Из грязи в князи
В США пикапы постепенно превратились из «рабочих лошадей» в культовые автомобили (по материалам Детройтского автосалона)
![]() |
Chevrolet Carryall Suburban, 1933 г. – родоначальник современных SUV |
То распространение, которое получили в США легкие грузовики капотной компоновки, поражает многих, кто хоть раз побывал в этой стране или пересмотрел достаточно много американских фильмов. Пикапы, бесспорно, являясь чисто «местным изобретением», используются и для обслуживания фермеров, и для работы в городе; на них выезжают семьями на пикник в выходные и даже принимают участие в гонках, специально подготавливая для соревнований двигатель и ходовую часть.
Феномен явления, имя которому «американский пикап», еще найдет своих исследователей, мы же хотим представить палитру предлагаемых в 2001 г. в США машин такого рода и немного рассказать о развитии их конструкции.
С вхождением автомобиля в жизнь американца, развитием дорожной сети и соответствующего сервиса (бензоколонки, станции обслуживания, автомагазины и многое другое) связывают бурный рост числа малых предприятий, составляющих основу экономики современной Америки. Первые собственные грузовые автомобили (в своем большинстве, ими были машины на шасси Ford T с двухместной кабиной и грузовой платформой) стали незаменимыми помощниками сотен тысяч тружеников, работающих в сфере торговли, обслуживания населения на дому, в сельском хозяйстве и на строительстве коттеджей, которое особенно широко развернулось в 20-е годы.
![]() |
GMC Sierra, с четырехдверной кабиной |
В первых пикапах, по сути, грузовых модификациях обычных легковых автомобилей, привлекала низкая цена, доступность запчастей, высокий по сравнению с «полноценными» грузовиками уровень комфорта и простота управления. К концу 20-х началу 30-х годов, тем не менее, выяснилось, что на базе стандартной легковой машины достаточно прочного и долговечного грузового варианта получить не удается. К середине 30-х годов параллельно с грузовыми версиями легковых автомобилей начинается производство унифицированных с ними малогабаритных грузовых машин на специальных, усиленных раме и мостах – предвестников пикапов сегодняшнего времени. Естественно, число исполнений кузовов пикапов обоих типов достигало нескольких десятков.
Пример американского подхода к пикапам первой половины столетия есть и в нашей стране. Идя по пути копирования изделий автомобильной промышленности США, Горьковский автозавод дважды в довоенное время ставил на конвейер пикапы, точно выполненные по рецепту американцев: ГАЗ-4 (на шасси ГАЗ-А) и ГАЗ-М415 (на шасси ГАЗ-М1).
![]() |
Салон удлинненой кабины пикапа GMC Sierra |
Шли годы, и, постепенно, специально разработанные шасси для пикапов вытеснили конструкции, унифицированные с легковыми автомобилями, которые, к тому же, в США увеличивались в габаритах и приспосабливались для более скоростной и комфортабельной езды. Однако нововведения, которые появились на них, быстро становились достоянием и пикапов в виде принципиально схожих, но конструктивно более солидных узлов и систем.
Со временем пикапы получили независимую подвеску передних колес, более эффективную тормозную систему с усилителем, подвесные педали, рулевое управление с гидроусилителем, широкие и более мягкие шины. По заказу на них устанавливали кондиционер и автоматическую трансмиссию, окрашивали в цвета, палитра которых не уступала разнообразию цветовых решений легковых автомобилей. В 50-е годы, после освоения во время войны массового производства шариковых шарниров переднего ведущего моста появилась возможность выпуска полноприводных машин.
![]() |
Dodge Ram Quad Cab для гонок на специальных трассах |
Так возник ныне очень популярный в США класс внедорожников, машин, сочетающих универсальный просторный кузов с мощной ходовой частью и приводом на все колеса. Учитывая, что продажи полноприводных версий SUV (спортивно-утилитарных машин – так называют американцы внедорожники) составляет за океаном в разные годы от 15 до 30%, в компании General Motors официально считают, что их родоначальником послужил грузопассажирский автомобиль Chevrolet Carryall Suburban, разработанный на шасси пикапа и появившийся в продаже в 1933 г.
К середине 50-х годов конструкция пикапов полностью устоялась. С оригинальными или унифицированными с более мощными грузовиками из гаммы моделей фирмы кабиной и оперением, на оригинальной раме и мостах, эти автомобили практически не уступали легковым по комфорту, удобству управления и динамическим качествам. Покупателю предлагались два базовых варианта грузовой платформы: с ровным полом (она была выполнена в виде ящика с прямыми стенками и не мешала перемещению в ней грузов) и более широкая, но с выступающими внутрь кожухами задних колес. Оба типа в равной степени остаются популярными и сегодня.
![]() |
Mazda B4000 Cab Plus 4 4 х4 |
Масштабы производства пикапов внушительны и постоянно растут. В 1970 г. таких машин полной массой до 4,5 т было продано 1,45 миллиона, в 1988 г. – около 5, в 1999 г. – продажи превысили 6,5 миллионов единиц. Многие годы фордовский пикап модели F150 является самым популярным в США автомобилем. Неуклонно выпуск пикапов наращивают и японские компании на своих заводах в США.
В 2001 г. в Америке продается 19 семейств пикапов, насчитывающих сотни вариантов модификаций. В первую очередь, это различные версии, на которых устанавливают трех-, пяти- или шестиместные кабины, модели с кузовом типа «универсал», фургоны и унифицированные с ними микроавтобусы. Американские компании производят пикапы трех основных категорий: полноразмерные, стандартные и компактные. Как правило, полноразмерные машины оснащают двускатными задними колесами, они имеют грузоподъемность 2 – 3 т, собственную массу – 2 – 2,5 т. Такие пикапы с двигателем V8 мощностью до 250 л.с. могут буксировать прицепы полной массой до 4,5 т и часто используются для перевозки жилых домиков на колесах или яхт.
![]() |
Toyota Tacoma |
Наибольшее распространение получили в США стандартные пикапы, доля продаж которых в общем объеме составляет 50%. Часто машины такого типа выпускаются с кабиной типа Club, имеющей два ряда сидений, при этом доступ на задние сиденья получается тесным, так как осуществляется через единственную с каждой стороны кабины боковую дверь. Предлагают варианты с обычной и удлиненной базой. Грузоподъемность стандартных пикапов составляет 700 – 800 кг, собственная масса – 1,8 – 2,1 т. Задний мост с односкатной ошиновкой по заказу оснащают самоблокирующимся дифференциалом.
Компактные пикапы выпускают с базой до 3,0 м и двухместной кабиной. Грузоподъемность машин равна 500 кг при собственной массе 1,6 – 1,8 т. В случае оснащения моделей полным приводом передняя независимая пружинная подвеска заменяется на двухрычажную с продольными торсионами. Дорожный просвет вариантов 4 х 4 составляет около 220 мм. Автомобили снабжают двигателями V6 и V8.
![]() |
Chevrolet Silverado 3500 |
Познакомимся с семействами пикапов, доступными для американцев в 2001 г. и ценами на них.
Начнем с пикапа на базе Hammer H1, продающегося в зависимости от исполнения и комплектации за $71 862 – 91 553. Автомобиль выпускается со 195-сильным турбодизелем V8 рабочим объемом 6,5 л и предлагается с двух- и четырехместной кабиной.
Отделение Chevrolet концерна GM предлагает пикапы Avalanche ($32 000), Silverado ($15 570 – 25 369). Последний относится к компактному классу.
Отделение GMC того же концерна выпускает близкие по конструкции с пикапами Chevrolet машины Sierra ($16 215 – 38 995), Sierra HD ($22 139 – 34 066) и Sonoma ($12 879 – 25 643).
Концерн DaimlerChrysler предлагает два семейства пикапов: Dacota ($14 115 – 23 895) и RAM ($15 820 – 29 300).
![]() |
Dodge Ram Toyo Quad Cab |
Ford производит четыре семейства пикапов: Explorer Sport Trac ($22 240 –25 010), F-series Super Duty ($21 225 – 34 910), F150 ($17 520 – 31 400) и Ranger ($12 400 – 24 500).
Очень популярны в США японские пикапы, собираемые на американских заводах: Mazda B-series ($12 785 – 22 780), Nissan Frontier ($12 219 – 24 569), Toyota Tacoma ($12 325 – 22 345) и Tundra ($16 085 – 29 545).
В последнее время ряд зарубежных фирм начал продажу пикапов в России. Наибольшего успеха здесь достигла фирма Mitsubishi с ее моделью L200, продана партия пикапов фирмы Nissan, доступны пикапы компании Toyota. GM в прошлом году провел сертификацию на Дмитровском полигоне своих пикапов для продажи россиянам, в настоящее время вопрос о поставках к нам пикапов рассматривается и в компании Ford. Есть надежда, что с оздоровлением экономической ситуации и с ростом числа малых предприятий этих удобных машин на наших дорогах станет больше.
![]() |