«Строительная техника & сервис» в Екатеринбурге

С. Филимонов

Ведущая выставка строительной, дорожной и горнодобывающей техники перенесена на Урал

В Екатеринбурге прошла ежегодная международная выставка «Строительная техника и сервис». В ней приняло участие 92 экспонента из России, Японии, Германии, Польши, США и других стран. В числе участников были такие международные концерны, как Komatsu, Dressta, Liebherr, Caterpillar, Donaldson, Deutz и крупнейшие российские производители строительной техники: «Челябинский тракторный завод» (ЧТЗ), «Уралмашзавод», «Уралвагонзавод», чебоксарский «Промтрактор», «Мотовилихинские заводы», предприятие «Святовит», ивановский «Кранэкс» и другие.

Особого упоминания заслуживает фирма Schaeff*Fuchs, привезшая на Урал совершенно бесподобные машины – шагающие экскаваторы «карманного» размера (масса от 1,5 т), способные работать едва ли не на любой опорной поверхности, да еще снабженные кабиной, которая может подниматься на высоту до 6 м. Такое сочетание свойств открывает широчайшие возможности и в строительстве, и в коммунальном и дорожном хозяйствах. Кроме экскаваторов, компания, имя которой уже известно строителям Урала и Дальнего Востока, выпускает погрузчики, манипуляторы, технику для обслуживания дорог.

Екатеринбургская выставка – одно из крупнейших событий в отечественном бизнесе продаж и сервиса строительной техники. Ее отличительной особенностью стало то, что организаторы в качестве места проведения выбрали не одну из российских столиц, а отдали предпочтение Уралу. Следующая выставка также не покинет пределы Уральского региона – она состоится в Нижнем Тагиле.

Одна из причин такого решения – желание приблизить выставку и к производителю, и к потребителю. В Уральском регионе сосредоточена большая часть отечественных машиностроительных предприятий, среди которых и завод-гигант ЧТЗ. На Урале и за Уралом находится и большая часть потребителей представленной техники – это предприятия добывающих отраслей. Ведь сегодня в России основным генератором спроса на бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и прочие машины выступают именно добывающие предприятия.

На открытой площадке дорожно-строительная техника

Правда, по словам председателя экономического комитета по программам развития Уральского региона Сергея Воздвиженского, предприятия дорожного профиля тоже не отстают. «Учитывая состояние наших дорог, можно представить насколько огромным является рынок дорожно-строительной техники» – сказал он. Справедливости ради отметим, что английский вариант названия выставки более точно отражал ее концепцию: Construction, Earthmoving and Mining Mashinery & Services (Строительная, дорожная и горнодобывающая техника и сервис).

Организаторы выставки – компания ИКО, занимающаяся сервисом строительной техники, и созданное под ее эгидой Национальное агентство промышленного маркетинга – с российской стороны, и японский концерн Komatsu – со стороны зарубежных компаний. Они заявили, что остались довольны результатами выставки. По словам Александра Денисова, президента Национального агентства промышленного маркетинга, был сделан задел будущих бизнес-отношений между компаниями-участниками и гостями выставки. Действительно, техника продавалась буквально «с колес».

По предварительным оценкам, полнокомплектных машин (бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков) было продано на сумму около $18 млн., еще на $1,5 млн. – комплектующих и на $4 млн. – смазочных масел. Из этой суммы по $6 млн. реализовали Komatsu и Dressta, на $500 тыс. «наторговал» Donaldson (американский производитель фильтрующих элементов). Денежных данных по компании Caterpillar нет, однако известно, что ее представители продали три машины. Приведенная информация – предварительная, потому что реализация достигнутых договоренностей будет осуществляться в течение года.

Выставку посетил губернатор Свердловской обл. Э. Россель

Трактор на запчасти

Екатеринбургская выставка наглядно продемонстрировала положительную тенденцию российской экономики – рост спроса на строительную технику. Однако там же, на выставке, были озвучены главные проблемы отечественного машиностроения: низкая конкурентоспособность продукции по сравнению с западными образцами. «Преимущество импортной техники в том, что она практически не ломается», – сказал А. Денисов. – «Я вспоминаю уникальный случай. К нам обратились с жалобой на кран Liebherr: после полутора лет эксплуатации у него появилась трещина в стреле. Но затем выяснилось, что все это время кран работал практически круглые сутки и почти всегда с полутора- и двукратной перегрузкой. Российская техника таких чудес надежности продемонстрировать не может. Наши трактора хотя и значительно дешевле, но для нормальной работы вместо одного нужно покупать три – один работает, а с двух других снимают запчасти».

В. Столбов

С. Воздвиженский видит причину низкой конкурентоспособности отечественной техники в изношенности оборудования и слишком скромных расходах на НИОКР: «Мы уже 20 лет не завозили в Россию современного технологического оборудования – это верно для всех предприятий машиностроительного комплекса. Если мы прозеваем еще 10 лет, то уже не с кем будет разговаривать».

Российские государственные структуры видят выход во взаимодействии с западными производителями. «Нужно организовывать сотрудничество с западными производителями», – сказал С. Воздвиженский. – «Создавать альянсы нас вынуждает сама жизнь. В наследство от советской экономики мы получили «натуральное хозяйство» – каждый завод имел полный цикл, свою гальванику, литье, штамповку и т.д. Теперь же нужна специализация, многие части выгодней заказывать на стороне». О том, что «заграница нам поможет» говорил и побывавший на выставке губернатор Свердловской обл. Эдуард Россель. Он заявил, что создание СП между отечественными и зарубежными предприятиями – единственный выход. «У нас нет сейчас технологий такого уровня, как у Komatsu или Mitsubishi. Нужно идти на создание совместных предприятий, другого способа у нас нет», – сказал он.

Продукция чебоксарского «Промтрактора»

Заграница нам не поможет

Однако сами иностранцы заключать союз с нашими заводами-гигантами не торопятся, прекрасно понимая, какой клубок проблем им придется распутывать. Представители отделения Komatsu по СНГ заявили, что возможность создания СП с российскими предприятиями они не исключают, но это дело отдаленного будущего.

Аналитики видят корень проблем отечественного машиностроения, прежде всего, в управлении. Говорит вице-президент Национального агентства промышленного маркетинга Владимир Репетий: «Отечественные производители не хотят или не могут выпускать конкурентоспособную продукцию по ряду причин. Причем основная беда даже не в отсутствии оборотных средств или инвестиций, главное, что нет стремления к каким-либо изменениям. Уровень наших специалистов слишком невысокий, низкой производственной культурой отличается руководство предприятий. В большинстве своем машиностроительными заводами руководят те же люди, управлявшие ими еще в советские времена. Это «красные директора», которым тяжело перестроиться. Они апеллируют: мы так делали, и так будем делать. Чтобы выправить ситуацию необходимо вводить на предприятиях качественно новый менеджмент».

Нехватка специалистов ощущается не только на самом высоком уровне. Не хватает специалистов среднего звена – как «управленцев», так и «технарей». «Техника ушла далеко вперед, а школа осталась прежней. Практически невозможно найти менеджеров среднего звена, эта прослойка между руководством и рабочими на сегодняшний момент практически отсутствует» – сказал В. Репетий.

Пока каждый выкручивается, как может. В частности, компания ИКО отыскала в Челябинске предприятие НОУ «Эверест», которое готовит специалистов по строительной технике и начало активно с ним сотрудничать. «Их услуги не были востребованы 7 лет», – сказал президент ИКО Валерий Столбов. – «До того, как мы заключили с ними контракт, чем они только не занимались, даже фитодизайном. Теперь мы видим, что растет новый и очень большой сектор бизнеса – обслуживание строительной и дорожной техники. И спрос на специалистов в этой области очень велик».

В заключение заметим, что проблемы проблемами, а жизнь идет. Российское машиностроение постепенно адаптируется к новым условиям. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И уже само осознание проблем говорит о том, что они будут решаться. В этом отношении, равно как и в качестве катализатора рынка новый форум строительной техники можно только приветствовать.