General Motors: пикапы... для армии
В нашем представлении понятие «армейский автомобиль» ни в малейшей степени не ассоциируется
с пикапами: громадины многоосных ракетных тягачей, ЗИЛы и «Уралы», УАЗы – в просторечии «козлы» или «бобики», да еще луцкий транспортер переднего края, теперь импортный и не имеющий права стоять
на вооружении Российской армии. А вот практичные американские «милитаристы», в отличие от своих российских коллег, пикапами не брезгуют.
CUCV-III Command Tahoe |
Более 80 лет General Motors поставляет автомобили армии США. В настоящее время всеми вопросами разработки, выпуска и технического обслуживания таких машин занимается специальное отделение концерна – General Motors Special Vehicles (GM SV), работающее в тесном контакте с основным заказчиком – комитетом ТАСОМ (US Army`s Tank-Automotive and Armaments Command). Он вырабатывает стратегию и тактику применения в войсках спецавтомобилей, танков, а также другого вооружения, монтируемого на колесных и гусеничных машинах.
Основные требования, предъявляемые к военным автомобилям, – это надежность, низкая стоимость эксплуатации, безопасность, ремонтопригодность и комфорт для экипажа, причем свойства здесь перечислены в порядке убывания их значимости в глазах американских генералов. Образцы, предлагаемые армии, подвергаются заказчиком суровым испытаниям, проходящим как на территории США (к примеру, в пустыне Шторм), так и в различных точках земного шара. И, разумеется, они должны точно соответствовать заданным параметрам.
Большинство автомобилей тактической поддержки разработано на базе образцов массового производства для гражданского применения. Отсюда их сравнительно невысокая стоимость и низкие затраты на эксплуатацию. Обращает на себя внимание многочисленность модификаций базовых версий специального назначения. К примеру, модель CUCV (Commercial Utility Cargo Vehicle – универсальное грузопассажирское транспортное средство), конструктивно схожая с полноразмерным пикапом Chevrolet, поставляется в армию в следующих версиях: четырехдверный пикап; пикап со специальным медицинским кузовом; пикап с кузовом-фургоном, внутри которого может расположиться командный пункт; автомобиль для связистов; бронированный пассажирский вариант и др.
Duramax Diesel 6600 V8 |
О количестве ежегодно поставляемых в армию автомобилей говорит тот факт, что в 1983 – 1986 гг. военные получили 70 тыс. машин модели CUCV. В январе 1999 г. отделение GM SV заключило контракт на ближайшие 5 лет, предусматривающий поставку усовершенствованных автомобилей CUCV-II и CUCV-III Вооруженным силам США. Познакомимся с некоторыми из наиболее распространенных в США военных автомобилей, созданных на базе мирных конструкций.
– Командирская машина CUCV III GM K15706
Автомобиль представляет собой военную версию внедорожника Tahoe и, в отличие от своего мирного «собрата», выпускается только с приводом на все колеса. Кузов с шестью дверями: четырьмя по бокам машины и двумя распашными задними. Каждое из пары сидений в салоне является трехместным, при этом заднее можно сложить, превратив кузов-универсал в фургон с полезным объемом 3,35 м3. При допустимой полной массе автомобиля 3 136 кг полезная нагрузка (без учета водителя) составляет 696 кг.
Конструкция автомобиля традиционна для американских внедорожников: просторный кузов крепится на солидной раме через резиновые подушки. Передняя подвеска – двухрычажная, с продольными торсионами; балка заднего моста подвешена на рычагах с пружинами в качестве упругих элементов. CUCV- III комплектуются шинами 245/75R16, газонаполненными амортизаторами и дисковыми тормозами на всех колесах без АБС. Емкость топливного бака составляет 98 л.
Внедорожник для армии оснащают только одним двигателем – бензиновым V8 рабочим объемом 4,8 л, развивающим 280 л.с. при 5 200 об/мин. Максимальный крутящий момент, равный 393 Нм, достигается у него при 4 000 об/мин. Двигатель работает в паре с четырехступенчатой, гидромеханической, двухрежимной коробкой передач, передающей момент весьма оригинальной раздаточной коробке, на особенностях которой стоит остановиться подробнее.
Автоматическая коробка Allison 1000 серии |
Управляемая компьютером раздатка имеет четыре режима распределения потоков мощности. Они задаются водителем с помощью кнопочного селектора, расположенного слева от приборного щитка. Первый режим (2Н) применяется при движении по дорогам с твердым покрытием, обеспечивая минимальный расход топлива. Ведущими при этом являются задние колеса. Режим Auto 4WD позволяет компьютеру, связанному датчиками с колесами, самому решать, нужно или нет подключать передний мост. Поскольку исполнительным механизмом здесь служит электронно-управляемая фрикционная муфта, работающая в масле, распределение потоков мощности по мостам может колебаться от 0:100% до 50:50%. Третий режим (4Н) – постоянный полный привод всех колес. Фрикционная муфта замкнута. Режим, не допускающий во избежание быстрого износа шин и элементов трансмиссии двигаться по хорошим дорогам. Он рассчитан на снег, лед, бездорожье. Наконец, 4LO – полный привод с включением понижающей передачи в раздатке.
Повышению проходимости также способствует установленный на заднем мосту самоблокирующийся дифференциал. О специальном назначении машины говорят и установленные под ее днищем стальные защитные щиты. Всего их три, и они прикрывают двигатель, раздаточную коробку и топливный бак. Специальный металлический чехол предохраняет картер главной передачи переднего моста от разрушения в случае удара о крупные камни при движении с большой скоростью.
Все военные версии Tahoe в базовом исполнении укомплектованы радиоприемником, кондиционером и часами. Дополнительное оборудование определяется желанием заказчика. В частности, автомобили могут иметь: защитную решетку, устанавливаемую на переднем бампере; фары-искатели; специальную защиту ШРУСов передних колес; более мощный аккумулятор; преобразователь напряжения бортовой электросети (12 – 24 В); лебедку; компрессор; пуленепробиваемые шины; генератор мощностью 5 000 Вт; комплект специального инструмента и многое другое.
– CUCV-III. Грузопассажирский пикап GM K25903 HD
Полноприводный пикап грузоподъемностью 1,8 т широко применяется в войсках США в качестве универсального автомобиля, способного буксировать легкие орудия и специальные прицепы. Допустимая полная масса машины составляет 4 172кг; ее габариты 5 639 х 1 994 х1 923 мм при колесной базе 3 376 мм. Автомобиль разработан на базе стандартного пикапа Silverado и оснащается 6,6-литровым турбодизелем Duramax V8 мощностью 300 л.с., развиваемой при 3 100 об/мин. Максимальный крутящий момент этого мотора – 705 Нм при 1 800 об/мин.
CUCV-III Cargo/Troop Carrier |
Дизель Duramax относится к последним разработкам GM в области моторостроения. Он отличается встроенным масляным охладителем, системой непосредственного впрыска топлива Common Rail, алюминиевыми головками цилиндров, охлаждением внутренней поверхности поршней струей масла. Для обеспечения гарантированного запуска в сильные морозы в стандартное оснащение дизеля, кроме свечей накаливания, входит 1 000-ваттный нагреватель охлаждающей жидкости.
Пикап выпускают только с пятиступенчатой автоматической трансмиссией Allison 1000 и двухступенчатой раздаточной коробкой с принудительным включением переднего моста. Передняя подвеска – независимая, торсионная; задняя – рессорная, с подрессорниками. Задний мост оснащен самоблокирующимся дифференциалом. Тормоза дисковые на всех колесах. Шины со специальным рисунком протектора, размером 5LT 245/75R16ESBR On/off Road «одеты» на стальные диски 16 х 6,5. За дополнительную плату пикап может быть укомплектован двумя лебедками, компрессором, пуленепробиваемыми шинами, навигационной системой, кузовами специального назначения.
– Грузопассажирский пикап CUCV-III GM K25953 HD со съемной кабиной
Автомобиль отличается, прежде всего, повышенной проходимостью благодаря увеличенной высоте кузова над дорогой и специальным шинам. При полной массе 4 172 кг грузоподъемность машины 1,34 т. В кабине, рассчитанной на 5 человек, трое сидящих сзади имеют стесненную посадку с доступами к сиденью через две двери. Колесная база увеличена до 3 645 мм при габаритах 5 781 х 2 083 х 2 108 мм.
В качестве силового агрегата используется 300-сильный 6,6-литровый турбодизель Duramax V8, агрегатированный с пятиступенчатой автоматической коробкой передач Allison. Несмотря на общее сходство ходовой части этого автомобиля с пикапом GM K25903 HD, есть у него и существенное отличие: задняя пружинная подвеска дополнена пневмобаллонами, регулирующими ее жесткость. Диски колес алюминиевые с шинами размером 35 х 12,5R17LT. Производятся варианты как с обычным, так и с повышенным на 152 мм клиренсом. Его увеличение достигается установкой проставок между направляющим аппаратом подвесок и рамой.
Extreme off-road CUCV-III |
Пикап этой модели может нести на себе системы залпового огня, различные зенитные установки, использоваться в качестве командирской машины или тягача легких артсистем. Набор дополнительного оборудования практически аналогичен тому, что устанавливается на двух других, уже описанных машинах.
Благодаря массовому производству внедорожников (Tahoe, к примеру, выпускают по 300 тыс. в год) и пикапов, военные варианты имеют невысокую стоимость и производство их для армии очень выгодно. GM SV активно борется с конкурентами за получение очередного многолетнего заказа, а получив его, стремится вовремя его выполнить.
В заключение заметим, что и отечественным генералам и автостроителям не грех присмотреться к чужому опыту.