Лишённые недостатков
Мини-погрузчик с бортовым поворотом и его разновидности замечательно проявляют себя на самых разных работах. Конечно, они не лишены отдельных недостатков. Так, например, на рыхлых почвах эти машины со стандартными шинами буксуют и оставляют уродливые рытвины. Они могут завязнуть в песке, не обеспечивают «комфортной езды» на неровной поверхности. А если таким транспортным средством управлять агрессивно, то при бортовом повороте, который обычно придает мини-погрузчику высокую маневренность, можно изуродовать почвенный покров, поцарапать асфальт, раскрошить бетон; при этом быстро изнашиваются шины и даже можно потерять груз. Надо ли говорить о том, что во многих бедах техники зачастую виноват человек. Учитывая этот фактор, компания Bobcat, имеющая длинную историю создания отличных мини-погрузчиков, решила постепенно избавляться и от таких проблем. За два года (2002–2003-й) она полностью обновила модельный ряд, а заодно наделила свои машины новыми, порой уникальными способностями.
![]() |
Базовые мини-погрузчики Bobcat – это 10 машин грузоподъемностью от 320 кг до 1,5 т, способных выполнять любые виды работ благодаря 50 видам разного навесного оборудования. Практически все модели этой серии имеют в названии индекс «S». Отличные технические характеристики сделали серию прекрасной основой для создания модификаций с индексами «T» и «A».
Для создания всех трех серий использованы одинаковые платформы, например, модели S250 (с бортовым поворотом), Т250 (на гусеничном ходу) и А300 (с комбинированной системой поворота) созданы на одной базе, что значительно облегчает техническое обслуживание и использование навесного оборудования. Универсальные погрузчики всех серий комплектуют двигателями фирмы Kubota.
Конструкторы компании Bobcat, неоднократно наблюдая за пробуксовкой беспомощного фронтального мини-погрузчика с бортовым поворотом в дождливую погоду на поверхности, которая некогда была газоном, пришли к выводу, что следует уменьшить давление машины на опорную поверхность. Был предложен и способ решить такую задачу – нацепить вместо колес гусеницы. Но не обычные – стальные, а резиновые. Большие гладкие резиновые гусеницы позволят машине работать на болотистых почвах, на угле, песке и даже мокрой глине, преодолевая крутые подъемы и спуски без потери производительности.
![]() |
Решили – сделали. Так появились погрузчики серии Т – четыре модели на гусеничном ходу грузоподъемностью от 860 до 1400 кг. Машины получились с улучшенной проходимостью, хорошим сцеплением с почвой, более мягким ходом. Компания была не первым производителем, решившим поставить гусеницы на мини-погрузчик, но этим шагом Bobcat открыла новые просторы для совершенствования и расширения модельного ряда своих механизмов.
Конструкторы компании добились требуемого улучшения проходимости и плавности хода погрузчика, но этого оказалось мало. Многие пользователи машин Bobcat высказывали пожелания продлить срок службы шин и создать более чувствительное управление.
Специалисты фирмы, учитывая мнения потребителей, прежде всего обратили внимание на то, как разворачивается мини-погрузчик. По мнению большинства пользователей, поворот – именно то, над чем надо работать, ведь никто не хочет портить рабочую поверхность и терять груз при движении. После некоторых изменений на свет появилась модель T250 с более высокой подвеской и иным принципом крепления ковша. Нововведения и перевод на гусеничный ход привели к некоторым изменениям в конструкции погрузчика. В модели T250 нет цепей, при помощи гидрообъемной трансмиссии шестерни осуществляют передачу напрямую с мотора. В модели S250 тоже использованы двигатели с объемной гидропередачей, но они расположены иначе.
![]() |
По сравнению с S250 у T250 большая грузоподъемность – 1200 кг. Следствием увеличения грузоподъемности стал рост массы машины на 450 кг и смещение центра тяжести вперед. Благодаря большой площади контакта с землей у T250 небольшое давление на опорную поверхность – около 68,6 кПа (0,7 кгс/см2). Для сравнения: давление колесной модели S250 – в среднем 539 кПа (5,5 кгс/см2). В силу этого Т250 может работать и на рыхлой, и на топкой поверхности, и даже на уже законченном покрытии, где нежелательно любое перемещение тяжелых машин. Гусеницы специальной формы помогают при планировке грунта. Т250 лучше колесного погрузчика справляется с расчисткой территорий, передвижение которого могут усложнить обломки и прочий мусор.
Революционной разработкой компании Bobcat можно назвать мини-погрузчики серии А – универсальные машины с комбинированной системой поворота. Внешне погрузчики серии S ничем не отличаются от погрузчиков серии A. Если поставить рядом две модели, например S250 и А300, то внешне несходство обнаружить будет сложно. Все различия – внутри. Прежде всего, машины серии А способны выполнять и бортовой поворот на месте в исключительно стесненном пространстве, и мягкий поворот при помощи всех управляемых колес, не портя при этом шин и поверхность, по которой он передвигается. Если оси модели S250 подсоединены напрямую к колесам, то в модели А300 все четыре управляемых моста снабжены рулевой трапецией, обеспечивающей поворот колес на разный угол, поскольку наружные и внутренние колеса движутся по разным радиусам. Кроме того, поскольку они проходят разное расстояние, предусмотрена соответствующая автоматическая регулировка скорости вращения колес по бортам («гидравлический» дифференциал), исключающая их пробуксовку.
![]() |
Если нужно быстро перейти из режима обычного поворота в режим поворота всеми управляемыми колесами, машину останавливают, оператор на панели приборов одним щелчком переключается на другую систему управления и продолжает движение. При этом машина начинает двигаться плавно, поворачивая все четыре колеса одновременно и устанавливая угол их поворота в зависимости от положения руля.
Если наблюдать за движением мини-погрузчиков серии А со стороны, создается впечатление предельной простоты и легкости происходящего. Однако за плавными движениями механизмов стоят сложные электронные системы, которые моментально и с большой точностью рассчитывают угол поворота и скорость вращения внутренних и внешних колес. Когда выполняется самый крутой поворот, внутренние колеса машины поворачиваются на угол 24°, а внешние – на 13°. Разница получается примерно 1:2. Чтобы исключить пробуксовку при повороте, внешние колеса вращаются быстрее внутренних. Таким образом, электронные системы управления обеспечивают согласованное движение всех колес строго по законам механики.
![]() |
У моделей S250 и Т250 поворот осуществляется левым и правым рычагами, которые механически подсоединены к двум устройствам, контролирующим направление и скорость вращения колес или гусениц отдельно для каждой стороны машины.
Отличие А300 состоит в том, что поворотом управляет один джойстик с левой стороны, подключенный к устройствам контроля движения не механически, а через электронную систему, которая высчитывает скорость и направление вращения колес. В режиме поворота всеми колесами левый джойстик сообщается с системой контроля, которая высчитывает угол и скорость поворота для внешних и внутренних колес. Система также проверяет себя на точность с помощью сенсоров скорости и угла поворота.
В режиме фронтального поворота А300 использует интуитивные команды. Например, чтобы сделать поворот с движением вперед, следует передвинуть рычаг вперед и в ту сторону, куда надо повернуть. Для поворотов назад, наоборот, перемещают джойстик назад.
Правый джойстик А300 служит для контроля движения ковша и, так же как и его левый, через электронную систему сообщается с контрольным отсеком. Эта модель не имеет педали сцепления, слева только педаль «газа». Если передвинуть рычаг управления в переднее или заднее положение, то с помощью этой педали можно менять скорость погрузчика. Чувствительность управления возрастает благодаря сведению нескольких функций на один орган.
![]() |
В левый джойстик встроен специальный переключатель, который изменяет скорость в интервале 10...20 км/ч. Когда места достаточно, можно выполнять плавный поворот, при котором поворачиваются только передние колеса, как на автомобиле. А300 оснащен системой ограничения скорости или специальной кнопкой. Она установлена также на левом джойстике и при включении ограничивает скорость 4,5 км/ч. Это бывает полезно при выполнении сложных маневров на ходу, например при загрузке грузовиков.
У каждой серии машин Bobcat свои преимущества. Погрузчики серии S отличаются высокой производительностью. Серия Т сочетает в себе низкое давление на опорную поверхность, маневренность и большую грузоподъемность. При работах на абразивной поверхности наиболее эффективны машины серии А, которая проявляет наивысшую бережливость к шинам, плавно поднимает и перемещает груз. Одним словом, какую бы из машин Bobcat вы ни выбрали, все равно получите отличный баланс между возможностями погрузчиков и их ценой.