Новая «Победа» завода «Дормаш»

Л. Малютин, фото автора

На высоком организационном уровне орловский завод «Дормаш» отпраздновал свое 50-летие. Мероприятие прошло по-деловому динамично, без избытка торжественных речей. Дававшие концерт артисты приятно пели и бойко танцевали, но главным событием дня стала, конечно, демонстрация последней разработки завода – бульдозера Б-100, получившего название «Победа».

Сборочная линия автогрейдеров

ЗАО «Дормаш» известно как производитель автогрейдеров. В советские времена завод специализировался на машинах среднего класса и выпускал их до полутора тысяч в год. Переход на рыночные условия потребовал пересмотра специализации, расширения модельного ряда за счет выпуска модификаций серийной модели, а также освоения машин другой «весовой категории». Сегодня в модельном ряду грейдеров – средний ДЗ-122 и тяжелый ДЗ-298 с множеством модификаций для разных отраслей, в том числе для внешнего рынка. Надо сказать, что ЗАО «Дормаш» – один из немногих отечественных машиностроителей, принявших участие в крупнейшей международной выставке BAUMA 2004 в Мюнхене. Расходы себя оправдали – были заключены контракты на поставку грейдеров в Европу, где конкуренция в этом сегменте чрезвычайно высока. ЗАО «Дормаш» наравне с Volvo CE выиграл тендер на поставку грейдеров в Ирак.

Предприятие поддерживает связи с Аргентиной, закупающей его технику с 1990 года. Не остаются без внимания и более традиционные рынки стран бывшего СССР и Восточной Европы. Возобновились отношения с Кубой, где весьма уважительно относятся к российским машинам и до сих пор эксплуатируют орловские грейдеры, поставленные еще в 1970-е.

Кабина бульдозера

Не так давно «Дормаш» вышел на новый для него рынок фронтальных погрузчиков с моделью Д-3365 грузоподъемностью 6,3 т. В этом году модельный ряд расширил 3,5-тонный ТО-1835. Сейчас на стадии разработки проектно-конструкторской документации 2,5-тонный погрузчик, о котором известно пока только то, что он будет оснащен дизелем Cummins. Для небогатых городских служб качественный легкий погрузчик отечественного производства по доступной цене должен стать привлекательной покупкой.

Однако этим планы предприятия не ограничиваются. «Дормаш» нацелился на рынок бульдозеров, прежде всего на наиболее востребованную многими отраслями модель тягового класса 10. Бульдозеру Б-100 дали имя «Победа» не только в честь 60-летия Победы, но и в честь совершенного заводом конструкторского и технологического прорыва. Его главная особенность – гидрообъемная трансмиссия. Преимущества гидростатической передачи общеизвестны – бесступенчатый набор скорости и поворот противоходом гусениц, чего не может дать ни гидромеханическая передача, ни тем более совершенно устаревшая механическая. Кроме того, гидростатика дает конструктору свободу компоновки, но на технике такой массы требует решения ряда проблем, связанных в первую очередь с высоким давлением в гидросистеме.

Гидроагрегаты отвала

Все ее компоненты, в том числе рабочая жидкость, должны быть не только отменного качества, но и тщательно «подогнаны» друг к другу и другим компонентам силовой передачи. Для двух гидросистем – двухконтурной системы трансмиссии и одноконтурной рабочего оборудования – орловские конструкторы использовали гидроаппаратуру, а также бортовые редукторы GFT производства Bosch-Rexroth. Блок гидронасосов агрегатирован с двигателем и включает в себя два насоса трансмиссии – регулируемых аксиально-поршневых A4VG105 по одному на каждый борт и шестеренного насоса AZ-PG рабочего оборудования. От насосов приводятся гидромоторы A6V, установленные на входе в бортовой редуктор.

Презентацию проводили на заводской площади. Показать бульдозер в работе не было возможности, но двигатель запустили. Он завелся моментально и, по общему мнению зрителей, работал очень тихо, что неудивительно – на нем установлен шестицилиндровый рядный дизель Cummins 6ВТА 5.9-С165 рабочим объемом 5,9 л и мощностью 121 кВт (165 л.с.). Бульдозер оснащен спереди полусферическим неповоротным отвалом вместимостью не менее 4,5 м3 с гидроперекосом в каждую сторону до 10°, сзади – трехзубым рыхлителем с заглублением до 500 мм. Возможна установка и однозубого параллелограммного рыхлителя.

Рыхлительное оборудование

Оборудование и трансмиссия управляются джойстиками производства Bosch-Rexroth – никаких рычагов и педалей. Работой двигателя и гидравлики помогает управлять бортовой компьютер, пульт которого выведен в кабину. Интерьер пятигранной кабины весьма презентабелен, но над ним еще предстоит поработать. Орловцы торопились подготовить машину к юбилею, но это – пока еще предпилотный экземпляр.

Тяжелый грейдер, погрузчики и теперь бульдозер – это только первые шаги ЗАО «Дормаш» на пути от узкоспециализированного производства к широкой номенклатуре строительной техники. И важно не только не терять темп, но и ускорить его, не забывая о технологиях и культуре производства. Орловский завод – не единственный на рынке, а конкурентов год от года будет прибавляться.