BULLDOG
История фирмы Mack началась в позапрошлом веке, когда трое братьев: Джек, Август и Уильям открыли производство гужевых тележек. Было это в 1893 г. в Бруклине. Обретя навыки изготовления прочных шасси, и заработав положение, братья решились на строительство механических транспортных средств. К трем братьям присоединились еще двое: Джозеф и Чарльз, и в 1901 г. была основана Мacк Brothers Company.
Модель 1916 г. Седельный тягач: на боковинах – сетки, вместо фар – газовые фонари, отсутствуют лобовые стекла |
Первым появился, как ни странно, автобус с кузовом «шарабан» (не забывайте, с чего начиналось производство!). Затем последовал еще один, с шестицилиндровым двигателем мощностью 50 л.с., выпускавшийся с небольшими изменениями до 1915 г. Впоследствии уже на шасси автобусов стали появляться грузовики.
К тому времени основное производство было перенесено в Пенсильванию, и еще куплен завод по производству двигателей и шасси. Теперь братья не зависели ни от кого: цикл изготовления автомобиля стал замкнутым и самостоятельным. В компанию приходили и приходили талантливые инженеры и конструкторы. На предприятиях Мacк работало уже около 6 тыс. человек, но неурядицы с названиями дочерних фирм, конфликты с другими фирмами и между собой заставили братьев покинуть свои же предприятия, и заводы продолжали выпускать продукцию под их именем, но уже без них.
Модель 1925 г. Появились лобовые стекла, на этом самосвале отсутствуют фары, шины – пневматические |
За время своего существования заводы Мacк выпускали тяжелые грузовики, пикапы, роскошные автобусы, строительную и, конечно же, армейскую технику. Но мы расскажем о самой интересной модели, благодаря которой и появилась на капотах грузовиков красиво выполненная фигурка бульдога, ставшего символом фирмы.
Коллаж в начале статьи с фигуркой бульдога не является товарным знаком, а лишь показывает принадлежность автомобилей с бульдогом на капоте Соединенным Штатам Америки. Настоящий же зарегистрированный товарный знак появится чуть позже с появлением модели Мacк AC. Эту модель разработал талантливейший инженер Альфред Мэзюри в 1915 г., а выпускалась она до 1938-го!
Все семейство этих автомобилей, пожалуй, перечислить невозможно. Достаточно сказать, что конструкция была защищена 20 патентами, начиная с передней балки моста и заканчивая задними тормозами и рамой. Но самым удивительным был внешний вид автомобиля. Массивный «тепловозный» бампер, на который опирался необычной формы капот, действительно напоминали бульдожью морду, и по этой причине он так и был назван – Bulldog. А вообще-то, много было интересного в этом автомобиле, причем многое перешло и на современные модели.
Задняя тележка |
На первые автомобили устанавливались четырехцилиндровые двигатели с попарно отлитыми цилиндрами, сами поршни изготавливались из чугуна, а их юбки из алюминия. Мощность мотора составляла 75 л.с. Следующее семейство получило шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. и в некоторых случаях – трехосное шасси или полный привод.
Эти агрегаты требуют отдельного рассказа. Дело в том, что при передних ведущих колесах роль шкворня играли пары конических шестерен, одна из которых была опорной, а вторая (верхняя) – ведущей; а поскольку шестерня полуоси была намного меньше шестерни на барабане получался оригинальный эффект колесного редуктора, который одновременно с увеличением крутящего момента повышал передний клиренс. Эта конструкция была запатентована.
Четырехцилиндровый двигатель (вид справа) |
Оригинально решен и полный привод четырех колес задней тележки. При общем цепном приводе с промежуточного вала с дифференциалом пары бортовых колес охвачены еще одной цепью таким образом, что все колеса тележки вращаются в одном направлении с одинаковой скоростью. К сожалению, межосевого дифференциала быть не могло. Но позже автомобили получили и оригинальный межосевой дифференциал. Помимо оси вращения задняя тележка трехосников имела четыре вертикальных коротких рессоры с резиновыми прокладками, позволяющими ей перемещаться в небольших пределах влево или вправо, что фактически являлось прообразом «подруливающей» подвески.
Двигатель охлаждался двумя блоками радиаторов, расположенных справа и слева за капотом перед кабиной водителя. Вместо вентилятора использовалась «улитка» с крыльчаткой, закрепленной на маховике. Такая схема, правда, была уже не нова, ее использовали Renault, Latil и другие фирмы. Эффект охлаждения был вполне достаточным, но зато в непогоду водитель, открывая специальный лючок, чувствовал небывалый для тех лет комфорт.
Передняя ведущая ось |
На иллюстрациях мы постарались показать, как эволюционировал Bulldog, как менялась его внешность. Литые шины уступили место пневматическим, решетки вытяжки горячего воздуха из-под капота становились благородными просечками, и, наконец, на капоте появилась фигурка бульдога.
Как мы уже говорили, автомобили этой серии выпускались до 1938 г., выполняя самую тяжелую работу. Это были и самосвалы, и седельные тягачи, и бортовые грузовики, и цистерны – в общем все, что нужно человеку. На его базе позже родилось еще одно удачное семейство, но, во-первых, все следующие модели не повлияли на судьбу фирмы так сильно, как Bulldog, а во-вторых – это тема для отдельного разговора.