Техника для севера

В. Волчков, фото С. Педенко

В октябре 2003 г. состоялась очередная, восьмая по счету международная выставка «Сургут. Нефть и газ». Выставка собрала 200 фирм из шести стран и 30 регионов России. Большинство из них работают в нефтегазовом секторе экономики.

Сургут сегодня называют не просто «центром нефтедобывающего района» (так о нем сказано в «Советском энциклопедическом словаре», изданном около 20 лет назад), а едва ли не столицей Западной Сибири. И оснований тому предостаточно. Город действительно мало похож на районный центр. Интенсивное автомобильное движение, как в Москве, Санкт-Петербурге или других мегаполисах. А международный аэропорт! Какой другой райцентр может похвастать чем-либо подобным? И еще: в Сургуте регулярно проходят разнообразные выставки. «Виной» тому активная деятельность выставочной компании ОАО ОВЦ «Югорские контракты».

Впрочем, не стоит «вешать всех собак» на представителей выставочного бизнеса. Дело, пожалуй, в том, что в регионе энергично работают крупные нефтегазовые компании. Активно идет эксплуатация разведанных месторождений, поиск новых. Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ дает 57% нефти, добываемой в Российской Федерации. Лидируют ОАО «Сургутнефтегаз» (49,1 млн. т за 2002 г.), ООО «ЛУКойл–Западная Сибирь» (45,7 млн. т), ОАО «Юганскнефтегаз» (42,9%). Отрыв первого места от второго невелик, но роль компании «Сургутнефтегаз» в этом регионе трудно переоценить. Обратите внимание: даже название выставки «Сургут. Нефть и газ–2003» совпадает с именем родной, или, как теперь говорят, градообразующей компании.

В ОАО «Сургутнефтегаз» работают около 100 тыс. человек. Буровые и другие производственные подразделения расположены на удалении до 200 км от города. Людей надо ежедневно или периодически доставлять на место и привозить обратно. Летом это просто. Да и зимой не трудно, если автобус теплый, удобный и надежный.

Сургутская фирма «Трансавто» показала на выставке пригородный автобус ЛиАЗ-5256R в северном исполнении. По словам заместителя директора ООО «Трансавто» Алексея Ашмарина, это первый автобус с двигателем Caterpillar 3116, который сразу по окончании экспозиции пойдет на эксплуатационные испытания в качестве вахтового. Прежде нефтяники использовали для этой цели преимущественно импортные автобусы MAN, Karosa и пр. В прошлом году «Сургутнефтегаз» по контракту с сургутской компанией «НТЦ «Эврика» приобрел 10 НефАЗов. Что-то нефтяникам в них не понравилось, и они решили взять только пять машин, от остальных отказались, кстати, ни одного НефАЗа на выставке в качестве экспонатов не было.

Примерно в то же время, т.е. год назад, для перевозки нефтяников купили 10 автобусов из подмосковного Ликино-Дулево с двигателями ЯМЗ и КамАЗ. Особых нареканий опять же, по словам А. Ашмарина, высказано не было. В этом году транспортники «Сургутнефтегаза» решили проверить в деле автобус с импортным двигателем Caterpillar 3116, отвечающим Euro-3. Если машина понравится, будут покупать много, потому что речь идет о колоссальном парке автобусов: их сегодня в «Сургутнефтегазе» насчитывается 1 900. Для сравнения: на городских маршрутах работают около 300 автобусов. Преимущественно городские ЛиАЗ-5256. Есть, конечно, и другие марки, но точных цифр и отношения специалистов Сургутского производственного объединения пассажирского автотранспорта к изделиям отечественных и иностранных автобусостроителей выяснить не удалось. От встречи они уклонились.

Обстоятельная беседа состоялась с еще одним участником выставки, председателем совета директоров ОАО НТЦ «Эврика-Трейд» Алексеем Сарафановым. Говорили о благоприятных перспективах поставки нефтяникам автобусов НефАЗ, но больше о том, как специалисты «Эврики», бывшие сотрудники конструкторского бюро, многие с кандидатскими степенями, «колдуют» над тем, чтобы как можно лучше приспособить технику, поступающую в их регион, для работы в суровых, если не сказать экстремальных условиях.

В свое время специалисты компании, по согласованию с заводом и в сотрудничестве с «Сургутнефтегазом» и фирмой «РИАТ», сделали седельный тягач КамАЗ-44108. Впоследствии он занял соответствующую строку в заводском прайс-листе. Мало кто из автомобилистов знает, что придуман этот автомобиль не где-нибудь, а в Сургуте.

В другом случае объектом внимания стал самосвал. По словам А. Сарафанова, идеи сургутян в Набережных Челнах встретили в штыки. Зная по опыту, что на Севере и самосвалу нужна повышенная проходимость, специалисты «Эврики» решили на базе стандартных узлов и агрегатов сделать то, что считали правильным. Потом были испытания. В результате появился КамАЗ-45141.

Региональный директор по продажам в Уральском федеральном округе Торгово-финансовой компании «КАМАЗ» Вячеслав Ермошин высоко оценивает действия ОАО НТЦ «Эврика-Трейд»: «Самое главное, что на своей базе они выполняют гарантийное (первые 1,5 года или 45 тыс. км) и послегарантийное обслуживание наших автомобилей. Сегодня мы делаем ставку на эту фирму.

Недавно в городе при поддержке завода начато возрождение «СургутКАМАЗ-автоцентра». Команду специалистов возглавляет представитель Республики Татарстан в Ханты-Мансийском автономном округе Фанис Гатауллин. Если все сложится, как задумано, к следующей выставке «Сургут. Нефть и газ-2004» автоцентр должен вступить в строй действующих».

Как оценивает региональный директор В. Ермошин роль КАМАЗа в этом регионе? По мнению Вячеслава Геннадьевича, прогресс есть:

– Много продукции в последнее время стало уходить именно в этот регион. В соседний Нижневартовск недавно поставлено 66 самосвалов, 45 десятитонных вездеходов. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, где лидирует «Урал», по парку автомобилей КАМАЗ занимает второе место, в остальных регионах – первое.

– Местные жители часто говорят о «большой земле», что подразумевает оторванность региона. Вы ее как-нибудь ощущаете?

– Я не очень признаю этот термин. Сургут вполне можно назвать центром Западной Сибири. Здесь развитая сеть дорог. С другими регионами есть автомобильное, железнодорожное сообщение, не говоря об авиационном. О какой малой и большой земле может идти речь!?

– Прежде автоцентры КАМАЗа принадлежали заводу. А теперь они чьи?

– Как правило, 51% акций находится у КАМАЗа.

Под занавес нашей беседы В. Ермошин неожиданно сказал: «Я знаю, что сюда вы прибыли по приглашению нашего давнего партнера, фирмы «Кудесник». Прежде на рынке хорошо знали краны Ивановского завода. Сейчас многие отдают предпочтение изделиям из Галича. Завод не стоит на месте. Модернизация идет настолько быстрыми темпами, что эксплуатационники порой не успевают за изменениями».

Накануне командировки я интересовался, зачем едут в Сургут пять кранов производства Галичского и Клинцовского автокрановых заводов. Оказалось, что главная цель – показать свою продукцию в Западной Сибири, где ее знают пока недостаточно хорошо. Наконец, автокран КС-55713-4 грузоподъемностью 25 т (на шасси КамАЗ-53228) надо доставить новому владельцу в Сургут. Назад он уже не вернется.

Этим владельцем оказалась «Эврика». Автокран они купили не для себя, а на продажу. Но прежде намерены немного переделать камазовское шасси. Так захотел клиент. Ему нужно, чтобы машина могла проехать туда, куда «пехота не пройдет и бронепоезд не промчится». В общем, нынешняя проходимость его не устраивает, потому и обратился к «Эврике».

Вообще, к производителям техники в Сургуте предъявляют жесткие требования. Зам. генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» А. Рюпин, выступая на «круглом столе» по транспортному обеспечению отрасли, проведенному в рамках выставки, сформулировал эти требования следующим образом. Надо максимально приспособить технику к северным условиям, унифицировать по моделям, обеспечить надежную поставку запчастей, разместить центры или пункты сервиса как можно ближе к месту эксплуатации. Кто сделает это быстрее своих конкурентов, тот имеет наибольшие шансы на успех в этом регионе.

Автокраны из Галича и Клинцов пришлись ко двору. Руководитель выставочной команды «Кудесника» Владимир Шароваров даже беспокоился, сможет ли показать все обещанные краны на обратном пути от Сургута до Москвы, если их раскупят тут.

В полной мере эти опасения не сбылись. До закрытия выставки требуемую сумму успели перечислить лишь за 25-тонный КС-55713-3 на шасси «Урал»-4320. Остальные машины двинулись в обратный путь.

В Тюмени выставочная колонна «Кудесника» получила дополнительную «пробоину». Там оставили 16-тонный КС-35719-7-02 на шасси КамАЗ-43118. В Москву вернулись два экспоната.