Вспомним о старом знакомом

В. Мамедов

Мультикары – кто не помнит легкие грузовики, поступавшие в нашу страну из Германской Демократической Республики? С разнообразными кузовами, специальными надстройками, цистернами и навесными агрегатами, эти маневренные и прочные машины помогали коммунальным службам крупных городов, однако их можно было встретить и на селе – в совхозах и колхозах.

Прошло бурных 10 лет. Не стало ни ГДР, ни ее автомобильных предприятий, потерявших самостоятельность и вошедших в состав крупных концернов. Однако (и это поразительно!) заводу в Вальтерхаузене удалось выжить, сохранить марку «Мультикар», традиции своего конструкторского бюро и, конкурируя со многими европейскими компаниями, занять прочное положение на капиталистическом рынке. Конечно, уже нет тех прежних объемов производства. Ведь, экспортируя до трех четвертей своей продукции в страны СЭВ, завод выпускал в конце 80-х до 9 тысяч машин в год. Сегодня производство сократилось до 1,5 тысяч, но и сами автомобили стали совершеннее, сложнее, и цена их значительно повысилась. Все это позволяет заводу не только «сводить концы с концами», но и думать о будущих разработках.

Почтенный возраст конструкции выдает лишь кабина, которая, приобретя некоторые декоративные элементы, внешне совсем не изменилась. А ведь она разработана еще в начале 70-х, когда машиностроительный завод в Вальтерхаузене, получив новое задание по развертыванию производства легких универсальных грузовиков, приступил к модернизации своего первенца, имевшего одноместную будку. Старая модель выпускалась с 1961 г. и имела заводское обозначение сначала «21», а затем «32».

В соответствии с заказами покупателей число специализированных модификаций неуклонно увеличивалось. Вначале предлагалось 6 вариантов, модель «24» 1974 г. имела уже 20 сменных кузовов и навесных агрегатов, а «Мультикар-25», изготавливавшийся с 1978 г., имел свыше 30 версий. Находящаяся сегодня в производстве серия «26» включает свыше 100 наименований различных специальных машин.

Постепенно проводимая модернизация предусматривала полную замену всех прежде выпускавшихся агрегатов шасси, двигателя и трансмиссии, однако не затронула концепцию и компоновку базовой версии машины. Сейчас даже трудно представить, что первые «Мультикары» оснащались моторами мощность всего 6,8 л.с. Большинство машин, поступивших в СССР, имело четырехцилиндровый дизель рабочим объемом 2,0 л, развивавший 45 л.с. при 3 000 об/мин и четырехступенчатую коробку передач. Одно время машины комплектовались дизелем VW (1,9 л, 54 л.с.), а теперь базовым для семейства «Мультикар-26» стал четырехцилиндровый дизель IVECO с рабочим объемом 2,8 л, развивающий благодаря турбонаддуву 105 л.с. при 3 600 об/мин. Его максимальный крутящий момент 235 Нм при 2 000 об/мин. Естественно, мотор удовлетворяет ныне действующим нормам Euro-2 и агрегатируется с новой, полностью синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач.

Поскольку девизом завода является: «Любой вариант и комплектация машины для любого клиента», дилер перед подписанием договора на приобретение автомобиля долго выясняет у покупателя условия предполагаемой работы машины с тем, чтобы составить спецификацию, по которой изготовят автомобиль, максимально отвечающий запросам заказчика.

Количество вариантов ошеломляет. Скоростные возможности машины могут быть таковы, что она, имея 10 передач для движения вперед, может уверенно и долго двигаться как со скоростью пешехода (4 км/ч), так и держать скорость 85 км/ч на шоссе. Привод может быть как задним, так и на оба моста. В последнем случае, учитывая, что дорожный просвет под передачами мостов составляет 190 мм при размере шин 325/60R15, а также малые углы въезда и съезда, можно говорить о достаточно высокой проходимости автомобиля, полезной как в городе (на уборке снега), так и в сельской местности. А новинка завода – седельный тягач.

Кабин предлагают три: открытую, без дверей – для внутризаводского транспорта; закрытую, двухместную, как с правым, так и с левым расположением рулевого колеса; и четырехдверную, пятиместную. Кабина откидывается вперед на 45о, облегчая обслуживание силового агрегата, который представляет собой дизель, агрегатированный с пятиступенчатой коробкой передач, как правило, объединенной с демультипликатором. Передаточные числа трансмиссии уточняют при заказе машины. Иногда минимально устойчивая скорость движения устанавливается на уровне 0,5 км/ч.

Современные «Мультикары» выпускают с колесной базой 2 100 или 2 675 мм. Если на машину устанавливают обычную грузовую платформу, ее длина составляет соответственно 2 200 или 2 800 мм. При собственной массе автомобиля с колесной формулой 4 х 2 – 1 800 и 2 100 кг, его допустимая, полная масса равна 4 300 и 4 800 кг. Отметим, что два варианта по массе отличаются конструкцией рамы. В первом случае она – обычная, во втором – усиленная; и обе модификации могут иметь разную величину базы. Легко посчитать, что обычная версия грузовика рассчитана на 2,8 т полезной нагрузки, а усиленная на 3,2 т.

На грузовик устанавливают колеса с тремя типами шин: 195R14 (базовое исполнение) и заказные, размерностью 275/60R15 или 325/60R15. Жесткие балки мостов подвешены к раме на рессорах. Подвеска включает в себя телескопические амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости как спереди, так и сзади. В зависимости от рода выполняемых работ и навесного оборудования, шасси комплектуют одной из четырех гидросистем с гидромоторами различной производительности, укомплектованных баками разной емкости, шлангами и кранами, рассчитанными на определенное рабочее и максимальное давление.

В последние годы существенно улучшены условия труда водителя. Новое водительское сиденье имеет регулировки по горизонтали, вертикали и углу наклона, а панель приборов из серого, с приятной фактурой пластика вместе с новым двухспицевым рулевым колесом приближают интерьер к современному европейскому уровню.

За прошедшие 10 лет изменился и сам завод, вырос уровень его технологий на всех этапах – от складирования поступающих комплектующих до отгрузки собранных автомобилей дилерам. Большим достижением стало получение заводом Сертификата качества DIN EN ISO 9001 в мае 1998 г.

Встречи с представителями предприятия на международных автосалонах подтвердили его огромную заинтересованность в активизации поставок «Мультикаров» в Россию. Тем более что эта марка хорошо известна у нас, и еще немало машин находится в эксплуатации, ощущая большую потребность в запасных частях. Широкий экспорт, естественно, сдерживается скудными бюджетными средствами как городских властей, так и сельских, что не снимает проблему механизации тяжелого труда работников коммунальной сферы и тружеников сельского хозяйства. Десять лет наглядно продемонстрировали, что ни отечественного, ни зарубежного конкурента на российском рынке «Мультикару» так и не нашлось. Остается лишь надеяться, что скоро положение изменится в лучшую сторону, и в начале нового века «старые знакомые» – легкие грузовички, вновь заработают в России. Тем более, что, идя в ногу со временем, завод по-новому относится к проблеме их технического обслуживания как гарантийного, так и послегарантийного, и в этом плане никаких сложностей возникать не должно.