LiuGong 925LC
КРАНЭКС ЕК400
Эксмаш Е180R LC
«Ковровец» ЕТ-18LC
«Ковровец» ЕТ-26
|
Универсальные, или строительные, гусеничные экскаваторы – самая популярная категория строительной техники. Традиционно к строительным относят экскаваторы массой до 70 т, хотя тяжелые машины применяют на очень крупных строительных объектах, на переработке строительного лома, в карьерах; выпускают их немного и под заказ. Наиболее ходовые, массовые типоразмеры, производство которых поставлено на поток, – от 20 до 33 т. Они занимают львиную долю в мировом производстве, составляющем около 140 тысяч экскаваторов массой более 13 т. Ниже рассмотрены линейки экскаваторов массой от 13 до 70 т, представленных на российском рынке.
Со временем из отечественных предприятий, специализирующихся на производстве гусеничных экскаваторов, остались ивановский «КРАНЭКС», Группа ГАЗ, Уралвагонзавод и «Эксмаш». В активе ивановского завода «КРАНЭКС» пять моделей строительных экскаваторов, выпускаемых серийно: ЕК230, ЕК240LC, EK270LC, EK330 и ЕК400 массой 23; 24; 28; 32 и 40 т. Модель ЕК450FS массой 45 т., оснащенную рабочим оборудованием «прямая лопата» компания позиционирует как карьерную. Аббревиатура LC (Long Carriage) заимствована из западной терминологии и означает удлиненную гусеничную тележку. Широко использована импортная агрегатная база – двигатели Deutz, гидроаппаратура Bosch Rexroth, Hydrauto, Haldex, Manuli, агрегаты ходовой части Italtractor, Trasmital Bonfiglioli. Несущие металлоконструкции выполнены из стали 10ХСНД, ковши – из стали Hardox. Для приведения частоты вращения двигателя и насоса, подачи давления в гидросистеме в соответствие с нагрузкой в систему управления моделями ЕК230, ЕК240 (модели 2006 г.) введены рабочие режимы – всего шесть, в том числе Power Boost. У модели ЕК330, запущенной в серию также 2006 г., два рабочих режима – «Автогаз» и «Автодизель». Более ранние модели ЕК270LC и ЕК400, выпускаемые с 2004 г., оснащены дизелями ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238Б, с которыми с которыми система рабочих режимов не реализуема. Гусеничные экскаваторы, поставляемые Группой ГАЗ, строят в кооперации заводы «Тверской экскаватор» и «Ковровец». Сегодня производственная линейка насчитывает шесть моделей массой от 14 до 27 т – это ЕТ-14, ЕТ-16, ЕТ-18, ЕТ-18LC, ЕТ-20 и ЕТ-26, сборку которых ведут в Коврове. Тверской завод поставляет ряд комплектующих, в том числе унифицированную кабину. «Группа ГАЗ» стремится расширять предложение за счет разнообразия комплектации, ее вариативности. Покупатель, исходя из своих задач и финансовых возможностей, может подобрать готовую модификацию или даже конструировать экскаватор, выбрав подходящий вариант двигателя, гидроаппаратуры, оснащения кабины и т. д. Поворотные платформы экскаваторов ЕТ-14 (масса 14,8 т), ЕТ-16 (16 т) и ЕТ-18 (18 т) унифицированы с колесными ЕК-14, ЕК-16 и ЕК-18. Гусеничные тележки разработаны и изготовлены Ковровским заводом. Для каждой модели предлагают несколько модификаций, различающихся рабочим оборудованием, гидроаппаратурой и двигателями – Д-245 или Perkins 1104C-44TA. Модель ЕК-18 – чемпион по числу модификаций, их насчитывается десяток. На выставке «СТТ-2008» Группа ГАЗ представила ЕТ-18LC с башмаками шириной 900 мм для работы на слабонесущих грунтах. Второй новинкой в разделе «гусеничные экскаваторы» стал ЕТ-20, платформа которого, как у «младших» моделей, унифицирована с колесным аналогом, также новинкой ЕК-20. Экскаватор оснащен двигателем ЯМЗ-236, современной гидроаппаратурой и новой кабиной, обещающей лучший комфорт. «Старшая» модель ЕК-26 – детище Ковровского завода с унифицированной тверской кабиной. Ее масса – 27 т. В дальнейшие планы Ковровского завода заложены новые 30- и 40-тонные экскаваторы. Тверское предприятие «Эксмаш» в 2007 г. представило гусеничную модель Е180R LC массой 18 т. Экскаватор выгодно отличает дизайн, особенно низкий профиль моторного отсека, придающий не только современный, привлекательный вид, но и обеспечивающий хороший обзор вправо и назад. Использована широкая гамма импортных агрегатов – двигатель Deutz, гидроаппаратура Bosch Rexroth, агрегаты трансмиссии Italtracktor. Основные металлоконструкции – шасси, поворотная платформа, рабочее оборудование, кабина – оригинальной разработки. ФГУП ПО «Уралвагонзавод» выпускает 32-тонный ЭО-5126 и 29-тонный ЭО-4126. Дизайн экскаваторов выполнен в духе советской школы 30-летней давности. ЭО-5126 отличается высокой надстройкой над моторным отсеком – экскаваторы оснащают ярославскими дизелями, требующими вместительного моторного отсека как для самого двигателя, так и для узлов систем питания, выпуска и охлаждения. Глубина копания обеих моделей составляет 6,2 м. Завод предлагает башмаки шириной 600 и 900 мм, болотоходную гусеницу, несколько вариантов ковшей разного назначения и вместимости, в том числе ковш-перевертыш, зуб-рыхлитель; предусмотрена возможность навески гидромолота. В мировом рейтинге появляется все больше китайских компаний, оттесняющих на задний план менее расторопных американцев и европейцев. Из производителей гусеничных экскаваторов в Top-50 присутствует компания Guangxi Liugong Machinery Co., Ltd. (LiuGong), продукция которой уже широко представлена на российском рынке. Модельный ряд этой компании сфокусирован на среднем классе экскаваторов. Из всего восьми моделей массой от 13,5 до 23,3 т семь входят в диапазон 19,8...23,3 т. Хотя внешне экскаваторы напоминают Caterpillar предыдущего поколения, силовые агрегаты у них Cummins китайского производства. Экскаваторы не обременены электроникой и по устройству чрезвычайно просты. Судя по качеству сварки, сборки и окраски, они не рассчитаны на большой ресурс. При принятых на китайских заводах темпах производства иное трудно себе представить. Покупая экскаватор, имеет смысл, прежде чем платить, познакомиться с ним лично.
(Окончание следует)
|