МИМС-98

А. Виноградов, фото автора, Ю. Дородонова и ГАЗ

Говорят, первое впечатление – самое верное. Следуя этой присказке, мы решили поделиться своим первым впечатлением от московского автосалона с тем, чтобы позднее рассказать о его экспонатах подробнее.

Вот уже который год конец августа для автомобилистов – время жаркое. Причем безотносительно к погоде. Потому, что именно тогда проходит автосалон. Или Российский, официально зарегистрированный в Международной организации производителей автомобилей OICA, как это было в прошлом году, или «неофициальный» московский, он же MIMS, прошедший в году нынешнем.

Всякое дело надлежит начинать с пресс-конференции

В этом году Москва в конце августа была богата на события. Возник якобы не существующий банковский кризис; он плавно перерос в финансовый и наконец вылился в политический. Но все эти проблемы остались за воротами выставочного комплекса на Красной Пресне. А внутри него в течение пяти дней располагалась «тихая гавань» – царство автомобилей и всего, что с ними связано.

Да и как может быть иначе, если посетители МИМС идут к своим любимцам, а для участников... Для участников наступает страда и одновременно новогодний праздник. В США существует понятие «модельный год»; он начинается и заканчивается на самом престижном автосалоне страны. И пусть в России опыт автомобилизма не так велик, и «модельный год» пока еще не получил официального признания, он все же существует и тоже начинается на автосалоне. А потому разница между «российским» и «московским» салонами совсем не так велика, как это можно было бы ожидать. МИМС-98 в очередной раз подтвердило это наблюдение.

Историю отечественных автомобильных выставок можно вести от начала века или от советских времен, но правильнее всего считать, что отечественные автосалоны начались в 1992 году с «Московского международного мотор-шоу» или первого MIMS. С тех пор каждое новое событие такого рода становилось все больше и представительнее.

Успех «Газели» должен развить «Соболь», нацеленный на оставленную RAF рыночную нишу

В прошлом году Российский автосалон занял все имевшиеся на выставочном центре площади, и казалось, что стать еще больше он уже не сможет. Ан нет, резервы сыскались. Правда, небольшие – за счет второго этажа первого павильона и отселения мотоциклистов (у них теперь собственная выставка, проходящая весной, в апреле) из павильона. При этом практически все освободившиеся площади отошли к производителям комплектующих, аксессуаров, принадлежностей. Впрочем, так и должно быть: автомобиль и все, что вокруг него – одна из немногих прибыльных сфер бизнеса.

Как водится, главным героем прошедшей экспозиции стал легковой автомобиль. Увы, когда страна переживает непрерывную череду политических, финансовых и всех прочих мыслимых кризисов, занятие производственным бизнесом, пусть даже и транспортным, отнюдь не относится к числу наиболее прибыльных. А потому спрос на грузовики не велик. Впрочем, в этом есть и своя положительная сторона: если легковые автомобили представлялись по большей части дилерами, то грузовики выставляли непосредственно представительства фирм-изготовителей.

Нижегородский среднетоннажник на колесах малого диаметра. Как-то примет его публика?

Отечественные автостроители в полной мере отразили все переживаемые страной трудности. И выглядели они очень разно. Приятно удивил ГАЗ. Это предприятие купается в больших проектах. Прошла презентация «Нижегород Моторс» – совместного предприятия с FIAT. Кроме того, завод представил широкой публике новую модель легкового автомобиля ГАЗ-3111, производство которого намечено уже на будущий год, и набор перспективных легковушек – задне-, передне- и полноприводной.

Все эти легковые проекты велики и дорогостоящи, а потому на фронте горьковских грузовиков обозначилось продолжительное затишье. Правда, оно не помешало заводчанам начать производство «Соболей». Эту машину представители завода порою называют «минивэном». Однако для такой категории она все же великовата; «Соболя» скорее можно назвать «микроавтобусом», ибо он занимает ту самую нишу, которую освободил РАФ.

Вопрос о том, производит ли ГАЗ среднетоннажные грузовики, сегодня скорее всего нужно считать открытым. На прошедшей в первый день салона пресс-конференции он был прямо задан руководителям завода. Расплывчатый ответ мы поняли так, что производство их пока прекращено, но если вы хотите купить, то, пожалуйста, – в любых количествах... И машины такого класса завод на салон привез.

Дебютанты российского рынка – автобусы Hyundai

Но, пожалуй, самым выдающимся событием газовской пресс-конференции стали слова г – на Пугина о повышении качества ГАЗов как первостепенной задаче завода. Видно, если не дилеры, то европейские партнеры заводчан в этом вопросе допекли.

Перспективный «Атаман», вызвавший в позапрошлом году столько споров, в третий раз приехал в Москву. Но теперь он, похоже, потихонечку становится бесперспективным: на сей раз место ему досталось в череде среднетоннажников, да еще и в заднем ряду. Там же, в самом конце, оказалась еще одна странная машина – среднетоннажник на колесах малого диаметра. Сюда его привезли для выявления реакции публики: что ни говори, а немалая часть производства стоит, может, хоть так ее удастся оживить...

КамАЗ также продемонстрировал «низкорамный автомобиль». Правда, в отличие от нижегородской эту машину можно просто купить. Видимо феноменальный успех ГАЗели и почти успех «Бычка» заставили татарских автомобилестроителей предположить, что главная проблема не в классе, а в исполнении машины, и предложить покупателям еще один вариант. Видит Бог, едва ли их можно за это осуждать. Когда-то продукция завода, рассчитанного на производство 150 тыс. тяжелых грузовиков в год, раскупалась, как горячие пирожки. Сегодня, после всех напастей, для завода каждая сотня дополнительно проданных машин – заметная прибавка к бюджету.

Этот четырехосный самосвал на стенд не поместился и вместе с представителем фирмы собирал народ у входа на МIMS

АМО ЗИЛ постепенно разворачивается лицом к покупателю. Его экспозиция строилась под девизом: «Показывать то, что можем реально продавать». Предприятие также пришло на салон с дебютантами – автобусом и цельнометаллическим фургоном на шасси «Бычка». Обе машины, если не получили, то вот-вот получат «Одобрение типа», а потому проходили по категории серийных.

Заявил о своем существовании новый автобусный завод. Его продукция, «Иритобус», детище фирмы «Ирито», также базируется на шасси «Бычка». Непосредственно перед автосалоном мы познакомились с автобусом поближе. Рассказ о нем – в этом номере.

Не обошлось дело и без иностранных дебютантов. Настоящим откровением стал выход на российский рынок грузовых автомобилей и автобусов корейской фирмы Hyundai, до сих пор известной у нас в качестве одного из крупнейших южнокорейских производителей легковых автомобилей. Любопытно, что стенд фирмы с выставленными на нем автобусами благополучно соседствовал со стендом официального дилера с грузовыми машинами той же марки. Оперативность и энергия, с которыми работает компания, впечатляют.

Этот очаровашка из Испании дебютировал в Европе в конце прошлого года

Hyundai – не единственная фирма, нацелившаяся на рынок коммерческих машин. Вслед за Citroen, продемонстрировавшим в прошлом году своего «каблучка», с версией Pick Up своей теперь уже знаменитой Felicia выступила Skoda.

И, наконец, последний экспонат, оставивший яркое впечатление. Это очаровательный симпатяга-автобус, стоявший в ряду Volvo. Детище испанского завода (согласно корпоративной политике Volvo производит только шасси, а изготовлением кузовов занимаются многочисленные местные филиалы), дебютировавшее в конце прошлого года, можно было бы назвать дебютантом российского рынка. Да только полтора десятка таких машин уже обслуживают туристов в Питере.

Что было – то было. Впрочем, по-своему красноречивое свидетельство – то, чего не было. А потому несколько слов о тех, кого на МИМС-98 не оказалось. Среди них отметим основного поставщика «бычьих сердец» – минский моторный завод и крупный моторостроительный комплекс в Тутаеве. И это обстоятельство косвенно подтверждает мнение некоторых специалистов о не слишком удачной размерности – 140 х 140 – тутаевской продукции. Да и заверения ММЗ на предмет соответствия их двигателей EURO-2 выглядят слабо.

Настоящая битва развернулась в павильонах 2, 3, 6... – среди продавцов и производителей аксессуаров и комплектующих. И пусть за воротами господствует финансовый коллапс и банки прекратили проводить платежи, установщики и автосервисы вполне способны расплачиваться наличными. А потому ремонтники получали максимум внимания со стороны продавцов профессионального инструмента.

Продавцы инструмента показывали его в работе и с почетом встречали каждого ремонтника

MMS, крупный дистрибьютор охранных и противоугонных систем многих марок, крутил шоу с обнаженной натурой. В противоположность ему Geolink Electronics, производитель транспондерных охранных систем для дома, офиса, паркинга и бесспорный мировой лидер в области автомобильных транспондерных противоугонных систем, на своем стенде скромно увеличивал список авторизованных установщиков...

Настоящее сражение происходило и между крупными торговыми домами, специализирующимися на запчастях, и еще одно – между дистрибьюторами всемирно известных марок ГСМ. 76 Lubricants Compani, Castrol, Esso, BP, Shell... – здесь присутствовали практически все марки, борясь за рынки с такими отечественными производителями, как «ЛУКОЙЛ».

Свои битвы вели шинники. На МИМС были представлены практически все известнейшие мировые и отечественные марки. А поскольку на стендах располагались главным образом торговцы, то и товар свой они двигали с максимальной энергией. А потому иные посетители, захваченные запчастево-аксессуарным вихрем, вдруг обнаруживали, что день кончается, а они так и не успели посмотреть на главных героев – автомобили. Впрочем, для многих из тех, кто ходил здесь целыми днями, именно эти железки и были самым главным.