«Хвосты»

Самосвальные полуприцепы на «СТТ-2012»

Сергей Красовский
Чтобы увеличить объем и массу перевозимого сыпучего груза, необходимо вместо трех- и четырехосных самосвалов использовать автопоезда с самосвальными полуприцепами. Рассказываем, чем порадовали производители данной техники посетителей выставки «СТТ-2012».
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтобы просчитать выгоду от эксплуатации самосвального полуприцепа, приведем наглядные примеры. Так, в большинстве своем масса груза, перевозимого широко растиражированными и самыми доступными по цене трехосными самосвалами, составляет в основном 20 т. Если за основу машины брать четырехосное шасси, то полезная нагрузка вырастает тонн на пять и составит уже 25 т. Однако для выполнения большого объема работ с минимальными эксплуатационными затратами больше всего подходят автопоезда с самосвальными полуприцепами, способными перевозить 30–40 т груза или даже больше. То есть разрыв по перевозимой за один рейс массе груза относительно трехосных машин составляет 50%! Именно поэтому крупные компании, получающие подряды, предусматривающие большие объемы перевозок, стараются работать на автопоездах с полуприцепами. Итак, чем порадовали участники выставки «СТТ-2012» потенциальных клиентов?

Компания «Шмитц Каргобулл Руссланд» представила на своем стенде два самосвальных полуприцепа различного назначения. Модель S.KI 24 S 8.2 позиционируется как техника для работы с высокими нагрузками, которые создаются как при движении транспорта по разбитым подъездным дорогам, так и при работе машин на коротком плече с многочисленными погрузками-разгрузками. Рама полуприцепа спроектирована так, чтобы обеспечить оптимальную развесовку при работе с двухосным тягачом. Однако при необходимости S.KI 24 S 8.2 можно подцепить и к трехосным машинам. Главное условие – соблюдение требуемой высоты седла 1250 мм. Седельно-сцепное устройство (ССУ) должно быть рассчитано под шкворень диаметром 2 дюйма. Ходовая часть S.KI 24 S 8.2 состоит из трехосного осевого агрегата SAF 3Х 9т. Тормозные механизмы барабанного типа, такие лучше защищены от грязи и потому применяются на большинстве полуприцепов строительного сегмента. Как опция могут устанавливаться и дисковые тормозные механизмы (диаметр 430 мм). Их следует заказывать при работе техники преимущественно по дорогам общего пользования. Тормозная система электронная с EBS 2S и RSP. Полуприцеп комплектуют широкопрофильной резиной размерностью 385/65 R22.5, которая монтируется на стальные колесные диски. Пневматическая подвеска работает в широком диапазоне температур окружающей среды. У самосвального кузова вместимостью 26,4 м3 высота боковых стенок – 1360 мм. Пол изготовлен из листа износостойкой стали толщиной 6 мм. В качестве опции предлагается 8-мм пол. Такой следует заказывать при перевозке породы с большим содержанием крупных фракций, при погрузке оставляющих в металле вмятины. Боковые стенки кузова выполнены из металла толщиной 5 мм. Полная масса прицепа составляет 39 т.

Второй продемонстрированный на стенде полуприцеп модели S.KI 24 3AT 9.6 ориентирован на работу с трехосным тягачом и предназначен для перевозки широкого спектра грузов – от тяжелых, таких как уголь и металлолом, до относительно легких, но имеющих большой объем – макулатура, полимеры, сельхозпродукция. Ходовая часть представляет собой трехосный осевой агрегат SAF 3Х 12т с барабанными тормозными механизмами. Подвеска пневматическая. Полуприцеп комплектуют широкопрофильной резиной размерностью 445/65 R22.5, которая монтируется на стальные колесные диски. Как опция допускается установка и более узкой резины – 385/65 R22.5, однако при этом полная масса прицепа снижается с 56 до 49 т, поэтому отказываться от более широких шин не стоит, хоть и стоят они дороже, чем узкие. Самосвальный кузов полукруглой формы вмещает 31 м3 груза. Борта высотой 1460 мм выполнены из листовой стали толщиной 5 мм, а днище сварное из 8-мм металла, обладающего высокой износостойкостью. Чтобы исключить просыпание груза при перевозке и защитить его от атмосферных осадков, полуприцеп комплектуют свертываемым тентом. Для удобства контроля за грузом и обеспечения возможности водителя входить в кузов в передней части полуприцепа предусмотрена рабочая площадка со складной стремянкой, а также ступеньки внутри кузова.

На стенде ОАО «НефАЗ» посетителям выставки демонстрировался автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-6460 и полуприцепа-самосвала НефАЗ-9509-30, предназначенного для перевозки сыпучих строительных и промышленных грузов. Сваренный из трех частей внахлест по технологии «полутруба», самосвальный кузов вместимостью 30 м3 помимо сыпучих грузов позволяет перевозить и плоские предметы шириной не более 1700 мм. Максимальная масса перевозимого груза составляет 33 700 кг. Для изготовления бортов кузова применена высокопрочная импортная сталь марки RAEX 400 толщиной листа 4 мм, на настил пола идет 8-мм прокат из износостойкого сплава марки 09Г2С. Конструкторы, проектируя шасси, создали усиленную раму с лонжеронами из стали S 700. Такая отлично работает на изгиб и кручение, а также, что немаловажно, сохраняет свои прочностные характеристики при резко отрицательных температурах, характерных для северных регионов России. Ходовая часть трехосного полуприцепа состоит из осевого агрегата BPW с тормозными механизмами барабанного типа. Примечательно, что передняя ось выполнена подъемной, это снижает износ резины при порожних рейсах и позволяет сократить расход топлива благодаря уменьшению сопротивления качению. Тормозная система от известного европейского производителя – фирмы WABCO – включает АБС и EBS. Пневматическая подвеска рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур. Полуприцеп комплектуют шинами распространенного размера 385/65 R22.5, которые имеются в производственной линейке коммерческих шин всех ведущих шинных заводов.

На стенде компании ЗАО «Новтрак» экспонировался самосвальный полуприцеп модели SK-360, предназначенный для работы в составе автопоезда с седельным тягачом европейского производства с колесной формулой 6х4 и рессорной подвеской. Самосвальный кузов полукруглой формы Half-pipe изготовлен из высокопрочной стали. Пол выполнен из листа стали Hardox 450 толщиной 8 мм, а передняя, задняя и боковые стенки – из 6-мм листовой стали Domex S700MC. Инженеры детально проработали конструкцию кузова, чтобы придать ей максимально возможную жесткость. Так, в конструкцию в районе оси опрокидывания кузова введен специальный усиливающий элемент. Еще три пары таких элементов расположили по всей длине кузова. А боковые стенки и пол наделили кантами. Осевой агрегат прицепа – производства BPW. Средняя ось оснащена датчиками АБС. Тормозные механизмы – барабанного типа. Подбирая тягач к SK-360, необходимо помнить, что высота седельно-сцепного устройства должна быть 1300 мм. Лучше, если двигатель грузовика будет помощнее, так как полная масса полуприцепа составляет 50 000 кг.

Фирма «Вельтон» представила два самосвальных полуприцепа. Первый – с кузовом типа Half-pipe, его широко применяют для перевозки всех видов сыпучих грузов, а также скальных пород, кирпичного лома и асфальта. Все это делает его привлекательным как для строительных организаций, так и для транспортных компаний, обслуживающих карьеры и рудники. Благодаря внутренней форме в виде латинской буквы U кузов не нуждается в дополнительных усиливающих элементах изнутри. Такое техническое решение также сводит к минимуму поверхность контакта кузова с перевозимым грузом и облегчает его соскальзывание при разгрузке. Прицеп может изготавливаться в трех различных версиях NW24S, NW30S (две модификации). У версии NW24S вместимость кузова составляет 24 м3, высота ССУ – 1200 мм, а нагрузка на него – до 12 т. Во второй и третьей версиях при равной вместимости кузовов 30 м3 высота ССУ составляет 1200 и 1300 мм и нагрузка на них – 12 и 15 т соответственно. Прицепы оборудованы расположенными в передней части алюминиевыми балконами с удобными лестницами, самоблокирующимися задними буферами, откидным задним бортом. Второй полуприцеп – самосвал NW33 S/K M2 имеет раму, изготовленную из листового металла Domex, а кузов – из стали Docol. Последняя в силу своих физических свойств, а именно высокой прочности и твердости, позволяет создавать кузова большой грузоподъемности и с длительным сроком службы, так как данный материал хорошо противостоит истиранию. Благодаря боковой поверхности оригинальной формы (защищена патентом) в кузове такой формы меньше образуется точечных вмятин, которые возникают при загрузке породы с большим количеством крупных фракций. Неоспоримым достоинством кузова является и то, что его стены изготавливают из цельного листа металла, поэтому на боковых стенках нет вертикальных швов, которые задерживают груз при разгрузке. Присутствующие в конструкции продольные швы не являются причиной налипания груза.

Компания «Саввэл» представила самосвальный полуприцеп Savell-Samro с кузовом прямоугольного сечения (плоское дно) вместимостью 30 м3. Для его изготовления использована сталь высокой прочности Hardox 450. Чтобы исключить деформацию кузова при загрузке (так называемое раздувание), инженеры внесли в его конструкцию мощные боковые усилители, а для придания дополнительной жесткости, необходимой для перевозки груза с большим количеством крупных фракций, продольные и поперечные лонжероны выполнены из стального листа толщиной 6 мм. Другой особенностью полуприцепа является двухосное соединение кронштейна заднего борта, благодаря чему исключается его поломка при разгрузке. Чтобы обеспечить плотное прилегание заднего борта к кузову, применили надежное механическое запорное устройство. Ходовая часть полуприцепа состоит из трех осей BPW. Силовая конструкция сварена из профилей стали марки S700MS. Высота ССУ – 1200 мм без нагрузки.

На стенде завода Grunwald показан самосвальный полуприцеп Grunwald system Langendorf со сваренным из трех частей внахлест кузовом типа Half-pipe вместимостью 34 м3. Такое техническое решение позволяет исключить абразивное истирание швов при разгрузке. Поскольку сварочные работы производятся в среде защитного газа – аргона, швы получаются крепкими, и при работе техники в условиях низких температур их растрескивания не происходит. Стойкость к абразивному истиранию обеспечивает и сталь, из которой изготавливают полуприцепы. В данном случае это сплав высокой прочности Hardox 450. Эта модель полуприцепа собрана из оригинальных комплектующих европейского производства. Так, ходовая часть собрана из трех осей BPW Heavy Duty грузоподъемностью 12 т каждая. Тормозные механизмы, как и у большинства полуприцепов строительного назначения, барабанного типа. Благодаря закрытой конструкции они демонстрируют большую ходимость и высокую надежность. Подвеска пневматическая. Рама полуприцепа усиленная, состоит из лонжеронов, изготовленных из шведской стали OVAKO, которая прекрасно работает (сохраняет эластичность) при низких температурах. Для защиты металлической конструкции ее окрашивают специальными, стойкими к агрессивному воздействию окружающей среды материалами. Толщина покрытия составляет 200 мкм. Учитывая немалую грузоподъемность полуприцепа, которая составляет 29 500 кг, его комплектуют шинами Michelin XTE 3 размерностью 385/65 R22.5, которые монтируются на стальные оцинкованные диски Hayes Lemmerz 22,5х11,75 H.

Компания «ЭВЭН» представила самосвальный полуприцеп «Бизон» К.30.3. При вместимости грузового отсека 30 м3 масса перевозимого груза может составлять до 39 700 кг. Кузов сварен из листов шведской стали 18G2A. Толщина стенок – 4 или 5 мм, а пола – 5 или 6 мм в зависимости от исполнения. Для изготовления рамы применена шведская сталь Domex повышенной прочности. Все металлические элементы полуприцепа перед окраской проходят двукратную дробеструйную обработку (очистка под давлением металлической стружкой). Рама окрашивается эмалями серого, а кузов – желтого цвета. Для предотвращения просыпания груза при перевозке и защиты от атмосферных осадков кузов оснащен сворачивающимся вбок тентом. Ходовая часть может быть собрана из трех осей SAF или BPW ECO Plus. Тормозные механизмы – барабанного типа. Подвеска пневматическая. Ошиновка односкатная (385/65 R22.5). Выбирая под «Бизон» К.30.3 седельный тягач, необходимо учитывать, что высота седельно-сцепного устройства должна составлять 1275 мм.

 
Уникальный полуприцеп САВ-9528 объемом 65 м3 (керамзитовоз)

Одним из направлений деятельности ООО «ТД «Сибирь Трейлер», крупнейшего производителя тяжеловозной прицепной техники, является производство самосвальной техники.

Самосвальные полуприцепы серии САВ-9528 обеспечивают значительные экономические преимущества при транспортировке груза на большие расстояния за счет большого объема кузова 2555 м3 и высокой грузоподъемности 3052 т. Применение трехосной рессорной подвески и гидрооборудования ведущих фирм обеспечивает безупречную работу полуприцепов даже в экстремальных условиях Крайнего Севера. Полуприцепы оборудованы стандартным сцепным устройством для использования с любой маркой седельного тягача.

Полуприцепы-самосвалы специального назначения предназначены для перевозки различных специальных грузов, таких как металлолом, бытовые отходы, снег и т. д. Также производятся полуприцепы-самосвалы с увеличенным объемом кузова для перевозки грузов с небольшим удельным весом (керамзит, древесная щепа и т. д.). Кроме прицепной техники в производственной программе предприятия есть самосвальные надстройки объемом 16 м3 на шасси автомобилей МАЗ, Renault, Mercedes.

компании по теме статьи
компании по теме статьи