Челябинскому трактору – ярославский двигатель

А. Сандров

Сегодня до 80% техники и оборудования промышленных предприятий России имеют максимальный износ. Недостаток оборотных средств у предприятий и существующие нормы амортизации очень сильно затрудняют обновление машинного парка. Вот почему единственным выходом для многих предприятий становится восстановление имеющегося оборудования.

Основным видом деятельности фирмы «Техника и материалы» является ремонт и восстановление тракторов Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Фирма уделяет максимум внимания не только качеству ремонта, но и снижению стоимости производимых работ за счет оптимизации масштабов производства, а также внедрению собственных ноу-хау. Помня о том, что сегодня вопрос цены для многих руководителей является главным, «Техника и материалы» постоянно ищет технические решения, повышающие экономическую эффективность использования техники.

В начале 2003 г. фирма разработала технологию и начала устанавливать двигатели ЯМЗ-238 в сочетании с механической трансмиссией на трактор Т-170. Задача решалась сложная. Только благодаря оригинальным техническим решениям и оптимальной компоновке, при минимальных затратах на замену двигателя, используя комплектующие ЧТЗ, необходимо было значительно улучшить эксплуатационные характеристики трактора. Удалось решить все проблемы, при этом потребовалась небольшая доработка бортового редуктора и коробки передач.

Какие же преимущества получает потребитель после установки двигателя ЯМЗ-238 на челябинский трактор? Их несколько, и первое – заметно меньшая стоимость силового агрегата. И это при том, что ярославский дизель мощнее, а его ресурс до капитального ремонта больше. Малые габариты ЯМЗ-238 позволяют изменить контур трактора, в результате чего улучшается обзорность из кабины. Этот мотор имеет восемь цилиндров, расположенных в два ряда, благодаря чему хорошо уравновешен, меньше вибрирует и шумит. ЯМЗ-238 устанавливается на амортизаторах, а значит, его шум и вибрация меньше передаются на машину.

Большему ресурсу трактора способствует массовое производство двигателя и отсутствие турбокомпрессора. Еще одно немаловажное достоинство – широкое распространение таких дизелей (ЯМЗ-238 устанавливается на автомобилях МАЗ, КрАЗ, «Урал» и др.). Это означает, что запчасти к нему доступны, да и ремонтниками этот дизель хорошо изучен. Кроме того, унификация по двигателю различных машин позволяет существенно сократить номенклатуру необходимых запасных частей. Немаловажно и то, что после выработки ресурса капитальный ремонт ярославского двигателя обойдется дешевле.

При восстановлении тракторов «Техника и материалы» заменяет не только двигатель, но все изношенные узлы и детали. Образно говоря, в итоге заказчик получает трактор с ресурсом нового по цене более чем в 1,5 раза ниже заводской.