Секрет успеха
ЗАО «Строймашсервис» отмечает свое десятилетие. О современных реалиях рынка строительно-дорожной техники и фирме-юбиляре наш корреспондент побеседовал с ее генеральным директором Виктором Александровичем Ситниковым.
К: Виктор Александрович, Вас уже можно поздравить с 10-летием фирмы?
С: Спасибо, но поздравления «Строймашсервису» мы сможем принимать 20 июня. Именно в этот день фирма была зарегистрирована.
К: Как Вы оцениваете результаты работы за эти годы?
С: Главный итог в том, что мы это самое десятилетие уже готовимся отмечать. Причем десятилетие именно того «Строймашсервиса», который был зарегистрирован в 1991 г. и работает в 2001. Не все то, что намечалось, удалось сделать. Но сегодня есть сплоченный работоспособный коллектив с большим опытом, многочисленные связи с поставщиками и потребителями, деловая репутация, реальные планы.
К: Благодаря чему «Строймашсервису» удалось стать одним из основных участников рынка строительно-дорожной техники?
С: Наше предприятие создавалось как представительство в Москве Ковровского экскаваторного завода, которое должно было не только продавать технику и запасные части к ней, но и выполнять гарантийное обслуживание экскаваторов, заниматься рекламно-выставочной деятельностью, выполнять чисто представительские функции. Довелось заниматься и организацией поставок узлов для ремонта в Ковров, и капитальным ремонтом и сборкой экскаваторов в Москве.
«Строймашсервис» – коммерческое предприятие, основная цель которого – получение прибыли. Для ее достижения можно ориентироваться на максимальный разовый результат с минимальными собственными затратами. Но есть и другие ориентиры: можно выстраивать непростую систему отношений, включающую в себя не только продажу техники, но и ее обслуживание, обеспечение запасными частями, техническое консультирование, участие в разработке, испытаниях, совершенствовании продукции завода-поставщика. Мы всегда старались идти вторым путем.
К: Но сегодня «Строймашсервис» кроме КЭЗа работает и с другими предприятиями?
Совместный стенд «Пневмостроймашины» и «Строймашсервиса» на выставке «Дорога-2001» |
С: Многолетние партнерские отношения связывают нас с Тверским и Саранским экскаваторными заводами. Не один год продаем мы продукцию концерна «Амкодор» и Челябинского тракторного завода. Перспективным считаю начавшееся недавно сотрудничество с «Уралвагонзаводом». Но наиболее масштабные отношения у нас сложились с АО «Пневмостроймашина» из Екатеринбурга – крупнейшим российским производителем гидрооборудования. С ним мы работаем с 1993 г. Нам довольно быстро удалось доказать руководству «Пневмостроймашины», что «Строймашсервис» способен не только продавать их продукцию, но может и обеспечивать её эффективное гарантийное обслуживание, и оказать реальную помощь в совершенствовании гидрооборудования. С тех пор мы тесно взаимодействуем не только с заводскими коммерсантами, но и с конструкторами, службой качества.
К: В прошлом году на «Пневмостроймашине» сменились хозяева, а в этом – руководитель завода. Как это отразилось на взаимоотношениях предприятий?
С: Новые руководители успели оценить методы нашей работы. Результат – подписан договор, по которому мы являемся эксклюзивным дистрибьютором завода в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском регионах и Нижнем Поволжье.
К: Почему же московская фирма получила статус эксклюзивного дистрибьютора по отдаленным от столицы регионам?
С: На протяжении ряда лет мы вели целенаправленную работу по созданию региональной системы сбыта. Преимущества работы через нее оценили не только «Пневмостроймашина», но и другие наши партнеры – производители продукции. Например, сейчас мы активно используем наших региональных представителей для продвижения на рынок продукции Елецкого завода тракторных гидроагрегатов.
Сервис: настройка... |
К: Это один из новых партнеров «Строймашсервиса»?
С: Да. Мы работаем с этим заводом менее года. В недалеком прошлом ЕЗТГ – крупнейший в СССР производитель гидроцилиндров для тракторов и сельскохозяйственной техники. В середине 90-х он пережил далеко не лучшие времена, но сохранил значительную часть производственного потенциала и костяк кадров. Мы не только продаем его традиционную продукцию, но и расширили ее ассортимент, совместно организовав производство большой гаммы гидроцилиндров для строительно-дорожной техники. Уже сегодня объединение усилий наших предприятий дает неплохие результаты. А в перспективе есть все основания рассчитывать на большее.
К: Виктор Александрович, а не пытались наладить связи с инофирмами, продавать импортную строительно-дорожную технику?
С: Мы имели многочисленные контакты с зарубежными фирмами. С прямыми предложениями о сотрудничестве к нам обращались американские, корейские, австрийские компании. Деловые контакты были с японцами, немцами, итальянцами... Встречались в Москве и за границей.
К: И что, никто не предложил выгодных условий работы?
С: Ну почему же. Некоторые предложения были весьма привлекательны. Но, к сожалению, ни разу не почувствовал у них желания действовать на российском рынке таким образом, чтобы содействовать переходу России из ранга сырьевого придатка в ранг индустриально развитой страны. Я их понимаю. Но мои личные интересы и интересы работников фирмы связаны с развитием отечественного машиностроительного комплекса хотя бы уже потому, что мы являемся акционерами ряда российских заводов.
... и проверка |
К: Вы считаете, что российские предприятия могут реально конкурировать в области машиностроения с зарубежными фирмами?
С: На российском рынке – однозначно «да»! Многие наши заводы делают продукцию, конкурентоспособную на внутреннем рынке. К их числу я отношу и Ковровский экскаваторный завод. Вот реальный пример. В начале 1998 г. в трест «Мосстроймеханизация-5» были поставлены шесть экскаваторов ЭО-4225А-07. В этом контракте интересна и схема поставки, и результаты работы техники. Был заключен четырехсторонний договор. Трест выступал получателем экскаваторов, завод – их поставщиком, лизинговая компания – плательщиком, а ЗАО «Строймашсервис» брало на себя гарантийное обслуживание и обеспечение запасными частями. В конце 2000 г. мы решили оценить работу четырех машин из этой партии, попавших в Управление механизации и автотранспорта. Оказалось, что они практически безостановочно отработали почти 3 года в двухсменном режиме. Обеспечили такой результат квалифицированные экскаваторщики, условия эксплуатации, отвечающие требованиям производителя, реальное гарантийное обслуживание и оперативное обеспечение запасными частями.
Есть и другая, пока еще немногочисленная, группа российских предприятий машиностроения, которые по своему техническому потенциалу не уступают производствам зарубежных фирм. А продукцию свою, в том числе и гидрооборудование, поставляют ведущим мировым производителям, под маркой которых часть ее возвращается в Россию. И потребители даже не подозревают, что ставят на свою импортную технику гидравлику, сделанную в России. Очевидно, что используя потенциал этих заводов можно быстро создать экскаватор, конкурентоспособный не только на внутреннем рынке. Все зависит от людей.
К: Раз уж зашел разговор о людях, расскажите о себе, о коллективе ЗАО «Строймашсервис».
Руководители филиалов ЗАО «Строймашсервис» на семинаре-презентации ЗАО «КЭЗ» в Коврове |
С: Если начинать со времен отдаленных, то закончил я экономический факультет МГУ. Со второго курса специализировался на кафедре экономики промышленности – не самой престижной, но привлекавшей своей связью с реальным производством. Вся трудовая деятельность связана с машиностроением – энергетическим, тяжелым, строительно-дорожным. Диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук в Московском институте управления защищал в 1989 г. на материалах предприятий энергетического машиностроения.
На Ковровский экскаваторный завод попал в 1991 г., можно сказать, случайно и очень благодарен всем, кто поверил, что я буду для него полезен. Не могу не вспомнить людей, без которых «Строймашсервиса» просто не было бы. Пусть не обидятся ныне здравствующие, назову лишь тех, кого уже, к сожалению, с нами нет. Владимира Николаевича Вахрушева, в 1991 г. заместителя генерального директора Ковровского экскаваторного завода по экономике, Владимира Ивановича Клюквина – главного инженера треста «Мосстроймеханизация-1» – организации, ставшей вторым учредителем «Строймашсервиса». С особыми чувствами весь наш коллектив вспоминает Владимира Ивановича Гладцинова, который с первого дня «Строймашсервиса» и до последнего дня своей жизни был и остается единственным главным инженером нашей фирмы. После его смерти в 1997 г. эта должность остается вакантной. В истории нашей фирмы фамилии этих людей стоят на первых страницах.
К: А кто определяет сегодняшний день ЗАО «Строймашсервис», с кем связываете перспективы?
С: Для нас всегда была характерна низкая текучесть кадров. Большинство руководителей и ведущих специалистов работают в «Строймашсервисе» 5 – 9 лет. Считаю близким к оптимальному и возрастной состав. Есть ветераны, старший из них – Виктор Петрович Тимофеев – человек с огромным опытом работы в стране и за рубежом.
Он пришел к нам с должности главного инженера треста «Мосинжстроймеханизация-3». Есть молодые люди, которым едва исполнилось 20 лет. Многие имеют высшее образование или учатся. Но основа руководящего состава – те, кому от 30 до 50 лет. Это еще сравнительно молодые, но уже опытные специалисты. Большинство менеджеров и руководителей коммерческой службы – основного подразделения фирмы – бывшие сотрудники заводов-производителей строительно-дорожной техники или эксплуатационники. Это и определяет уровень их квалификации, способность фирмы сотрудничать как с поставщиками, так и с потребителями.
Еще одна особенность нашей фирмы – семейные династии. Не один год работают в «Строймашсервисе» отец и сын Тимофеевы, отец и сын Таранковы. Скоро список династий должен пополниться.
К: Во всем этом и есть секрет успеха?
С: Никакого секрета! Мы ориентируемся на долгосрочное сотрудничество и с покупателями, и с поставщиками, и с собственными кадрами.
К: Спасибо за обстоятельную беседу. Редакция журнала желает успехов «Строймашсервису» и рассчитывает на длительное сотрудничество.