Большое семейство Truck of the 1999 Year

В. Мамедов

Сегодня в России на рынке грузовиков можно четко выделить две группы: отечественные и импортные автомобили. Все «западные» машины отвечают жестким требованиям мирового уровня. Но все-таки, какая-то из них должна же быть лучшей? Для ответа на этот вопрос и существует почетный титул «Грузовик года» (Truck of the Year), который присуждается международным жюри, состоящим из журналистов специализирующихся на коммерческом транспорте европейских изданий. О том, что в этом году сей почетный титул достался семейству Mercedes Atego, все уже наслышаны. Мы же постараемся рассказать о машинах поподробнее.

Для марки Mercedes, теперь принадлежащей компании DaimlerChrysler, это уже четвертая победа в конкурсе. В 1985-м лучшим был признан грузовик Mecedes-Benz LN, пятью годами позже приз выиграло семейство Mercedes-Benz SK, наконец, в 1997 году «Грузовиком года» был назван Actros.

Семейство грузовиков Atego включает в себя 27 базовых моделей с допустимой полной массой от 6,5 до 26 т

Семейство Atego, получившее почетный титул в этом году, насчитывающее 27 базовых моделей двух серий – легкой и тяжелой, едва ли не самое представительное за всю историю фирмы. Легкая серия с допустимой полной массой от 6,5 до 15 т дебютировала в феврале прошлого года. Тяжелую, с полной массой от 18 до 26 т, начали выпускать несколько позже – с сентября. Atego сменил на конвейере серию LK, выпускавшуюся с 1984 года, и отличается от нее существенно большей эффективностью эксплуатации, включая сокращение затрат на техобслуживание, топливо, запасные части.

Легкая серия состоит из 25 основных моделей и 240 модификаций: в нее входят грузовики с бортовой платформой, шасси под установку специализированных кузовов, самосвалы с трехсторонней разгрузкой и седельные тягачи. Автомобили поставляются заказчику с колесной базой от 3 020 до 6 960 мм, с четырьмя типами кабин и дизельными двигателями мощностью 122, 152, 170, 231 и 279 л.с.

Кабины, устанавливаемые на грузовики Atego тяжелой серии (полной массой от 18 до 26 т), справа налево: кабина L с высокой крышей, L удлиненная, стандартная S

Тяжелая серия Atego с полной массой 18, 25 и 26 т вплотную приближается в мерседесовской модельной палитре к семейству Actros. Эту близость подчеркивает применение для тяжелых Atego шасси Actros с оригинальными кабинами и рядными шестицилиндровыми дизелями мощностью 231 и 279 л.с. (на Actros устанавливают V-образные «шестерки» и «восьмерки»). Автомобили выпускают в 17 модификациях, среди которых фургоны, бортовые грузовики, самосвалы, магистральные тягачи. Вариантов кабин – четыре, колесные базы варьируются от 3 300 до 6 300 мм.

Кабины

Поскольку расчетная «среда обитания» грузовиков легкой серии Atego -– город и его пригороды, в основу конструкции кабины вошли рекомендации водителей грузовиков старого семейства LK, дилеров, а также исследования специалистов концерна по маркетингу. Чтобы облегчить вход (водитель развозного фургона в среднем 30 раз в день вынужден выходить из кабины, а затем снова садиться за руль), кабина легкой серии Atego максимально опущена вниз. Высота ее пола над асфальтом составляет 818 или 966 мм (варианты с одной и двумя ступенями). Чтобы добиться этого, рама автомобиля имеет Z-образные лонжероны, ее передняя часть понижена и сваривается отдельно, а затем стыкуется с более высокой основной частью.

В кабине магистрального тягача Atego: вид на панель приборов и спальные полки

Аэродинамика новых кабин (коэффициент Сх) улучшена на 6%, а их полезный объем увеличен на четверть. Впервые концерн на грузовиках такой полной массы предлагает установку надувной подушки безопасности в ступице рулевого колеса. Всего разработано четыре типа кабин: S – стандартная, ее наружная длина 1 650 мм, а внутренняя высота 1 520 мм; средняя низкая S с увеличенной на 180 мм длиной; длинная низкая L, с одним спальным местом, длиной 2 250 мм и длинная высокая L с двумя спальными местами и внутренней высотой 1 920 м. Внутренняя ширина кабин 2 м, наружная 2,3 м.

Диапазон устанавливаемого дополнительного оборудования достаточно широк. Он включает в себя кресло водителя с пневмоподвеской, откидной обеденный стол, закрепленный на панели приборов над моторным отсеком, сейф, 300-литровый ящик для багажа под спальным местом и другие аксессуары.

Двери кабины имеют замки с центральной блокировкой. Среди приборов необходимо отметить информационную систему с дисплеем, которая сообщает водителю о техническом состоянии автомобиля перед поездкой. На дисплее высвечивается точное значение уровня масла в поддоне картера дизеля, данные об износе тормозных накладок, наличие жидкости в бачке омывателя и другие параметры. Компьютер следит за своевременным техническим обслуживанием агрегатов, дает сигнал о возникновении неисправности, при этом тяжелые жгуты проводов в системе заменяет мультиплексная шина, существенно облегчающая сборку автомобиля и охватывающая массу датчиков, расположенных в разных местах.

Для тяжелой серии разработаны шести-цилиндровые дизели рабочим объемом 6 370 см3 с турбонаддувом и интеркулером мощностью 231 или 279 л.с. при 2 700 об/мин (фото вверху). Новый задний мост (фото внизу) с гипоидной передачей имеет дисковые тормоза и устанавливается на двухосные грузовики, тягачи и шасси с колесной формулой 6 х 2

Двигатели

Грузовики Atego комплектуют 4- и 6-цилиндровыми дизельными двигателями с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха (интеркулером) в пяти исполнениях по мощности. Дизели отличает современная система питания, с индивидуальным для каждого из цилиндров насосом, соединенным с форсункой коротким трубопроводом. Впервые примененная на моторах V6 и V8 семейства Actros, эта система отличается компактностью, эффективностью и управляется с помощью электроники. Форсунки с электромагнитным управлением осуществляют впрыск топлива из восьми отверстий. Число клапанов на цилиндр равно трем (два впускных, один – выпускной).

Номинальная мощность 4-цилиндровых моторов рабочим объемом 4,25 л составляет 122, 152 и 170 л.с., 6-цилиндровых – 231 и 279 л.с. Значения максимального крутящего момента равны соответственно: 470, 580 и 660 ͘м, а также 810 и 1 100 Н•м. Примечательно, что максимальный крутящий момент все дизели развивают при 1 200 – 1 250 об/мин. Столь низкое значение оборотов максимального момента делает дизели очень тяговитыми, «приемистыми» и позволяет водителям реже пользоваться рычагом переключения передач.

Шасси грузовиков Atego полной массой 18 т выпускаются с базой от 3 300 до 6 300 мм. Всего по базе предусмотрено 15 вариантов. На фото: вид на раму

Новые дизели также более долговечны. Их пробег до капитального ремонта доходит до 600 тыс. км, что на 70% больше ходимости грузовиков семейства LK со старыми дизелями. Современные системы газораспределения и впрыска топлива под большим давлением (1 600 бар у четырехцилиндровых и 1 800 бар у шестицилиндровых) обеспечили солидное улучшение экономичности моторов (на 6%) и снижение токсичности выхлопа, с большим запасом перекрывающее нормы Euro-2.

Трансмиссия и ходовая часть

Пяти- и девятиступенчатая (с понижающей передачей) коробки передач фирмы ZF, а также две 6-ступенчатые и одна 12-ступенчатая коробка концерна DaimlerChrysler составляют ряд коробок передач, применяемых с гаммой дизелей на грузовых Atego легкой серии. Кроме того, для коммунальных и развозных автомобилей предлагаются автоматические коробки Allison, снижающие утомляемость водителя при интенсивном движении в городе. Все перечисленные агрегаты не требуют техобслуживания и имеют пробег до ремонта 600 тыс. км.
Главные передачи ведущих мостов автомобилей легкой серии – гипоидные с широким выбором передаточных чисел.

Информационная система имеет небольшой дисплей над тахометром, показывающий, например, точное значение уровня масла в картере дизеля, или дату очередного техобслуживания, или распределение полной массы между мостами, имеющими пневмоподвеску

Грузовики Atego тяжелой серии комплектуют 6-, 12- и 16-ступенчатыми механическими коробками с гидроприводом, облегчающим водителям процесс переключения передач. Пятиступенчатая автоматическая трансмиссия Allison MD-3060 с электронным управлением предлагается для установки на пожарные машины или специальные, работающие в городе. С двигателями мощностью 231 л.с. устанавливают однодисковое диафрагменное сцепление с гидроприводом и сервопружиной, помогающей водителю выжимать педаль. Более мощный, 279-сильный двигатель собирают со сцеплением, имеющим пневмогидроусилитель в приводе.

Модели тяжелой версии Atego выпускают с колесной формулой 4 х 2,
4 х 4, 6 х 2, 6 х 2/4 и 6 х 4. В зависимости от требований заказчика автомобили поставляют с различными ведущими и ведомыми мостами, в том числе с планетарными колесными редукторами, с блокировкой колесных дифференциалов, различными упругими элементами подвесок, включая пневматические.

Пневмоподвеску обоих мостов можно установить по заказу и на шасси легкой серии. Система регулирования дорожного просвета обеспечит в этом случае подъем рамы автомобиля на 120 мм или опускание ее на 80 мм от среднего положения.

Представитель тяжелой серии Atego – самосвал с колесной формулой 6 х 4. Подобные машины оснащаются моторами мощностью 231 или 279 л.с., их допустимая полная масса составляет, в зависимости от комплектации, 18, 25 или 26 т

Тормозная система автомобилей также может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и требований покупателя. Специалисты компании рекомендуют городские грузовики оснащать дисковыми тормозами всех колес, внедорожные машины и самосвалы всегда комплектуют барабанными тормозами. Можно установить на автомобиль также моторный тормоз, работающий по принципу заслонки в выпускном коллекторе.

Особенности эксплуатации

Уже на ранних стадиях проектирования вопросам снижения стоимости эксплуатации уделялось очень большое внимание. Комплекс конструктивных мер позволил повысить интервал между техобслуживанием автомобилей, работающих в городе до 60 тыс. км и на дальних перевозках – до 100 тыс. км. Вместе со снижением объема работ по обслуживанию уже это снизило затраты для грузоперевозчика на 30%. По сравнению с машинами LK легкие Atego состоят из меньшего (на 35%) числа деталей.

В результате мер по лучшей ремонтопригодности новые модели имеют снижение затрат на ремонт, достигающее 15%. Быстродействующая диагностическая система, надежные электронные системы, способные к самодиагностике, также повышают надежность грузовиков. А заданный ресурс в 600 тысяч километров подкреплен целой программой мер, обеспечивающих безотказную работу механизмов автомобиля в течение такого длительного периода.

Магистральный автопоезд полной массой 26 т с седельным тягачом Atego

Примером примененного подхода может служить замена многочисленных жгутов электропроводки, имеющих еще более многочисленные разъемы, мультиплексной шиной. На оставшихся жгутах используются байонетные разъемы, защищающие контакты от влаги, пыли и коррозии.

Рама автомобиля подвергается теперь катодному грунтованию методом погружения с последующим нанесением защитного лакокрасочного покрытия.

Совершенная конструкция грузовиков позволяет надеяться, что новая серия Atego будет продаваться лучше, чем старые машины семейства LK. А их за 13 лет было выпущено ни много ни мало, а 300 тысяч.