Глобализация Bobcat. Завод Bobcat в Чехии

Леонид Малютин

В жизни компании Bobcat произошли два крупных события. Первое – Bobcat в очередной раз сменила хозяина. Американская корпорация Ingersoll-Rand загодя объявила рождественскую распродажу и вслед за дивизионом дорожно-строительной техники, который приобрела Volvo CE, продала Bobcat корейской компании Doosan Infracore, известной ранее как Daewoo Heavy Industries. Второе событие – Bobcat расширила свое европейское отделение, открыв в Чехии новый завод.

Открытие завода в Чехии – это следующий шаг в развитии производственной инфраструктуры компании на европейском континенте, начало которой положил завод телескопических погрузчиков Sambron в Пон-Шато на северо-западе Франции, купленный в 2000 г. В следующем году был куплен завод компактных экскаваторов-погрузчиков Superstav в Добрише, в 35 км от Праги. Это предприятие перестроили и в конце 2004 г. приступили к производству погрузчика Bobcat 553, что стало первой фазой переноса производства погрузчиков и мини-экскаваторов в Европу. Начали с «553-й» модели, поскольку бльшую часть этих малогабаритных машин поставляли на европейский рынок. До 2005 г. завод продолжал выпуск компактных экскаваторов-погрузчиков под маркой Bobcat.

На территории завода в Добрише создали Центр разработки, где сконцентрировали инженерно-конструкторские силы для проектирования техники, адаптированной к требованиям рынков Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА). Эти регионы, включая Россию, входят в сферу ответственности европейской штаб-квартиры компании.

Робот для сварки рам

В ответ на пожелания европейских пользователей был разработан мини-экскаватор Bobcat 319 массой 1,3 т, выпуск которого чешский завод начал в 2006 г., куда в это же время перенесли производство погрузчика S130. Штаб-квартира переехала из Лота, недалеко от Брюсселя, где в течение 10 лет базировалась в помещениях бывшего вокзала, в Ватерлоо, занимающий более выгодное транспортное положение. Логистический центр, включая склад, переехал в Пуур, что также расположен на территории Бельгии. В 2007 г. разработан и запущен в производство в Добрише погрузчик S130, а в Пон-Шато – телескопический погрузчик Т2250.

Развитие европейской инфраструктуры Bobcat идет параллельно с расширением присутствия компании в Китае. Первые погрузчики и мини-экскаваторы сошли с конвейера завода в Вукси в 2004 г. В этом году началась сборка модели S160 с новым производством в Вуджианге. Вслед за этим новым китайским заводом в июле начал работу в пусконаладочном режиме завод в Добрише, официальное открытие которого прошло в сентябре. Завод построен для производства компактных и среднеразмерных погрузчиков и мини-экскаваторов массой до 2 т – моделей, пользующихся особым спросом на рынках ЕМЕА и полностью сконструированных или адаптированных Центром разработки под их требования.

На выходе из окрасочной камеры

Компания имеет целью к концу 2008 г. 80% поставляемой на эти рынки техники выпускать на европейских заводах в Пон-Шато и Добрише. В производственную программу этого года входят компактные погрузчики S100, S130, S175, S185 и мини-экскаваторы моделей 319, 321 и 323. В следующем году к ним прибавятся погрузчики S150 и S160.

Новая площадка в Добрише, куда перенесено производство с первого завода, размещена на другой территории в некотором отдалении – в 1 км, участки резки, штамповки, сварки, окраски, а также оборотный склад размещаются под одной крышей и занимают 20 тыс. м2. Это объемное, светлое, чистое помещение с совершенно ровным полом (не сравнить со старым заводом в Пон-Шато!). В отличие от виденных ранее китайских заводов здесь нет обилия рабочих, нет того столпотворения и гонки, производство механизировано и автоматизировано, темп значительно спокойнее и позволяет в полной мере контролировать качество.
К конвейеру окрасочной камеры крупногабаритные детали подвешивают с помощью подъемника. Состав персонала, как обычно на европейских производствах, интернациональный, сейчас работают 380 человек в две смены. Завод спроектирован с расчетом на расширение до 31 тыс. м2 и увеличение штата на 100 человек.

Конвейер мини-экскаваторов

Раскрой металла толщиной до 20 мм (толще и не нужно) ведут на двух установках лазерной резки. Пакетированный по толщине листовой металл 15003000 мм уложен в «башни», откуда установка их автоматически забирает и подает на раскрой. «Башня» вмещает 35 пакетов по 3 т. Установка запрограммирована на работу с металлом пятнадцати различных толщин, режет точно и чисто, и никакой последующей механической обработки деталей не нужно. Персонал контролирует работу установок, подает пакеты в «башню» и забирает заготовки. На участке много свободного места, предназначенного для монтажа еще четырех установок.

Заготовкам придают нужный профиль на двух прессах Gasparini PBS 105/3000 и на PSG 250/3000. Прессы с программным управлением, и для каждой заготовки своя программа. Безопасность оператора гарантирована лазерным лучом, автоматически останавливающим пресс при его пересечении рукой. Затем заготовки собирают в кондукторах, а роботизированные установки их сваривают. Вся сварка роботизирована. Сейчас на девяти установках сваривают стрелы и мелкие детали, в 2008 г. к ним добавят еще 10 роботов. Участок разделен по операциям, но установки универсальные, и каждая может работать с полным перечнем деталей. Крупногабаритные детали – рамы сваривают двумя отдельными роботами.

Сборка погрузчиков

После обработки швов готовые узлы окрашивают, используя для этого метод электростатического напыления сухих порошковых красок как наиболее экологически безопасный и экономичный. Основные цвета Bobcat – угольно-черный, белый и красный, по заказу машины могут окрасить в цвета клиента. Все детали сначала окрашивают в угольно-черный цвет, затем их промывают, сушат 45 минут при 200 °С и охлаждают. Детали, которые остаются угольного цвета, отправляют на сборку, для остальных приготовлены еще две окрасочные камеры: в одной автоматической красят в белый цвет, во второй вручную в другие цвета.

Сборку погрузчиков и экскаваторов ведут на двух линиях. На линии погрузчиков работают 58 человек в две смены. Конвейер разбит на участки монтажа трансмиссии, двигателя, гидравлики, стрелы, кабины, заправки жидкостями. Предусмотрены участки подсборки рамы, двигателя, кабины и дверцы моторного отсека.

На сборке мини-экскаваторов работают 19 человек, поскольку к конвейеру подают уже предварительно собранные крупные узлы – шасси в сборе с поворотной платформой, кабину, кресло, двигатель, гидронасос, стрелу и рукоять, гидроцилиндры. На подсборке, например, кабины работают 3 человека. Контроль качества организован по системе ISO 9001/2000. Каждый рабочий ответственен за качество на своем участке. Вся готовая продукция проходит проверку критически важных параметров и тестирование рабочих функций, прежде чем покинет завод.

Сварка стрелы

На отдельном, «пилотном» участке занимаются подготовкой производства, разработкой технологий, имитируют производственные процессы, хронометрируют каждую операцию и весь процесс в целом, отрабатывают средства и системы безопасности. здесь также обучают персонал завода.

Рядом с заводом выстроен учебный центр с корпусом площадью 1500 м2 и открытой площадкой на 5000 м2. В четырех аудиториях проводятся теоретические занятия с персоналом дилерских и эксплуатирующих технику Bobcat организаций, а на площадке закрепляют теорию на практике с использованием целого парка машин. За год центр может провести 60 курсов длительностью от 2 до 5 дней.

Компания инвестировала 32 млн. USD в новую территорию – завод и учебный центр. Первый завод в Добрише не закрыт, он продолжает выпускать навесное оборудование. Но главное назначение старой территории – Центр разработки, где работают 67 конструкторов, аналитиков и испытателей преимущественно из самой Чехии. В их задачу входит разработка машин для рынков ЕМЕА и участие в разработке продуктов для других рынков. Центр занимает территорию около 2000 м2, половину которой отвели под зону испытаний прототипов.

Участок штамповки

С открытием нового завода и учебного центра компания Bobcat расширяет свое присутствие, закрепляется в Старом Свете, становясь ближе к потребителю. Переход под крыло Doosan Infracore, в принципе, не должен помешать дальнейшему глобальному продвижению компании. Модельный ряд Bobcat скорее дополняет среднюю и тяжелую технику и вилочные погрузчики Doosan, поскольку собственные линейки погрузчиков и мини-экскаваторов Doosan слабые и о внутренней конкуренции говорить здесь сложно. Руководство европейского отделения Bobcat с энтузиазмом информирует о радужных перспективах и кооперации, но, скорее всего, именно Bobcat станет донором идей, технологий, а возможно, и финансов для Doosan, а не наоборот. Doosan выложила за Bobcat беспрецедентные в корейской истории 4,9 млрд. USD, из них 700 млн. USD взятых в долг, и ей надо как-то закрыть финансовую брешь.

Возможно, поднимут отпускные цены на продукцию Bobcat и постараются снизить себестоимость, что обычно не лучшим образом отражается на качестве, а также выставить более жесткие условия дилерам, будучи уверенными при этом в успешных продажах продукции знаменитого бренда. Бренд, инфраструктура, а пока и менеджмент сохранены. Единственное изменение во внешнем облике погрузчиков и экскаваторов заключается в смене маленького логотипа Ingersoll-Rand на такой же маленький Doosan.