Дебютанты Брюсселя Commercial & Recreational Vehicles Show
В семьдесят седьмой раз принимала бельгийская столица Международный автосалон. Первый провели в далеком 1902 году под патронажем бельгийского монарха Леопольда Второго. Сами понимаете, львиную долю экспозиций занимали тогда не столько «самобеглые» экипажи, сколько велосипеды. В 1978-м организаторы решили отделить зерна от плевел: шоу легковых автомобилей стали проводить по четным годам, а коммерческих – по нечетным.
![]() |
Победитель конкурса «Фургон года» – универсал Opel Astra Van |
Впрочем и поныне понятие «коммерческие автомобили» в Брюсселе трактуют весьма вольно. Помимо разнокалиберных грузовиков сюда затесались легковые автомобили с кузовом «универсал», внедорожники... и даже мотоциклы. Недаром название салона звучит нынче так: «Commercial & Recreational Vehicles Show», то есть шоу коммерческих автомобилей и автомобилей для отдыха.
Особых откровений от нынешнего салона никто, понятно, не ждал. Ведь только что последние новинки мира грузовиков прогремели в Ганновере и Париже. Не будем, однако, судить слишком строго. У каждой выставки своя сверхзадача. Здесь по нечетным годам проходит церемония награждения победителей престижных конкурсов «Грузовик года» и «Фургон года» (по четным годам на автосалоне в Амстердаме).
![]() |
Виновник торжества – грузовик 1999 года Mercedes-Benz Atego |
После некоторых колебаний жюри, в которое входят европейские журналисты из специализированных изданий, освещающих автотранспортную тематику, присудило титул «Фургон года» Opel Astra с кузовом «универсал». Главную конкуренцию победителю составил тоже Opel, дебютировавший в Ганновере – Movano. Но, поскольку внешне Movano – это тот же Renault Master, признанный «Фургоном года» в прошлом году, то предпочтение на сей раз отдали Astra.
Грузовиком 1999-го стал, как вы знаете, Mercedes-Benz Atego, на пять очков опередивший другого претендента – Volvo FM. По такому случаю на стенде DaimlerChrysler столпотворение: приветственная речь председателя жюри конкурса Тилта Тамме, вспышки фотокамер, «живая» музыка и снующие туда-сюда официанты с шампанским. Затем все стихает и журналистская братия вновь разбредается по выставочным залам.
![]() |
Дизельный двигатель OM 611 LA с системой впрыска Common Rail |
Пойдем, пожалуй, и мы, но прежде задержимся еще немного у стенда DaimlerChrysler. Ведь здесь в отдельном зальчике затаилась одна из немногочисленных мировых премьер Брюсселя. Речь о малотоннажнике Mercedes-Benz Vito с дизельным двигателем, оснащенным системой впрыска топлива Common Rail. С введением новых, более жестких, норм токсичности выхлопа Euro-3 сия новация займет место и на более мощных моторах, а пока швабы экспериментируют с относительно скромным по объему четырехцилиндровым OM 611 LA.
Принцип действия системы довольно прост. ТНВД под давлением в 1350 бар подает топливо в общую магистраль, а через нее к форсункам. Каждая форсунка снабжена электромагнитным клапаном. Работа клапанов регулируется электронным блоком управления. Топливо впрыскивается непосредственно в цилиндр. Применение системы общей магистрали позволяет регулировать давление впрыска в зависимости от оборотов двигателя и его нагрузки, оптимизируя качество горючей смеси и рабочий процесс. Отсюда экономия топлива, высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов и низкая токсичность выхлопа.
![]() |
Концепт-трак IVECO EuroMover с новейшим двигателем семейства Cursor и автоматической трансмиссией Allison |
Кстати салон, вообще, оказался богат на новинки двигателестроения. Помимо DaimlerChrysler свои новые разработки продемонстрировали также IVЕCO и Scania. Шведы показали обновленную версию 9-литрового мотора с электронной системой управления EDC (Electronic Diesel Control), отвечающего нормам Euro-3. Кроме того, это первый в практике компании случай, когда двигатель среднего объема может агрегатироваться со знаменитой сканиевской системой автоматического переключения передач Opticruise. Раньше такой чести удостаивались только 11-, 12- и 14-литровые моторы. Между прочим, сотрудничество с Cummins по системе впрыска не прошло для Scania даром. Оснащенные усовершенствованными насос-форсунками 11- и 12-литровые двигатели теперь тоже отвечают перспективным нормам Euro-3.
IVECO, как вы уже, наверно, догадались, в очередной раз похвасталась восьмилитровым мотором семейства Cursor с изменяющейся геометрией наддува. На сей раз премьерствовал внедорожный EuroTrakker, заполучивший новое сердце вслед за EuroTech. Однако куда большего внимания, по понятным причинам, удостоился концептуальный мусоровоз IVECO EuroMover, также оснащенный «Курсором».
![]() |
Девятилитровый двигатель Scania DC9, оснащенный электронной системой управления (EDC), отвечает перспективным нормам Euro-3 |
Благодаря низко посаженной кабине компоновка грузовика весьма необычна. Двигатель у него расположен за кабиной и скрыт от постороннего взора боковыми спойлерами шириной аж 735 мм. Благодаря такому размещению силового агрегата уровень пола в кабине всего 65 см, а расстояние от земли до нижней ступеньки 38 см. Поскольку EuroMover – городская машина, то для повышения маневренности у модели с колесной формулой 6 х 2 задняя ось сделана поворачивающейся. Доберется ли итальянский мусоровоз до конвейера – покажет время, но определенно спрос на такие машины есть. Недаром низкорамные «мусорки» уже заимели в своей производственной программе Ginaf и DaimlerChrysler, а теперь сподобилась и IVECO.
Дабы покончить с мировыми премьерами и перейти к премьерам европейским, упомянем еще две новинки от Van Hool. В родных пенатах знаменитый бельгийский производитель автобусов и прицепной техники постарался не ударить в грязь лицом и продемонстрировал полуприцеп для интермодальных перевозок Ferryrailer и контейнеровоз для перевозки сорокафутовых «сундуков». Обе конструкции отличает небольшая собственная масса, – соответственно 6,4 и 4 тонны.
![]() |
Полноприводная Mazda B2500 с двухрядной кабиной |
Кордебалет и театрализованные сценки из повседневной жизни, подчеркивающие функциональные достоинства автомобиля, сопровождали презентацию легкого фургона Suzuki Carry. Японцы в очередной раз продемонстрировали свое умение в области малых форм. Крохотный автомобильчик, почти на метр короче нашего ижевского «каблучка», оказался, тем не менее, весьма вместительным. Объем багажного отделения 2,6 м3, а грузоподъемность 455 кг. При этом доступ к грузу открыт со всех сторон: сдвижные двери по бокам плюс поднимающаяся вверх дверь сзади. В движение кроху приводит 1,3-литровый двигатель мощностью 77 л.с.
Еще один представитель Японии – тяжелый пикап Mazda B2500 в отличие от своего соотечественника вызвал куда меньший интерес, ибо вся его новизна заключалась в двухрядной кабине. Но, как ни крути, это тоже европейская премьера.
Следующий салон коммерческих автомобилей пройдет в Брюсселе в январе 2001 года. Будем надеяться, что в грядущем веке дебютов будет больше.