAMOND REO. Так вот, средний человек – чуть выше переднего крыла этого грузовика. Представляете, каковы размеры погрузчика? Полноприводная трансмиссия, дизельный двигатель с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, рабочим объемом 13,8 л, мощностью 335 л.с. и поворот передней оси на 45° в каждую сторону делают его маневренным и удобным в эксплуатации. С пятикубовым погрузочным ковшом можно загрузить с одного раза грузовик. База 3760 и колея 2440 мм делают этого гиганта очень устойчивым даже в поворотах. Заказчик мог выбрать шины прямо на заводе или по заказной отделочной карте. Возможна была даже поставка погрузчика с колесными цепями противоскольжения, потому что при такой мощности и условиях эксплуатации пробуксовка неизбежна. Поэтому вся машина обнесена защитными леерами.
Выпускал FIAT-ALLIS и колесные экскаваторы, ведь этот вид строительной техники ничем заменить нельзя. Модель FE 18R оснащали дизелем мощностью 134 л.с. и ковшом 0,72 м3, который поднимал груз массой 15 800 кг на высоту 8234 мм с глубины 5894 мм. Как видно на снимке, на обеих осях установлены сдвоенные колеса. По желанию заказчика экскаватор мог быть полноприводным или с одной ведущей осью. Заказчик выбирал и длину стрелы, которая была трех размеров. В качестве дополнительного оборудования предлагался выбор шин, вплоть до одинарных широкопрофильных. Дизайном экскаватора занимались итальянцы, и надо сказать, что для тех лет он получился очень симпатичным.
Фирма также разрабатывала и выпускала скреперы, одномоторные и двухмоторные. Модель 262-В была построена по двухмоторной схеме (тягача и ковша) суммарной мощностью 520 л.с. Несмотря на старомодный внешний вид, этот довольно мощный скрепер благодаря своим удельным показателям пользовался большой популярностью.
Рабочий объем ковша («с шапкой») составлял 16,1 м3, грузоподъемность – 22 860 кг. Ковш проникал в грунт на глубину 330 мм и загружал его буквально за несколько минут, все зависело от твердости почвы и конструкции сменных ножей.
В заключение несколько слов о колесных грейдерах, которые появились на рынке одновременно с остальной техникой FIAT-ALLIS. В качестве примера мы выбрали модель 65 – самый легкий в программе концерна грейдер. Его собственная полная масса составляла 5116 кг, а масса захватываемого грунта (без пробуксовки) – 2763 кг. Минимальная скорость – 3,6 км/ч. На этой модели грейдера отсутствовала кабина, тем не менее для работы на небольших стройках и при незначительных объемах грунта грейдер был незаменим. Управление узлами и агрегатами машин FIAT-ALLIS производилось с помощью патентованных гидравлических систем с фильтрами, что встречается довольно редко.