Дебютанты Брюсселя Commercial & Recreational Vehicles Show

А. Марьин, фото автора

В семьдесят седьмой раз принимала бельгийская столица Международный автосалон. Первый провели в далеком 1902 году под патронажем бельгийского монарха Леопольда Второго. Сами понимаете, львиную долю экспозиций занимали тогда не столько «самобеглые» экипажи, сколько велосипеды. В 1978-м организаторы решили отделить зерна от плевел: шоу легковых автомобилей стали проводить по четным годам, а коммерческих – по нечетным.

Победитель конкурса «Фургон года» – универсал Opel Astra Van

Впрочем и поныне понятие «коммерческие автомобили» в Брюсселе трактуют весьма вольно. Помимо разнокалиберных грузовиков сюда затесались легковые автомобили с кузовом «универсал», внедорожники... и даже мотоциклы. Недаром название салона звучит нынче так: «Commercial & Recreational Vehicles Show», то есть шоу коммерческих автомобилей и автомобилей для отдыха.

Особых откровений от нынешнего салона никто, понятно, не ждал. Ведь только что последние новинки мира грузовиков прогремели в Ганновере и Париже. Не будем, однако, судить слишком строго. У каждой выставки своя сверхзадача. Здесь по нечетным годам проходит церемония награждения победителей престижных конкурсов «Грузовик года» и «Фургон года» (по четным годам на автосалоне в Амстердаме).

Виновник торжества – грузовик 1999 года Mercedes-Benz Atego

После некоторых колебаний жюри, в которое входят европейские журналисты из специализированных изданий, освещающих автотранспортную тематику, присудило титул «Фургон года» Opel Astra с кузовом «универсал». Главную конкуренцию победителю составил тоже Opel, дебютировавший в Ганновере – Movano. Но, поскольку внешне Movano – это тот же Renault Master, признанный «Фургоном года» в прошлом году, то предпочтение на сей раз отдали Astra.

Грузовиком 1999-го стал, как вы знаете, Mercedes-Benz Atego, на пять очков опередивший другого претендента – Volvo FM. По такому случаю на стенде DaimlerChrysler столпотворение: приветственная речь председателя жюри конкурса Тилта Тамме, вспышки фотокамер, «живая» музыка и снующие туда-сюда официанты с шампанским. Затем все стихает и журналистская братия вновь разбредается по выставочным залам.

Дизельный двигатель OM 611 LA с системой впрыска Common Rail

Пойдем, пожалуй, и мы, но прежде задержимся еще немного у стенда DaimlerChrysler. Ведь здесь в отдельном зальчике затаилась одна из немногочисленных мировых премьер Брюсселя. Речь о малотоннажнике Mercedes-Benz Vito с дизельным двигателем, оснащенным системой впрыска топлива Common Rail. С введением новых, более жестких, норм токсичности выхлопа Euro-3 сия новация займет место и на более мощных моторах, а пока швабы экспериментируют с относительно скромным по объему четырехцилиндровым OM 611 LA.

Принцип действия системы довольно прост. ТНВД под давлением в 1350 бар подает топливо в общую магистраль, а через нее к форсункам. Каждая форсунка снабжена электромагнитным клапаном. Работа клапанов регулируется электронным блоком управления. Топливо впрыскивается непосредственно в цилиндр. Применение системы общей магистрали позволяет регулировать давление впрыска в зависимости от оборотов двигателя и его нагрузки, оптимизируя качество горючей смеси и рабочий процесс. Отсюда экономия топлива, высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов и низкая токсичность выхлопа.

Концепт-трак IVECO EuroMover с новейшим двигателем семейства Cursor и автоматической трансмиссией Allison

Кстати салон, вообще, оказался богат на новинки двигателестроения. Помимо DaimlerChrysler свои новые разработки продемонстрировали также IVЕCO и Scania. Шведы показали обновленную версию 9-литрового мотора с электронной системой управления EDC (Electronic Diesel Control), отвечающего нормам Euro-3. Кроме того, это первый в практике компании случай, когда двигатель среднего объема может агрегатироваться со знаменитой сканиевской системой автоматического переключения передач Opticruise. Раньше такой чести удостаивались только 11-, 12- и 14-литровые моторы. Между прочим, сотрудничество с Cummins по системе впрыска не прошло для Scania даром. Оснащенные усовершенствованными насос-форсунками 11- и 12-литровые двигатели теперь тоже отвечают перспективным нормам Euro-3.

IVECO, как вы уже, наверно, догадались, в очередной раз похвасталась восьмилитровым мотором семейства Cursor с изменяющейся геометрией наддува. На сей раз премьерствовал внедорожный EuroTrakker, заполучивший новое сердце вслед за EuroTech. Однако куда большего внимания, по понятным причинам, удостоился концептуальный мусоровоз IVECO EuroMover, также оснащенный «Курсором».

Девятилитровый двигатель Scania DC9, оснащенный электронной системой управления (EDC), отвечает перспективным нормам Euro-3

Благодаря низко посаженной кабине компоновка грузовика весьма необычна. Двигатель у него расположен за кабиной и скрыт от постороннего взора боковыми спойлерами шириной аж 735 мм. Благодаря такому размещению силового агрегата уровень пола в кабине всего 65 см, а расстояние от земли до нижней ступеньки 38 см. Поскольку EuroMover – городская машина, то для повышения маневренности у модели с колесной формулой 6 х 2 задняя ось сделана поворачивающейся. Доберется ли итальянский мусоровоз до конвейера – покажет время, но определенно спрос на такие машины есть. Недаром низкорамные «мусорки» уже заимели в своей производственной программе Ginaf и DaimlerChrysler, а теперь сподобилась и IVECO.

Дабы покончить с мировыми премьерами и перейти к премьерам европейским, упомянем еще две новинки от Van Hool. В родных пенатах знаменитый бельгийский производитель автобусов и прицепной техники постарался не ударить в грязь лицом и продемонстрировал полуприцеп для интермодальных перевозок Ferryrailer и контейнеровоз для перевозки сорокафутовых «сундуков». Обе конструкции отличает небольшая собственная масса, – соответственно 6,4 и 4 тонны.

Полноприводная Mazda B2500 с двухрядной кабиной

Кордебалет и театрализованные сценки из повседневной жизни, подчеркивающие функциональные достоинства автомобиля, сопровождали презентацию легкого фургона Suzuki Carry. Японцы в очередной раз продемонстрировали свое умение в области малых форм. Крохотный автомобильчик, почти на метр короче нашего ижевского «каблучка», оказался, тем не менее, весьма вместительным. Объем багажного отделения 2,6 м3, а грузоподъемность 455 кг. При этом доступ к грузу открыт со всех сторон: сдвижные двери по бокам плюс поднимающаяся вверх дверь сзади. В движение кроху приводит 1,3-литровый двигатель мощностью 77 л.с.

Еще один представитель Японии – тяжелый пикап Mazda B2500 в отличие от своего соотечественника вызвал куда меньший интерес, ибо вся его новизна заключалась в двухрядной кабине. Но, как ни крути, это тоже европейская премьера.

Следующий салон коммерческих автомобилей пройдет в Брюсселе в январе 2001 года. Будем надеяться, что в грядущем веке дебютов будет больше.