Автомобиль в нашей жизни

В. Мамедов, фото Ю. Дородонова

Именно под таким девизом с 23 по 29 августа в Москве, на территории выставочного комплекса ЗАО «Экспоцентр» на Красной Пресне прошел 4-й Российский международный автомобильный салон. Представительный автомобильный форум традиционно организовалиАСМ-Холдинг (Москва) и компания ITE Group Pil (Лондон). Содействиев организации салона было оказано ЗАО «Экспоцентр» Правительством Российской Федерации и мэрией столицы.

Цельнометаллический фургон «Бычок» получил сдвижную боковую дверь

В течение предшествующих лет каждый следующий автосалон становился больше предыдущего. Но кризис, разразившийся как раз во время прошлогоднего MIMS, внес свои коррективы. И в этом году Российский автосалон был заметно меньше: остались незадействованными шестой павильон и второй этаж первого. Учитывая, что кризис наиболее сильно сказался на продажах легковых автомобилей среднего ценового класса такое сокращение экспозиции нельзя назвать значительным.

Судя по всему, большинство крупных мировых автостроителей сегодня стремятся сохранить свои позиции на российском рынке, и лишь немногие пытаются расширить сферы влияния. Одна из таких компаний – Ford. На проведенной пресс-конференции было объявлено, что компания подписала инвестиционное соглашение с Правительством РФ о развитии мощностей по производству автомобилей. Для этого Ford Motor Co и Банкирский Дом – Санкт-Петербург создадут закрытое акционерное общество. Новое предприятие – ЗАО Форд Всеволожск – займется преобразованием существующих производственных мощностей комплекса «Русский Дизель» в автомобильный завод мирового класса, который будет выпускать легковые автомобили Focus.

Нижегородский «Вапдай» – «камешек» в огород «Бычка»

Первая производственная фаза потребует инвестиций в размере 150 млн. долларов, а начальная мощность предприятия составит 25 тыс. машин в год. Это, несомненно окажет заметное влияние на всю российскую экономику.

Производства коммерческих автомобилей в России пока не планируется, и главной ударной силой Форда на этом направлении пока останется Transit белорусской сборки.

Преимущество, полученное российскими производителями в результате обвала национальной валюты, большинство отечественных производителей автомобильной техники реализовали и сделали все, чтобы улучшить свои рыночные позиции. Они сумели разработать и показать на удивление много новинок, вызвавших большой интерес у посетителей. Произошло это в условиях, когда малый бизнес быстрее оправился от последствий кризиса и в настоящее время покупательная способность компаний, работающих в этой сфере, растет, в то время, когда рынок тяжелых грузовиков переживает большие трудности – продаж практически нет, такова ситуация и на рынке больших и средних автобусов.

Новые Уралы получили комфортабельную кабину IVECO

В центре экспозиции АМО ЗИЛ находился первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15, начало производства которого в 1924 г. ознаменовало рождение новой отрасли – отечественного автомобилестроения. Поскольку особое внимание на заводе сейчас уделяется малотоннажному грузовику ЗИЛ-5301 («Бычок»), на базе которого создается множество модификаций, новинками этого года стали: двухсекционный фургон с полезным объемом грузового отсека 10,5 м3 ЗИЛ-5301НС с базой 3 245 мм и трехсекционный грузопассажирский автобус ЗИЛ-32501А с базой 3 650 мм и полезным объемом грузового отсека 8,6 м3, рассчитанный на перевозку 7 человек, включая водителя. Фургон ЗИЛ-5301СС получил сдвижную боковую дверь и двухстворчатую заднюю. На автобусах ЗИЛ-325000 вместо сдвижных боковых дверей устанавливают теперь створчатые.

Новинкой можно считать «Бычок» ЗИЛ 5301ГО с изотермическим фургоном и холодильной установкой фирмы Carrier. В экспозиции были представлены также полноприводный автомобиль ЗИЛ-4327 с колесной формулой 4 х 4, легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-41041, новые пожарные автомобили ЗИЛ-433104 с дизелем ЗИЛ-645, ЗИЛ-433114 с бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 и ЗИЛ-509.10, а также пожарный автомобиль на базе «Бычка» ЗИЛ-530104, оснащенный совершенной насосной системой. В общей сложности количество модификаций автомобилей разной грузоподъемности и назначения, которые может сегодня предложить ЗИЛ достигло 120.

Дизели Cursor добрались, кажется, до России в автомобилях IVECO

План этого года предусматривает выпуск 40 тысяч «Бычков», из которых 24 тысячи уже изготовлены. АМО ЗИЛ вновь, как и до 17 августа прошлого года, работает с прибылью, рентабельно, хотя бремя долгов, накопленных в 1992 – 1996 годах, омрачает экономическое положение головного предприятия и 13 дочерних подразделений, обеспечивающих работой около 70 тысяч человек.

Сенсацией в экспозиции ОАО ГАЗ стала демонстрация нового базового грузового автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай», семейство которых займет пустующее место между грузовиками «ГАзель» грузоподъемностью до 1,5 т и среднетоннажниками, перевозящими до 6 тонн груза. Производство таких автомобилей может быть начато в 2000 – 2001 году. Грузоподъемность их составляет от 3,0 (с кузовами фургон) до 4,0 тонн (бортовая платформа). Благодаря применению модернизированной кабины «ГАЗели» водителю обеспечен высокий уровень комфорта. По элементам шасси ГАЗ-3310 унифицирован с узлами грузовых автомобилей ГАЗ средней грузоподъемности. Низкая погрузочная высота, равная 1 100 мм (за счет установки шин уменьшенного диаметра), современная кабина, полностью синхронизированная коробка передач делают модель весьма привлекательной для транспортников.

Завод же еще больше укрепляет свои позиции на рынке. Комплектоваться грузовики будут дизелями Минского тракторного завода, 6-цилиндровым дизелем ГАЗ-562 мощностью 150 л.с., выпускающимся по лицензии Steyr, а возможно и другими моторами, разрабатываемыми ЗМЗ.

Большой интерес вызвала демонстрация 6-местного автобуса «Соболь-Баргузин» с обновленным дизайном, пассажирского джипа на базе модели «Атаман» и полноприводного грузовика «Земляк», версии новой модели «Садко».

Четырехосный Урал 53236 нового поколения имеет балансирную подвеску передних мостов

Участники пресс-конференции, организованной для журналистов ОАО «КАМАЗ», с удовлетворением отметили: автогигант начинает наконец выходить из затяжного кризиса. Дело в том, что начиная с декабря прошлого года ОАО «КАМАЗ» производит и реализует больше 1 000 автомобилей в месяц. За первые семь месяцев нынешнего года выпущено товарной продукции на сумму более 2,7 млрд. рублей – втрое больше, чем за тот же период 1998 года. Слаженная работа всех заводов корпорации, перешедших на юридическую самостоятельность, позволила по итогам апреля добиться безубыточности производственной деятельности. Впервые за последние годы ОАО «КАМАЗ» начало получать прибыль и ежемесячно выплачивать заработную плату. Над заводом по-прежнему висит дамоклов меч долгов, и о выходе из кризиса можно будет говорить после реструктуризации задолженности и ее превращения в акции «КАМАЗа».

На открытых площадях выставочного комплекса специалисты и автолюбители увидели последнюю модификацию ударной модели Камского автозавода – КамАЗ-65115-04 с колесной формулой 6 х 4. Он оснащен турбонаддувным двигателем КамАЗ-740.30-260 с промежуточным охлаждением наддуваемого воздуха, который первым в России получил в этом году сертификат соответствия экологическим требованиям Euro-2. Этот мотор, имеющий улучшенные характеристики, позволит использовать автомобили также и в составе автопоезда. КамАЗ-65115 начинает завоевывать себе место и на международных рынках.

КрАЗ: модернизированная версия известной продукции

Его полноприводный собрат – самосвал КамАЗ-65111 (6 х 6) грузоподъемностью 14 тонн с двигателем КамАЗ-7403.10-260 – пример дальнейшего развития семейства для удовлетворения специфических требований потребителей, в частности предприятий нефтегазодобывающего комплекса и строительных организаций, работающих в Сибири и на Крайнем Севере. Обе машины оснащены новой самосвальной установкой собственного производства и изготавливаются на базе серийного шасси КамАЗ-53228.

Тот же сектор рынка призван заполнить и самосвал КамАЗ-6540-4Э четвертой ступени модернизации хорошо зарекомендовавшей себя модели большегрузов – с измененной платформой и дополнительным топливным баком.

Многоцелевое шасси нового семейства полноприводных камских машин – КамАЗ-43118, в выставочном варианте было оснащено современной экскаваторной установкой Мотовилихинского завода (Пермь).

Среди экспонатов не прошла незамеченной и спецнадстройка для модернизированного транспортного автомобиля КамАЗ-53229 – цистерна для перевозки нефтепродуктов, изготовленная на дочернем предприятии КАМАЗа и первенце автогиганта – заводе «КАМАЗинструментспецмаш».

Минский среднетоннажник прошел путь от первой линии чертежа до начала заводских испытаний за считанные месяцы

Планы на ближайшее будущее у КАМАЗа оптимистичные. В следующем году ожидается увеличение реализации товарной продукции в 1,6 раза. Достижение доли продаж на внутреннем рынке России в классе грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн до 50%, доведение доли продаж на рынках ближнего и дальнего зарубежья до 20% от общего объема реализации, расширение доли автомобилей нового модельного ряда и специализированных до 50%.

Деятельности Уральского автозавода в этом номере посвящена отдельная статья. На открытой площадке завод выставил две свои последние модели с колесной формулой 6 х 6 и 8 х 8, оснащенные кабиной, выпускаемой по документации IVECO.

«Гвоздем» экспозиции Ульяновского автозавода стал опытный образец перспективного малотоннажного автомобиля полукапотной компоновки, названный его создателями «Мульти-вэн». Эта модель базовая для нового семейства машин, созданных с максимальным использованием агрегатов автомобилей УАЗ-3160. Она готовится к производству в 2001 году. Семейство будет включать в себя варианты с колесной формулой как 4 х 2 , так и 4 х 4 и представлять собой широкую гамму моделей: от высококомфортабельных передвижных офисов и семейных машин до армейских и сделанных по заказу МЧС. Число посадочных мест от 2 до 14. Из вариантов кузовов предусмотрены бортовые платформы, низкие и высокие фургоны, автобусные и грузопассажирские с коротким и длинным задним свесом.

МАЗ-MAN по максимуму: пневмоподвеска и огромная кабина

В то время, как украинская холдинговая компания «АвтоКРАЗ» представила на салоне модернизированные автомобили-самосвалы нового поколения, Минский автозавод традиционно показал на выставке новые разработки. Среди них седельный тягач МАЗ-544020 нового семейства, сертифицированный на соответствие нормам Euro-2, с двигателем MAN – первый тягач из СНГ, соответствующий всем европейским нормам.

На стенде был представлен седельный тягач нового семейства МАЗ-544010 с двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-7511. К новинкам также относится среднетоннажный развозной автомобиль МАЗ-4370, с созданием которого автозавод начинает работу в новой для себя нише грузовиков. Его грузоподъемность составляет 4,5 – 5 тонн, объем платформы 30 – 35 м3. На 95% автомобиль состоит из белорусских комплектующих.

Здесь же можно было познакомиться с городским автобусом повышенной вместимости – «гармошка», и комфортабельным междугородным автобусом при приемлемой цене. В конструкции обеих машин доля импортных материалов не превышает 5% в общей стоимости.

Совместное предприятие МАЗ-MAN, начавшее выпуск автомобилей в июле 1998 г., впервые показало свою новинку: тягач МАЗ-MAN 543268 с высокой крышей и обширным набором дополнительного оборудования. К открытию автосалона завод выпустил 140 машин, из которых 120 реализовано.

TATRA T815-260525 получила пневмоподвеску и рассталась с «косолапостью»

Производственные возможности позволяют собирать из узлов, поставляемых фирмой MAN, МАЗом и другими предприятиями, до 3000 автомобилей в год. Привлекательная цена на тягачи, отвечающие самым строгим европейским требованиям (от 47 950 до 50 950 долларов США) – залог роста их популярности в странах СНГ.

Как мы уже рассказывали, французская фирма Renault V.I. и АМО ЗИЛ подписали меморандум о сотрудничестве, которое предусматривает выпуск в Москве дизелей, отвечающих нормам Euro-2, а также сборку тягачей Renault Premium и универсальной модели Kerax в количестве до 2 тысяч в год. Это подогрело интерес к продукции французской фирмы, представлявшей, в частности, тягач Magnum с американским дизелем Mack и проспекты с описанием других моделей гаммы Renault V.I. Время покажет, сколь удачен для обоих производителей будет новый проект.

Тем временем чешская TATRA, давний партнер нашей страны, ежегодно принимающая активное участие в автомобильных выставках, показала модернизированные грузовики с новыми подвесками, двигателями и тормозами, существенно повысив конкурентоспособность своей продукции.

Пока конкуренты занимаются разработками, Actros остается самым «навороченным» тягачом

Выпустив с 1996 года 60 тысяч грузовиков Actros, концерн Daimler Chrysler также провел модернизацию моделей этого семейства. Улучшенный Аctros получил новый интерьер кабины с большим количеством емкостей для багажа, новый кондиционер, способный охлаждать кабину даже при неработающем двигателе. Четырехосные модели получили новую систему распределения нагрузки между передними осями. Произошли изменения и в семействе Sprinter, представитель которого экспонировался на выставке. С нынешней весны модель получила две полноприводные модификации: с отключаемым передним мостом и постоянным приводом на все колеса. В перечень новинок вошел и новый турбодизель мощностью 115 л.с., отвечающий нормам Euro-2, есть нововведения и в оборудовании салона.

Шведский концерн Volvo Truck Corporation среди новинок – новой гаммы моделей FH и обновленной серии LH – впервые представил грузовой автомобиль Canter, собираемый фирмой Mitsubishi Trucks Europe в Португалии. Его описание мы приводили в № 15 за этот год. На российский рынок компания Volvo, действующая в рамках соглашения с Mitsubishi Motors, начнет поставлять эту модель уже этой осенью.

КамАЗ-43118 с экскаватором

Наконец, многонациональный концерн IVECO, на 80% принадлежащий FIAТ, традиционно принимающий участие в российских автосалонах, познакомил посетителей выставки со своими новыми самосвалами с колесной формулой 6 х 4, оснащенными новыми дизелями Cursor.

Представленные на автосалоне производителями грузовых автомобилей новинки свидетельствуют об их вере в успешное преодоление кризиса российской экономикой. Без оптимизма нет веры в будущее – с таким настроением покидали экспозицию ее посетители. Этот же мотив характерен для отечественных и зарубежных фирм, закладывающих сегодня фундамент для успешного завтра.