Нивегородская «фауна» – революция, о которой умолчали

Почти 10 лет назад, летом 1993-го, на Московском автосалоне состоялась презентация полуторатонных автомобилей ГАЗ с красивым и непривычным названием «Газель». Принадлежащие этим машинам заводские индексы «-3302...» уже через год пестрели в предложениях о продаже. Со временем фургоны, микроавтобусы и шасси «полуторок» стали тремя китами, на которых держится едва ли не весь «малый» и солидная доля «немалого» бизнеса России. Современный и комфортабельный автомобиль, продающийся по «российской» цене, совершил настоящую революцию. Революцию, прошедшую без крови и, можно сказать, оставшуюся незамеченной.

Ко времени появления «Газели» сектор малотоннажных грузовиков потерпел серьезный ущерб от распада Союза. Ульяновские «буханки» и «каблуки» из Ижевска, родившиеся в далекие «доперестроечные» времена, покрывали только малый сегмент огромного рынка. А потому в успехе «полуторки» ее создатели не сомневались. Бесспорным достоинством «Газели» стало ее внешнее оформление: элегантный облик продолжает радовать глаз и сегодня, после многих лет выпуска.

В первый тираж серийных «Газелей» (середина 1994 г.) вошла лишь модель ГАЗ-3302 с бортовой платформой, способной принять до 1 500 кг груза, или шасси для установки готовых кузовов и специализированного оборудования. Погрузочная высота у бортового варианта составляет около метра, что, впрочем, заметно меньше, чем у других отечественных грузовиков.

На машину ставилась только стандартная кабина с двумя пассажирскими местами. Ее интерьер неплохо продуман, но исполнение оставляет желать лучшего – качество подгонки пластиковых панелей одинаково низкое – и у «Газелей» первых лет выпуска, и у современных. Правда, за ее невысокую цену этой машине прощают многое. На пассажирском сиденье с удобством размещаются двое, но при этом возникают затруднения с переключением передач: уже на третьей ступени рычаг упирается в ногу пассажира.

Блок приборов с тахометром и спидометром в отдельных лунках очень похож на вазовский, с «семерки». В дизайне передней панели (как впрочем, и во всем облике – ред.) недвусмысленный намек на «родство» с современным первым «Газелям» Ford Transit. В центре панели небольшой плоский ящик, закрывающийся крышкой. И хотя крышка крайне редко пристойно ложится на свое место, этот ящик оказался весьма ценным приобретением. В списке не самых удачных решений – ниша под магнитолу, размещенная в правой части панели на радость пассажиру и горе водителю, а также подрулевые переключатели. Не радуют стеклоподъемники: чтобы опустить стекло придется хорошо поработать ручкой.

В целом салон «Газели» весьма удобен и вызывает нарекания лишь у взыскательных водителей. Рулевая колонка регулируется по высоте. Благодаря широким наружным зеркалам и «прозрачным» передним стойкам обзорность великолепна. Мощности системы отопления в зимнее время хватает с избытком, салон прогревается за 10 – 15 минут даже после долгой стоянки, однако большинство водителей на зиму заклеивает дефлекторы, поскольку заслонка отнюдь не герметична, и в салон задувает холодный воздух. Довольно быстро приходят в негодность дверные уплотнители – после 2 – 3 сезонов зимних «соляных ванн» они расслаиваются и выполняют лишь декоративную функцию.

В 1995 г. стало выпускаться шасси со сдвоенной кабиной (ГАЗ-33023), цельнометаллический фургон (ГАЗ-2705), шестиместный «комби» и весьма распространенные сегодня микроавтобусы, именуемые в народе «Автолайн». Кроме того, на рынок вышли полноприводные «Газели».

Фургоны ГАЗ-2705 получились гармоничными внешне и удобными в эксплуатации. В соответствии с современными требованиями они снабжены распашными задними и сдвижной боковой (справа) дверьми, открывающими доступ в 8,7-кубовый грузовой отсек. От бортовой машины фургоны выгодно отличаются меньшей погрузочной высотой (750 против 1 090 мм). Радует внушительная внутренняя высота грузового отсека (1 530 мм) и распашные двери до потолка. Максимальная грузоподъемность у фургонов ограничивается 1 350 кг. По всем «профессиональным» качествам фургоны не уступают зарубежным аналогам, но предметом недовольства многих водителей стали механизмы дверных замков (особенно сдвижной двери) – они часто выходят из строя. Не страдает безотказностью и направляющий аппарат сдвижной двери.

Самая универсальная версия «Газели» – «комби», представляющая собой грузопассажирский вариант автомобиля, способного брать до 7 пассажиров и 950 кг груза.

Микроавтобус ГАЗ-3221 поступил на рынок в начале 1996 г. Вместимость этой машины потрясает, но сиденья не предоставляют пассажирам большого комфорта, да и места для ног не всегда хватает. При его покупке стоит внимательно отнестись к подбору материалов обивки сидений. При работе маршрутным такси тканевый материал довольно быстро затирается и теряет презентабельность, а крепкий дерматин позволит сэкономить средства и не повлияет на уровень комфорта. Стоит отметить также лобовое стекло всех «Газелей» – оно вклеено в проем, но не слишком качественно.

Для всего ряда «Газелей» существует только один вариант по длине колесной базы – 2 900 мм: шаг влево, шаг вправо – побег! Однако этот пробел заполняют небольшие сборочных предприятия и тюнинговые ателье, и сегодня на российском рынке можно найти или заказать «Газель» практически в любом исполнении, в том числе и с длинной базой, будь то самосвал, шасси с гидроманипулятором, или инкассаторский автомобиль.

Программа по укреплению рыночных позиций не заставила себя долго ждать, и в марте 1999 г. началось производство семейства «Соболь» (полная масса от 2 800 до 2 980 кг), объединяющего фургоны, «комби», микроавтобусы и бортовые грузовики с одинарной кабиной. Несмотря на внешнее сходство, «Соболь» не является развитием семейства «Газелей». Если последнее имеет зависимую рессорную подвеску переднего моста, то у «Соболя» передние колеса снабжены независимой пружинной подвеской и стабилизатором поперечной устойчивости. Пол, крыша и боковые панели кузова «Соболя» оригинальной разработки. Задние колеса – только с односкатной ошиновкой.

Микроавтобусы «Соболь» (ГАЗ-2217) довольно комфортабельны, и вмещают от 6 до 10 пассажиров. Доступ в грузовой отсек или багажное отделение либо через две распашные, либо через одну подъемную дверь (высота крыши низкая или средняя). Поскольку «Соболи» предназначены для использования в качестве мобильного офиса или семейного автомобиля, их интерьер улучшен: усилена и шумоизоляция, и качество материалов отделки интерьера.

Поведение «Газели» и «Соболя» на дороге заметно различается. Сказывается разница в размерах, ошиновке и передней подвеске.

У обоих машин рулевое управление без гидроусилителя (устанавливается только на заказ), но значительные усилия потребуются только при развороте на месте. Единственное, что докучает, это задние рессоры, гремящие на неровностях, поскольку между листами отсутствует прокладка. В целом, рулевое управление «Газели» вполне информативно, но тормоза (передние – дисковые, а задние – барабанные) ее менее эффективны, чем у легкового автомобиля, и совершенно не обязательно устраивать на ней в городе гонки.

Благодаря передней независимой подвеске, «Соболь» выгодно отличается от «Газели» лучшей плавностью хода и более «легковым» характером.

«Газель» сильно унифицирована с ГАЗ-31029. С «Волги» на неё пришел карбюраторный двигатель ЗМЗ-4026.10 с отдачей в 100 л.с. при рабочем объеме 2,4 л (расход топлива в городском цикле 18 – 20 л/100 км). Установка «402-го» продолжалась до 2001 г. Кроме него довольно часто встречается 90-сильный бензиновый двигатель без системы вентиляции картера. ЗМЗ-4026.10 имеет ряд существенных недостатков. На машинах первых лет выпуска в дорожной пробке при жаркой погоде он быстро закипает. К концу 1996 г. система охлаждения была доработана. Тогда же на дорогах стали появляться «Газели» с новым 16-клапанным 2,3-литровым двигателем ЗМЗ-406 мощностью 100 и 110 л.с. (с карбюратором или впрыском соответственно).

Почти в одно время с началом производства «Соболя» гамма силовых установок пополнилась дизелем ГАЗ-560 (лицензия Steyr) с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, а также моторами УМЗ серии 4215 номинальной мощностью 89 и 96 л.с. Турбодизель по части темперамента ни в чем не уступает бензиновым моторам. Все «но» и «фи» в его адрес вызваны только высокими ценой и стоимостью обслуживания.

На рынке также можно встретить экземпляры «Газелей» с двигателями и трансмиссиями Toyota, IVECO, Steyr и других зарубежных производителей. Надо сказать, что они по многим качествам превосходят «родные», но о стоимости, как самого агрегата, так и его обслуживания, красноречиво говорит уже одно только имя изготовителя.

По мнению многих владельцев «Газелей», стандартные версии более удобны для коммерческой деятельности за счет дешевых и распространенных запасных частей. А реальную выгоду предоставляет установка газового оборудования. Это потребует $500 – 600 и позволит значительно сэкономить на топливе. Естественно, такая машина более требовательна к соблюдению техники безопасности.

Один комплект шин отечественного производства выдерживает на «Газели» до 70 – 80 тыс. км. Естественно, эта величина сильно зависит от стиля вождения водителя и частоты перевозки тяжелых грузов. К 100 – 120 тыс. км стоит приготовиться к замене генератора и катушки зажигания, провести полную ревизию ходовой части. Диск сцепления обычно выдерживает не более 45 – 60 тыс. км.

У лакокрасочного покрытия кузова «Газелей» совершенно отсутствует «иммунитет» к соли, что можно будет заметить уже после первой зимы. Особенно подвержены коррозии колесные арки и дверные проемы (из-за небрежной установки уплотнителей зачастую сама дверь оставляет здесь сколы) – на первой стадии с этим можно справиться восковым карандашом. После 1,5 – 2 лет эксплуатации ржавчина добирается и до ходовой части, в частности, «разукрашивает» ступицы заднего моста.

Кроме перечисленного «Газель» славится еще и множеством мелких поломок: в дверных замках, основных приборах, фонарях, а также «плавающими» дверями и течами моторного масла... Дает о себе знать безответственная заводская сборка. Но, среди водителей нижегородских «полуторок» бытует мнение, что все-таки не все экземпляры собраны совсем плохо, скорее работает система «повезет – не повезет». Они считают, что в любом случае «Газели» и «Соболю» нужны более экономичные и долговечные двигатели и более высокое качество сборки.

В заключение хочется вернуться к тому, с чего начали. При всех своих недостатках «Газели» и «Соболи» честно вывозят на себе и «малый», и совсем «немалый» бизнес. Именно поэтому они – это революционный шаг вперед отечественной автомобильной индустрии.